СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК НАИБОЛЕЕ АДЕКВАТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изменения, которые произошли в конце XX века и происходят в настоящее время в обществе, существенно преобразили все стороны человеческой жизни, обусловив новую социальную ситуацию. Данные изменения нашли отражение и в характере современного образования - в его направленности, целях, содержании, которые все отчетливее ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. 

Однако в реальной образовательной практике в настоящее время ощущается несоответствие существующей системы образования новым социально-экономическим задачам. Выпускники школ оказываются недостаточно подготовленными в таких сферах как использование знаний для объяснения явлений, поиск, анализ и интерпретация информации, организация коммуникации, решение проблем. 

Современное образование, обеспечивая репродуктивный уровень мышления, не создает условия для становления более сложных уровней развития школьников. Основными же характеристиками задач, наиболее часто возникающими в современной жизни, являются неопределенность, неоднозначность, противоречивость, недостаточная надежность информации, наличие альтернативных точек зрения. Поэтому усилия современного образования должны быть направлены на формирование такого качества знаний и умений выпускника школы, которое связано, прежде всего, с гибкостью, широтой переноса в другие ситуации, устойчивостью к противоречию и неопределенности, и позволяющего применять полученные знания при решении задач, отличных от тех, в которых они усваивались. Требования современного общества к качеству образования, изменение взглядов на предназначенность школы предполагают корректировку целевой направленности современного образования.

Сегодня конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Одним из ответов системы образования на этот запрос времени является компетентностно-ориетированное обучение, обозначенное в Базовом стандарте базового и среднего общего среднего образования Украины. В нем позиционируются следующие положения:

– Школа, ориентированная исключительно на академические и энциклопедические знания, с точки зрения запросов рынка труда устарела.

– Образование должно быть нацелено на формирование у выпускников ключевых компетенций, адекватных социально-экономическим условиям.

Введение понятия компетентности позволяет решить типичную проблему для современных школ, когда ученики хорошо владеют набором знаний, но испытывают трудности в их использовании для решения конкретных задач.

Под компетенцией понимается готовность субъекта эффективно сорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели. В этой связи мне хотелось бы начать с определения различий между понятиями «компетенция» и «компетентность».

Компетенция в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Другими словами, компетенция – это набор, так нами до боли знакомых ЗУНов, а компетентность – это качество владения ими, это то, каким образом, компетенция проявляется в деятельности. 

Введение понятия образовательных компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. Образовательная компетенция предполагает усвоение учеником не отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих личностно-деятельностный характер.

Образовательная компетенция – это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности.

Компетенции могут быть ключевыми  – это опорные наборы знаний, умений, навыков, качеств.

Какие же существуют ключевые образовательные компетенции? 

1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. 

2. Общекультурные компетенции. Ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности в вопросах национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, культурологических основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций, бытовой и культурно-досуговой сфере. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира.

3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. 

4. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио-, видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. 

5. Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. 

6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.

7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности. 

Сейчас я предлагаю вам универсальную игру "Да-нет". Я загадаю нечто, а вы попытаетесь найти ответ, задавая мне вопросы. На ваши вопросы я могу ответить только словами «да» и «нет». Внимание! Здесь лежит предмет, имеющий некоторое отношение к геометрии и очень любим детьми. Ваши вопросы. (Это яблоко, оно имеет форму шара, и очень любимо детьми.)

А теперь, уважаемые коллеги, если мы с вами обменяемся яблоками, что останется у каждого из нас? У каждого из нас останется по яблоку. А если мы с вами обменяемся идеями, что будет тогда? У каждого из нас будет по две идеи. Так говорил и Томас Эдисон.

Каждый учитель регулярно задает себе вопросы: «Как сделать эффективным процесс обучения?», «Какая методика будет адекватна современной модели образования личности?».

Я тоже задавала себе эти вопросы, пока не прочитала одну китайскую притчу. Она гласит: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь». Эта китайская пословица может служить эпиграфом нашего сегодняшнего с вами разговора.

