СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метод проектных технологий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метод проектных технологий на уроках русского языка

Здравствуйте дорогие коллеги!

В своей деятельности я использую метод проектых технологий и хочу поделиться с вами моим опытом.

В современных условиях, когда внедряются новые ФГОС вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, самостоятельно добывать необходимую информацию, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, - формирование умения учиться. Поэтому метод проектов (проектная технология) – это один из методов личностно-ориентированного обучения, который открывает большие возможности в этом плане. И я в своей деятельности избрала именно этот метод обучения как способ организации самостоятельной деятельности учащихся в процессе решения задач учебного проекта.

Проектная деятельность позволяет:

  1. выработать самостоятельные исследовательские умения (формулировка проблемы, сбор и обработка информации, анализ полученных результатов);
  2. развить творческие способности и логическое мышление;
  3. объединить знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщить к конкретным жизненно важным проблемам.

Что же такое проект? Само понятие проект означает план, замысел, описание того, что предстоит сделать. Проект – это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.

Традиционно выделяют три типа проектов:

1 научные (исследовательские);

2 социальные;

3 образовательные (учебные).

В своей деятельности я использую учебные проекты.

Что дает учебный проект? Во-первых, эта работа запланирована в рамках учебной программы, проект вписан в контекст учебного процесса и подразумевает выставление оценок за его выполнение. Во-вторых, это совместная творческая, учебно-познавательная работа, в которой учитель и учащиеся - партнеры. В-третьих, направлена на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. И, наконец, это освоение конкретных знаний на уровне их практического применения.

Кроме того, используемый мной метод, дает возможность применять информационные компьютерные технологии.

Этапы проектной деятельности:

1. Подготовительный. Он предполагает определение темы, цель проекта и конечный продукт.

Постановка проблемы – один из самых важных этапов. Обычно я предлагаю проблему в самых общих чертах и даю своим ученикам возможность обсудить её, домыслить, переформулировать и предложить конкретную тему, над которой им было бы интересно работать.

2. Планирование. Он включает в себя уточнение количества участников, формирование групп, распределение обязанностей, определение источников информации, ознакомление с критериями оценки результатов и составление оптимального плана работы.

Под моим руководством учащиеся разбиваются на группы, распределяют роли, определяют вид проектного продукта и форму его презентации. Далее они самостоятельно делят работу на промежуточные этапы, определяют время работы на каждом этапе.

Планирование – это очень важный этап, так как умение самостоятельно планировать пути достижения целей, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами - это важнейший этап освоения основной образовательной программы, предусмотренной ФГОС. Таким образом, обучая ребят планированию, я достигаю очень важную цель: формирую умения, которые понадобятся моим ученикам не только в учебной деятельности, но и в жизни.

3. Реализация проекта. Это сбор и обработка информации, решение возникающих вопросов и проблем, оформление проекта.

На этом этапе ученики работают в группах, самостоятельно собирают и обрабатывают информацию, оформляют проект, а я на правах наставника и партнера оказываю помощь в поиске и обработке информации, провожу консультации, групповые и индивидуальные. Степень моего участия минимальна, т.к. для меня важна самостоятельная работа учащихся, их творческая активность. Также необходимо поддерживать и поощрять детей в их деятельности на этом этапе, чтобы их интерес не пропал, что я и делаю.

Важность этого этапа в том, чтобы научиться решать текущие проблемы, определять наиболее эффективные способы достижения результата, что способствует адаптации личности в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

4. Презентация (представление проекта). Он предполагает представление результатов проекта аудитории, ответы на вопросы, интерпретацию полученных результатов.

Основная задача этого этапа – представить одноклассникам или специальному жюри результаты своей работы.

Ученики представляют результаты проекта, демонстрируют понимание проблемы, цели и задачи проекта.

В жюри может быть администрация школы, учителя, одноклассники. Жюри принимает отчет, оценивает умение выступать, общаться, обосновывать свое мнение и подводить итог выполненной работы. В нашей школе ученики выступали и перед своими одноклассниками, и на открытом уроке в присутствии учителей школы.

5. Осмысление и оценка проекта. На этом этапе проводится подведение итогов. После презентации ученики коллективно обсуждают результаты проекта, а я как учитель, оцениваю работу учащихся, качество отчета и работу каждого отдельного учащегося на протяжении всего проекта.

Таким образом, метод проектных технологий в процессе решения задач учебного проекта позволяет ученику выработать следующие умения и навыки:

1 формулировать проблему;

2 самостоятельно планировать свою деятельность и соотносить свои действия с планируемыми результатами;

3 находить эффективные способы достижения результатов;

4 работать в команде;

5 отстаивать свою точку зрения и выступать на публике.

Кроме того, работа по методу проектных технологий развивает творческие способности и логическое мышление учащихся.

По методу проектных технологий я работаю уже не один год на уроках русского языка и поэтому хочу поделиться опытом.

Когда я решила использовать метод проектных технологий, я начала его внедрять на уроках с ребятами 9 класса. Как известно, проект начинается с обсуждения проблемы. И на одном из уроков я предложила ребятам обсудить проблему подготовки к выпускным экзаменам (государственной итоговой аттестации) по русскому языку для наиболее успешной их сдачи. Девятиклассники поддержали мою идею, сказав, что это очень актуально на данный момент, и стали обсуждать её, развивать, делиться своими мыслями. Так родилась идея нашего первого проекта. Мы решили создать рабочую тетрадь по русскому языку, куда бы вошли темы экзаменационных заданий, которые необходимо изучить и повторить.

А для материалов ребята предложили использовать литературные произведения, которые входят в программу по литературе 9 класса. Эта идея хороша еще и тем, что происходит интеграция двух очень близких предметов русского языка и литературы.

Кроме того, идея создания такой рабочей тетради понравилась мне и в особенности ребятам тем, что в дальнейшем она могла бы служить хорошим учебным пособием для учащихся. Таким образом, ребята становились авторами дидактических материалов, что повышало их значимость в собственных глазах и в глазах окружающих.

И вот спустя месяц ребята впервые презентовали перед одноклассниками свои первые проекты – конечный продукт нашей деятельности.

Категория: Русский язык
07.08.2015 19:02


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!