Проектная деятельность предполагает развитие самостоятельного мышления, умения добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные решения. Изучить математику более глубоко помогает так называемый метод проектов, т.е. внедрение учебных проектов в учебный процесс. В переводе с латинского языка «проект» означает «брошенный вперед».
Проекты бывают:
а) краткосрочные проекты (это могут быть проекты, предусмотренные для проведения на уроке или во внеурочное время для решения небольшой проблемы);
б) долгосрочные, предусматривающие решение достаточно сложной проблемы, требующей длительного наблюдения, постановки экспериментов, опытов, сбор данных, их обработка. Длительность таких проектов может быть от месяца до года и даже более.
Типы проектов:
а) исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры. Пример: проекты для старшеклассников: эссе, исследовательские рефераты.
б) творческие. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. Пример: газета, видеофильм, спортивная игра, подготовка выставки.
в) игровые. В таких проектах участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Пример: сценарий праздника эпохи, фрагмент урока, кроссворды.
г) информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте. Пример: различные сообщения, доклады.
д) практико-ориентированные. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выводы и участие каждого в оформлении конечного продукт. Пример: проект закона, справочный материал, программа действий, совместная экспедиция, наглядное пособие.
Главные цели введения метода проектов:
? показать умения обучающихся использовать приобретенный на уроках математики в школе исследовательский опыт;
? реализовать свой интерес к предмету математики;
? продемонстрировать уровень обученности по математике; совершенствовать свое умение участвовать в коллективных формах общения;
? подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития.
Этапы работы над прпоектом:
Первый этап – этап планирования. Это этап подготовки проекта. Прежде всего необходимо определиться с темой проекта. Причем тему надо выбрать такую, чтобы она была интересна каждому участнику проекта.
Второй этап – этап выполнения проекта. Обычно этот этап разбивается на два: аналитический этап и этап обобщения информации. На аналитическом этапе происходит самостоятельное исследование, поиск и обработка информации. Когда вся необходимая информация для выполнения проекта получена, ее необходимо обработать. То есть наступает этап обобщения информации. Здесь необходимо привести полученные данные в систему, обобщить их.
Организация обучения математике по методу проектов предполагает превращение учащихся в субъектов деятельности. Каждый школьник становится равноправным членом творческого коллектива. В проектную деятельность вовлечены чувства, отношения, мысли и действия школьников, чего зачастую так не хватает на уроках математики.