Перед вами слово ПРОЕКТ. Какие ассоциации у вас возникают со словом ПРОЕКТ? (план, замысел). Действительно, проект – это план, замысел, в результате которого должно получиться что-то новое: продукт, программа, книга, сценарий и т.д.  

Как возникает проект? Прежде всего, с идеи, которая, как правило, рождается у учителя в результате анализа работы с детьми. Но он таким образом создает проблемную ситуацию, что ученику кажется, что эта проблема занимала его ничуть не меньше и он давно пытается ее разрешить, правда, не знал, как это сделать. Проект не обязательно должен быть ярким и масштабным, главное, чтобы тема была близкой и интересной для ученика.  Так рождается совместный взросло-детский проект. Результаты можно представить на конкурсе: на уровне класса, школы и выше. Какой проект будет заведомо выигрышный, учителю подсказывают интуиция и опыт участия в конкурсах проектной деятельности. Поэтому учитель сам для себя решает, чего он хочет: научить ребенка работать над проектом или победить в конкурсе (что, впрочем, не снижает ценности работы, а, напротив, повышает самооценку учеников).

Например, можно выяснить, как влияют комнатные растения на физическое и психоэмоциональное состояние ученика, провести эксперимент, а потом разводить в кабинете те комнатные растения, которые положительно влияют на эмоции человека и его физическое здоровье. Можно через проектную деятельность поработать в театре. Результатом будут созданные по какой-либо технологии куклы, сценарии и спектакли для первоклассников (творческая сторона проекта). Значимость такого проекта с любых аспектов педагогики трудно переоценить. Другими словами если наука, творчество и социальное понимание связаны воедино, то рождается проект. 

Как вы уже догадались, сегодня мы с вами поговорим о методе проектов – как о способе перехода от ЗУНов к ключевым компетенциям. 

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20-го века. Идея проектного метода обучения возникла в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Она хорошо были известна С.Т. Шацкому, В.Н.Сороке-Росинскому, А.С.Макаренко и многим другим. Под руководством русского педагога Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, попытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Но в 1931 году метод проектов был запрещен, и с тех пор в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике.

Сегодня метод проектов является одним из популярнейших в мире, поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. “Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Успех любой деятельности зависит от правильной ее организации. Здесь важно правило «триединства» – сотрудничество учителя, ученика и родителя. Учитель несет на себе функцию направляющего, корректирующего, консультирующего члена команды, а самое главное – вдохновителя и стратега. Ученик и родитель действуют тандемом, где ребенок является идейным исполнителем, а родитель помогает найти нужную информацию, а порой и материализовать идеи.

При работе над проектом наиболее правильным направлением считается образование различных комбинаторных групп: учитель + дети, учитель + родители, учитель + дети + родители. Скажем, два раза в неделю учитель проводит занятия с детьми по разработке проекта на уровне ребенка, обучая детей планировать, собирать информацию, знакомит с методами исследования, и один раз в неделю (например, в пятницу вечером) – по схеме: учитель + родитель + ученик, где уточняются основные принципы, правила, структура проекта, действия каждого.

В этом случае проект рассматривается на уровне ребенка, но с двойной подстраховкой: со стороны учителя и со стороны родителей.

Такая организация хороша еще и тем, что родители активно участвуют в жизни своего ребенка, их общие творческие интересы выходят за круг привычного домашнего общения.

Действительно,  основа метода проекта – его направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. А решение проблемы предусматривает с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой стороны, - необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми»: если это теоретическая проблема - то конкретное её решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.

Метод проектов предусматривает развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, анализировать полученную информацию, выдвигать гипотезы и способы достижения развития критического мышления. Использованием учителем метода проектов делает учебный процесс творческим, сжатым, целенаправленным, а ученика - ответственным и целеустремленным. Обязанность учителя - подготовить всех учащихся к посильной для каждого, но обязательной активной познавательной деятельности.

Главная задача учителя - создать условия для расширения познавательных интересов детей. Учитель-руководитель проекта должен иметь высокий уровень общей культуры, высокие творческие способности, богатую фантазию. Учитель вызывает самостоятельную активность учащихся, сообразительность и изобретательность. Развивающий эффект проектной деятельности как раз и находится в зависимости от самостоятельности детей, которые подходили бы определенному возрасту. 

