СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Цели урока
Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели, цели урока.
Что же такое цель? Общепринято в науке, что цель – это предполагаемый, заранее (мысленно или вербально) планируемый результат деятельности по преобразованию какого-либо объекта. Обычно цели ставятся на уроке в соответствии с целями системы более высокого порядка – целями обучения и образования. С позиции системы обучения цель урока (как системы) выступает как функция системы обучения.
Общая цель урока (триединая цель урока) конкретизируется в дидактических целях: образовательной, развивающей и воспитывающей.
Образовательные цели урока
Вы пишите, что пройдете на уроке (конкретно): факты, события, термины, даты.
Пример:
На основе анализа фактов. подвести учащихся к пониманию того, что.
Обеспечить освоение учащимися следующих фактов., понятий., идей., терминов.
Выявить и осмыслить причины., сущность., значение.
Воспитательные цели урока
Это - эмоции, чувства, убеждения, отношение
Пример:
Способствовать формированию чувств., или эмоций, показав.
Вызвать у школьников. отношение.
Укрепить взгляд в том, что.
Воспитание бывает разным: нравственное, патриотическое, эстетическое, трудовое воспитание и т.д.
Развивающие цели урока
Делятся на две категории:
Развитие мышления (анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение)
Навыки-умения (речь, память, воображение, чтение, составление плана, хронология, конспект, работа с картой)
Пример:
С целью развития умения. организовать систему познавательных заданий.
Организовать самостоятельную работу учащихся по развитию. с помощью вопросов и заданий. используя. формы деятельности
Коррекционные цели
научить детей применять полученные знания на практике, расширение кругозора и запаса знаний и представлений, обогащение словарного запаса детей.
Триединая цель урока определяет характер взаимодействия учителя и учеников на уроке, а реализуется не только в деятельности учителя, но и в деятельности учеников и достигается только в том случае, когда к этому стремятся обе стороны. Поэтому триединая цель урока в соответствующей интерпретации (только познавательный и в отдельных случаях развивающие аспекты) должна ставиться перед классом в ученическом варианте. Иными словами цели современного урока могут быть представлены двумя видами:
- цели деятельности учителя;
- цели деятельности учащихся.
Триединая цель урока носит слишком общий характер. Она не может быть достигнута сама по себе. Ее обязательно необходимо декомпозировать (расчленить) на цели этапов и учебно-воспитательных моментов, если урок четко этапируется, или на цели учебно-воспитательных моментов, если логическое построение урока не связано с его членением на этапы.
В настоящее время в результате развития технологического подхода к обучению происходит пересмотр способов постановки целей. Способ постановки целей, который предлагает педагогическая технология, отличается повышенной инструментальностью. Он состоит в том, что цели обучения (цели урока) формулируются через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся (что он будет знать, уметь и т.д.). К цели предъявляются следующие требования:
- цель должна быть конкретна;
- четко ориентирует на усвоение фактов, понятий и т. д.;
- цели конкретизируется в задачах, все задачи объясняются учащимся
Принципы целеполагания:
Цели становятся носителями методической функции в том случае, если:
Примерные формулировки целей уроков
Образовательные |
Воспитательные |
Развивающие цели |
- раскрыть… - изучить… - выяснить… - познакомить… - показать… - ознакомить… - проследить… - обучить… - добиться понимания и воспроизведения конкретного материала,… - сформировать знания и умения в соответствии с требованиями по предмету… - проверить уровень подготовленности учащихся по данной теме… - закрепить умения и навыки… - осуществить контроль знаний по данной теме… - вооружить учащихся новыми знаниями - проконтролировать степень усвоения следующих основных знаний, умений и навыков, изученных и сформированных на предыдущих уроках… - обеспечить усвоение следующих основных задач, входящих в содержание темы урока - сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие специальные умения и навыки по данному учебному материалу - сформировать (закрепить, продолжить формирование) следующие общие учебные умения и навыки на материале этого урока - развить знания, умения и навыки на учебном материале урока |
содействовать в ходе урока воспитанию - дисциплинированности… - аккуратности… - настойчивости в учебе… - культуры речи… - трудолюбия… - честности… - ответственного отношения к учебному труду… - нравственных качеств… - воли, решительности, смелости при выполнении заданий… - самостоятельности, добросовестности… - творческого подхода к решению поставленных задач… - формирование правосознания, гражданской ответственности… - в целях решения задач физического и санитарно-гигиенического воспитания, развития работоспособности, профилактики утомления …. - в целях решения задач трудового обучения и воспитания… - осуществлять нравственное воспитание, обеспечить в ходе урока изучение следующих вопросов: патриотизм, интернационализм, гуманизм, товарищество, этические нормы поведения … |
- Развитие памяти учащихся… - развитие познавательного интереса учащихся… - развитие любознательности учащихся… - формировать умение анализировать на основе нескольких источников… - формировать умение прослеживать причинно-следственные связи и выявлять признаки понятий… - развивать умение извлекать знания из различных источников… - умение составлять простой план… - умение составлять сложный план… - развитие двигательной сферы… - умение работать с инструкционной картой… - умение работать с учебником… - развивать умение сравнивать… - выявлять закономерности… - обобщать… - умение выделять главное, существенное… - развитие речи учащихся… - развитие творческой активности… - воспитание внимания… - развитие вычислительных навыков… - развитие памяти… - развитие навыков самоконтроля познавательной активности. - интерес к изучаемому предмету, навыков самообразования… - в целях решения задач развития у учащихся умений выделять главное, существенное в изучаемом материале … - в целях формирования умений сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия … - для решения задачи развития у школьников самостоятельности мышления и в учебной деятельности обеспечить в ходе урока … - обеспечивая развитие речи учащихся … - формировать у школьников умения преодолевать трудности в учении, закалять волю, обеспечивать ситуации эмоциональных переживаний - для развития у учащихся познавательного интереса - в целях развития интеллектуальных способностей, мыслительных умений, переноса знаний и умений в новые ситуаций … |
© 2016, Шахмарданова Евгения Анатольевна 521