СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая работа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока

Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели, цели урока.

Что же такое цель? Общепринято в науке, что цель – это предполагаемый, заранее (мысленно или вербально) планируемый результат деятельности по преобразованию какого-либо объекта. Обычно цели ставятся на уроке в соответствии с целями системы более высокого порядка – целями обучения и образования. С позиции системы обучения цель урока (как системы) выступает как функция системы обучения.

Общая цель урока (триединая цель урока) конкретизируется в дидактических целях: образовательной, развивающей и воспитывающей.

Образовательные цели урока

Вы пишите, что пройдете на уроке (конкретно): факты, события, термины, даты.

Пример:

На основе анализа фактов. подвести учащихся к пониманию того, что.

Обеспечить освоение учащимися следующих фактов., понятий., идей., терминов.

Выявить и осмыслить причины., сущность., значение.

Воспитательные цели урока

Это - эмоции, чувства, убеждения, отношение

Пример:

Способствовать формированию чувств., или эмоций, показав.

Вызвать у школьников. отношение.

Укрепить взгляд в том, что.

Воспитание бывает разным: нравственное, патриотическое, эстетическое, трудовое воспитание и т.д.

Развивающие цели урока

Делятся на две категории:

Развитие мышления (анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение)

Навыки-умения (речь, память, воображение, чтение, составление плана, хронология, конспект, работа с картой)

Пример:

С целью развития умения. организовать систему познавательных заданий.

Организовать самостоятельную работу учащихся по развитию. с помощью вопросов и заданий. используя. формы деятельности

Коррекционные цели

научить детей применять полученные знания на практике, расширение кругозора и запаса знаний и представлений, обогащение словарного запаса детей.

Триединая цель урока определяет характер взаимодействия учителя и учеников на уроке, а реализуется не только в деятельности учителя, но и в деятельности учеников и достигается только в том случае, когда к этому стремятся обе стороны. Поэтому триединая цель урока в соответствующей интерпретации (только познавательный и в отдельных случаях развивающие аспекты) должна ставиться перед классом в ученическом варианте. Иными словами цели современного урока могут быть представлены двумя видами:

- цели деятельности учителя;

- цели деятельности учащихся.

Триединая цель урока носит слишком общий характер. Она не может быть достигнута сама по себе. Ее обязательно необходимо декомпозировать (расчленить) на цели этапов и учебно-воспитательных моментов, если урок четко этапируется, или на цели учебно-воспитательных моментов, если логическое построение урока не связано с его членением на этапы.

В настоящее время в результате развития технологического подхода к обучению происходит пересмотр способов постановки целей. Способ постановки целей, который предлагает педагогическая технология, отличается повышенной инструментальностью. Он состоит в том, что цели обучения (цели урока) формулируются через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся (что он будет знать, уметь и т.д.). К цели предъявляются следующие требования:

- цель должна быть конкретна;

- четко ориентирует на усвоение фактов, понятий и т. д.;

- цели конкретизируется в задачах, все задачи объясняются учащимся

Принципы целеполагания:

  1. Цели обучения должны быть напряженными, ориентированными на максимум возможностей и тем самым вызывать высокую активность (это положение надо помнить постоянно).
  2. Цели должны быть принципиально достижимыми, в противном случае они приводят к "самоотключению" учащихся от решения поставленных задач.
  3. Цели должны осознаваться учащимися, иначе они не становятся руководством к действию.
  4. Цели должны быть конкретными, в то же время перспективными, смотрящими в завтра.
  5. Цели должны быть пластичными, меняющимися с изменением условий.

