Критерии готовности ребёнка к школьному обучению
|
Личностная
готовность
|
Ребенок готов к школьному обучению, если школа привлекает его не внешней стороной (атрибуты - портфель, тетради), а возможностью получить новые знания
|
Интеллектуальная
готовность
|
Наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интерес к знаниям. Способность понять связи между явлениями, воспроизвести образец.
|
Социально-
психологическая
готовность
|
Умение общаться со взрослыми и сверстниками. Умение: войти в другое общество (детское), действовать вместе с другими, подчиняться интересам группы.
|
Физиологическая
готовность
|
Уровень физиологического развития, уровень биологического развития, состояние здоровья.
|
|
Критерии психологической готовности ребенка к школе
|
Социально-
психологическая
готовность к
школе
|
- Учебная мотивация:
- хочет идти в школу;
- понимает важность и необходимость учения;
- проявляет выраженный интерес к получению новых знаний.
- Умение общаться со сверстниками и взрослыми:
- ребенок легко вступает в контакт;
- не агрессивен;
- умеет находить выход из проблемных ситуаций общения;
- признает авторитет взрослых.
- Принятие учебной задачи:
- умеет внимательно слушать;
по необходимости может уточнить задание.
|
Развитие
школьно-
значимых
психологических
функций
|
- Развитие мелких мышц руки:
- рука развита хорошо;
- ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами.
- Пространственная организация, координация движений:
- умение правильно определять выше - ниже, вперед - назад, слева - справа.
- Координация системы глаз – рука:
- ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например из книг).
- Развитие логического мышления:
- способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении;
- умение правильно объединять предметы в группы по общим сравнительным признакам.
- Развитие произвольной памяти, способность к опосредованному запоминанию:
- связывать запоминаемый материал с конкретным символом (слово-картинка либо слово-ситуация).
|
|
|
Вы хотите лучше понять особенности развития своего ребенка?
|
Постарайтесь ответить себе на следующие вопросы.
- Умеет ли ребенок играть в сюжетно ролевые игры, доступны ли ему игры с правилами?
- Есть ли у ребенка друзья?
- Умеет ли ребенок вступать в разговор со старшими?
- Умеет ли ребенок оценивать свои поступки?
- Есть ли у ребенка любимые игры, книжки, мультфильмы?
Если ответ на какой-либо из этих вопросов отрицательный или частичный, не расстраивайтесь. У вашего ребенка еще достаточно времени до поступления в 1 класс. Вам надо только очень захотеть ему помочь, и вас все получится.
|
|
Какие знания необходимы ребенку при поступлении в школу?
|
Развитие речи
и готовность к
овладению
грамотой
|
- Одним из важнейших критериев готовности ребенка к школе является развитие фонематического слуха, которое включает:
- умение выделять заданный звук в потоке речи;
- умение определять позицию звука в словах(в начале, в середине, в конце);
- владение навыками звукового разбора слов: различие гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных, твердых и мягких согласных.
- Умение членить слова на слоги.
- Умение составлять предложения из 3 – 4 слов.
- Умение использовать обобщающие понятия, подбирать определения к существительному.
- Умение составлять рассказы по серии картинок, по сюжетной картинке, рассказ на заданную тему.
- Умение составлять рассказы о предметах (по плану, предложенному взрослым).
Самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов.
|
Развитие
элементарных
математических
представлений
и
готовность к
обучению
математике
|
- Счет и отсчет предметов заданного количества.
- Владение прямым и обратным счетом в пределах десяти.
- Умение называть предыдущее и последующее число от заданного.
- Знание состава чисел первого десятка(из отдельных единиц) и из двух меньших чисел.
- Знание цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
- Знание знаков +, –, =, умения пользоваться арифметическими знаками действий.
- Умение соотносить цифру и число предметов.
- Способность составлять и решать задачи на сложение и вычитание.
- Знание геометрических фигур: круг, квадрат, четырехугольник.
- Умение делить круг, квадрат на две и четыре части.
- Умение ориентироваться на листке клетчатой бумаги.
|
Кругозор
ребенка и
готовность к
усвоению
знаний.
|
- Умение называть домашний адрес, телефон, полные имена родителей и состав семьи.
- Иметь общие понятия о различных видах деятельности взрослых.
- Знать правила поведения в общественных местах и на улице.
- Иметь общие понятия о временах года и сезонных явлениях.
- Знать название месяцев, дней недели и их последовательность.
|
|