 

В начальной школе проектом может быть рисунок, какая-то композиция, сделанная своими руками и т. д. Так же важно, чтобы тема проекта не давалась взрослыми. В крайнем случае, можно предложить выбрать тему из предложенных учителем. Еще лучше, когда тему выбирают учащиеся и учитель совместно. Планирование, реализация и оценка проектов в первую очередь осуществляется самими детьми.

Все учебные предметы в начальных классах обладают богатыми возможностями для организации проектной деятельности. Метод проектов целесообразен и эффективен и в работе детьми младшего школьного возраста.

Ни один современный урок нельзя представить без повышения уровня самостоятельности учащихся, творческого подхода к изучению предмета. Но каждый предмет имеет свою специфику и соответственно специфику использования тех или иных методов, технологий обучения.

Обратимся к такому предмету, как иностранный язык, его специфике. Нужен ли метод проектов в преподавании иностранных языков и как он может быть использован с учетом специфики предмета? Какие проблемы можно решать доступными учащимся языковыми средствами?

Прежде всего, подчеркну то, что на уроках иностранного языка учат способам речевой деятельности. Поэтому мы говорим о коммуникативной компетенции как одной из основных целей обучения иностранному языку. Конечно же коммуникативная компетенция может быть сформирована лишь на основе лингвистической компетенции определенного уровня.

Чтобы сформировать у учащихся необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, сформировать лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартом, необходима активная устная практика для каждого ученика группы.

Чтобы сформировать у учащихся коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно насытить урок условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи.  

Важно предоставить им возможность мыслить, решать какие-то проблемы, которые порождают мысли, рассуждать над возможными путями решения этих проблем с тем, чтобы учащиеся акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции - формирования и формулирования этих мыслей.

Вот почему мы обратились к методу проектов на этапе творческого применения языкового материала. Только метод проектов может позволить решить эту дидактическую задачу и соответственно превратить уроки иностранного языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные для учащихся проблемы с учетом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия. Ведь на таких уроках всегда должен присутствовать предмет обсуждения.

Какие же компетенции формируются в результате проектной деятельности:

1.        Рефлексивные умения:

- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения задачи;

2.        Поисковые (исследовательские) умения:

- умение самостоятельно привлекать знания из различных областей;

  -умение самостоятельно найти информацию в информационном поле;

- умение находить несколько вариантов решения проблемы;

- умение выдвигать гипотезы;

- умение устанавливать причинно-следственные связи.

3.        Умения и навыки работы в сотрудничестве:

- умения коллективного планирования;

- умение взаимодействовать с любым партнёром;

- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач:

- навыки делового партнёрского общения;

- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников;

4.        Менеджерские умения и навыки:

- умение проектировать процесс (изделие);

- умение планировать деятельность, время, ресурсы;

-умение принимать решения и прогнозировать их последствия;

- навыки анализа собственной деятельности.

5.        Коммуникативные умения:

- умение вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

- умение вести дискуссию;

- умение отстаивать свою точку зрения;

- умение находить компромисс;

- навыки интервьюирования, устного опроса;

6.        Презентационные умения и навыки:

- навыки монологической речи;

- умение уверенно держать себя во время выступления;

- артистические умения;

- умение пользоваться средствами наглядности при выступлении;

- умение отвечать на незапланированные вопросы. 

Но в любой деятельности есть свои плюсы и минусы. Считаю, что:

Плюсы проектной деятельности:

+ навыки самообразования и самоконтроля;

+ моделируется реальная технологическая цепочка: задача-результат;

+ навыки групповой деятельности;

+ индивидуальный подход;

+ интерес к познавательной деятельности

Минусы проектной деятельности:

- возрастает нагрузка на учителя;

- ученик часто попадает в стрессовую ситуацию (переоценка возможностей, технические накладки);

- психологические коммуникативные проблемы;

- проблема субъективной оценки.

 Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников.

В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”.

Считаю, что такая  педагогическая технология, как метод проектов, не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и расширяет ее.

 

Категория: Завучу
11.01.2015 23:15


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!