Цели становятся носителями методической функции в том случае, если:

  • язык целеполагания становится доступным и понятным как учителю, так ученику и родителям (точность и понятность формулировок);
  • при конструировании формулировок целей используются только структурные элементы языка целеполагания (основными структурными элементами языка целеполагания являются служебные слова: «уметь», «знать», «применять», «иметь представление о», «уметь давать характеристику»; тело цели: осваиваемые понятия, операции, утверждения и связи между ними);
  • представление требований стандарта на языке целей (методическое мастерство учителя проявляется в четком и ясном видении на языке целей требований образовательного стандарта: видение нового уровня, на который должен быть выведен ученик при реализации данной цели. В традиционной методике по большинству учебных предметов ни методисты, ни учителя не обращали должного внимания на краткое, четкое и ясное формулирование целей обучения. Обычно речь шла об объеме учебного материала, но не об ином учебном качестве обучаемого при достижении цели);
  • обеспечение при формулировании цели ее диагностируемости (диагностируемость обеспечивается механизмом простого установления факта достижения обучаемым цели);
  • строгое соблюдение последовательности процедур при целеполагании.

Примерные формулировки целей уроков

Образовательные

Воспитательные

Развивающие цели

- раскрыть…

- изучить…

- выяснить…

- познакомить…

- показать…

- ознакомить…

- проследить…

- обучить…

- добиться понимания и воспроизведения конкретного материала,…

- сформировать знания и умения в соответствии с требованиями по предмету…

- проверить уровень подготовленности учащихся по данной теме…

- закрепить умения и навыки…

- осуществить контроль знаний по данной теме…

- вооружить учащихся новыми знаниями

- проконтролировать степень усвоения следующих основных знаний, умений и навыков, изученных и сформированных на предыдущих уроках…

- обеспечить усвоение следующих основных задач, входящих в содер­жание темы урока

- сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие специальные умения и навыки по данному учебному материалу

- сформировать (закрепить, продолжить формирование) следующие общие учебные умения и навыки на материале этого урока

- развить знания, умения и навыки на учебном материале урока

содействовать в ходе урока воспитанию

- дисциплинированности…

- аккуратности…

- настойчивости в учебе…

- культуры речи…

- трудолюбия…

- честности…

- ответственного отношения к учебному труду…

- нравственных качеств…

- воли, решительности, смелости при выполнении заданий…

- самостоятельности, добросовестности…

- творческого подхода к решению поставленных задач…

- формирование правосознания, гражданской ответственности…

- в целях решения задач физического и санитарно-гигиенического вос­питания, развития работоспособности, профилактики утомления ….

- в целях решения задач трудового обучения и воспитания…

- осуществлять нравственное воспитание, обеспечить в ходе урока изуче­ние следующих вопросов: патриотизм, интернационализм, гуманизм, товарищество, этические нормы поведения …

- Развитие памяти учащихся…

- развитие познавательного интереса учащихся…

- развитие любознательности учащихся…

- формировать умение анализировать на основе нескольких источников…

- формировать умение прослеживать причинно-следственные связи и выявлять признаки понятий…

- развивать умение извлекать знания из различных источников…

- умение составлять простой план…

- умение составлять сложный план…

- развитие двигательной сферы…

- умение работать с инструкционной картой…

- умение работать с учебником…

- развивать умение сравнивать…

- выявлять закономерности…

- обобщать…

- умение выделять главное, существенное…

- развитие речи учащихся…

- развитие творческой активности…

- воспитание внимания…

- развитие вычислительных навыков…

- развитие памяти…

- развитие навыков самоконтроля познавательной активности.

- интерес к изучаемому предмету, навыков самообразования…

- в целях решения задач развития у учащихся умений выделять глав­ное, существенное в изучаемом материале …

- в целях формирования умений сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия …

- для решения задачи развития у школьников самостоятельности мыш­ления и в учебной деятельности обеспечить в ходе урока …

- обеспечивая развитие речи учащихся …

- формировать у школьников умения преодолевать трудности в уче­нии, закалять волю, обеспечивать ситуации эмоциональных переживаний

- для развития у учащихся познавательного интереса

- в целях развития интеллектуальных способностей, мыслительных умений, переноса знаний и умений в новые ситуаций …

Категория: История
22.02.2016 21:36


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!