СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая работа в ДОУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая деятельность-деятельность по обобщению, распространению педагогического опыта. Методическая работа- представляет собой целостную, основанную на достижениях науки, передового опыта и конкретном анализе затруднений педагогов, систему взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя, на обобщение и развитие творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете — на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития конкретных детей. В связи с выделением в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования основных направлений развития детей (физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое), требуется наличие в ДОУ специалистов, способных оказать помощь воспитателям и родителям в их реализации с учетом возраста, индивидуальных особенностей ребенка, обеспечивая комплексный подход к освоению образовательных областей, доступных дошкольнику. В должностные обязанности таких специалистов (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учителя-дефектологи и др.) включены методические функции по отдельным направлениям. Все эти специалисты включены в состав методической службы ДОУ. Методическая служба ДОУ – подразделение, обеспечивающее комплекс условий, развивающих профессиональную компетентность педагогов в реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на уровне современных требований. Цель методической работы: • создавать в образовательном учреждении организационно-педагогические условия для выполнения основной общеобразовательной программы дошкольного образования; • осуществлять непрерывное образование педагогов; • развивать их творческий потенциал. Основные задачи методической работы: • оказывать методическую поддержку участникам педагогического процесса по вопросам воспитания, обучения и развития детей; • планировать и организовывать повышение квалификации, аттестации педагогических кадров; • выявлять, изучать, обобщать, распространять и внедрять передовой педагогический опыт; • обеспечивать педагогических работников необходимой информацией об основных направлениях развития дошкольного образования, современных требованиях к организации педагогического процесса, учебно-методической литературе по проблемам обучения, воспитания и развития детей; • определять содержание предметно-развивающей среды и учебно-методического оснащения основной общеобразовательной программы дошкольного образования; • проводить педагогический мониторинг. Содержанием методической деятельности воспитателя является создание рабочих программ; планирование воспитательно-образовательной работы с детьми; создание наглядных, дидактических материалов и материалов контроля; создание педагогического опыта; обобщение «собственного» опыта работы по направлениям профессиональной деятельности; участие в работе научно-практических конференций и семинарах. Ведущими направлениями методической деятельности, которые напрямую способствуют формированию у педагогов профессиональной компетенции, являются: повышение квалификации, накопление и обобщение «собственного» опыта работы по направлениям профессиональной деятельности. Система непрерывного повышения квалификации каждого педагога ДОУпредполагает разные формы: обучение на курсах, изучение опыта педагогов, самообразование, участие в методической работе города, района, детского сада. Систематическое совершенствование психолого-педагогических умений воспитателя осуществляется на курсах повышения квалификации через каждые пять лет. В межкурсовой период активной педагогической деятельности идет постоянный процесс переструктурирования знаний, т. е. происходит поступательное развитие самого субъекта. И здесь решающая роль отводится самообразованию педагога. Оно выполняет следующие функции: расширяет и углубляет знания, полученные в предшествующей курсовой подготовке, способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне, совершенствует профессиональные умения. В современных условиях воспитатель прежде всего исследователь, обладающий научным психолого-педагогическим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, определенной исследовательской смелостью, развитой педагогической интуицией, критическим анализом, потребностью в профессиональном самовоспитании и разумным использованием передового педагогического опыта, т.е. формирующий свой инновационный потенциал. Формы методической работы. Педагогический совет в детском саду – высший орган руководства всем воспитательно -образовательным процессом ставит и решает конкретные проблемы дошкольного учреждения. Главная цель педагогического совета – объединить усилия коллектива ДОУ для повышения уровня воспитательно - образовательного процесса, использования в практике достижений педагогической науки и передового опыта. Педсоветы различают и по формам организации: традиционный — это педсовет с подробной повесткой дня, проводимый с четким соблюдением регламента по каждому вопросу и принятием решений по ним; педсовет с использованием отдельных методов активизации педагогов; нетрадиционный педсовет: педсовет – деловая игра педсовет-конференция, педсовет – круглый стол, педсовет-дискуссия, педсовет в форме коллективной творческой деятельности и др. При использовании в проведении педсоветов нетрадиционных форм увеличивается чис¬ло педагогов, занимающих ак¬тивную позицию, т.е. не пас¬сивных слушателей докладов, лекций, а участников дискус¬сий, тренингов, защиты проек¬тов. Консультации. Из разнообразных форм методической работы в детском саду особенно прочно вошла в практику такая форма, как консультирование педагогов. Основные консультации планируются в годовом плане работы учреждения, однако отдельные проводятся по мере необходимости. Любая консультация требует от старшего воспитателя подготовки и профессиональной компетентности. Цель – не передать знания педагогам, а стремиться сформировать у них творческое отношение к деятельности. В начале беседы следует сформулировать вопросы, на которые воспитатель хотел бы получить ответы. Полезно опираться на опыт воспитателя. Желательно использовать метод дискуссии.

Семинары и семинары-практикумы Семинары и семинары-практикумы остаются самой эффективной формой методической работы в ДОУ. Как планируются? В начале учебного года методист определяет план семинаров на год. Воспитатели дополняют, корректируют этот план. Кто проводит? Заведующая или старший воспитатель, приглашенные специалисты, воспитатели, медицинские работник и – т.е. специалисты, имеющие опыт работы по данной проблеме. В ходе проведения занятий семинара-практикума предусматривается возможность обсуждения различных точек зрения, развертывания дискуссий, создания проблемных ситуаций. В итоге надо вырабатывать единые позиции в решении проблемы. Важно, чтобы итоги семинаров оформлялись в виде конкретных и реально выполнимых рекомендаций, а их реализация находилась под контролем. Семинар в ДОУ.Целевая аудитория – воспитатели, родителя. Важно продумать методы и формы включения всех участников семинара в активное обсуждение темы. Для этого используются и ситуативные задачи, работа с перфокартами, обсуждение двух противоположных точек зрения, работа с нормативными документами, методы игрового моделирования и др. Открытый показ У каждого воспитателя свой педагогический опыт, педагогическое мастерство. Выделяют работу воспитателя, добивающегося наилучших результатов, его опыт называют передовым, его изучают, на него «равняются». Цель: помогает воспитателю изучить новые подходы к работе с детьми, выделить их из массовой практики, пробуждает инициативу, творчество, способствует совершенствованию профессионального мастерства. Достоинства: он наиболее убедителен, привлекателен для практики, ибо представлен в живой, конкретной форме. До начала просмотра руководитель может сам рассказать о системе работы воспитателя, предложить вопросы, на которые следует обратить особое внимание. Иногда целесообразно распределить вопросы, одному педагогу — просчитать активность детей, другому — сочетание разных методов и приемов, применяемых педагогом, рациональное использование пособий, оценить, комфортно ли детям. Воспитатель сам рассказывает о своем опыте. После показа занятия – дает его анализ. Затем идет обсуждение занятия в вопросно-ответной форме. По итогам открытого просмотра принимается решение: внедрять в практику,продолжить обобщение опыта. Формы организации открытого показа Существуют разные формы обобщения опыта: открытый показ, работа в паре, авторские семинары и практикумы, конференции, педагогические чтения, недели педагогического мастерства, день открытых дверей, мастер-классы и т.д. В методическом кабинете дошкольного образовательного учреждения необходимо иметь адреса педагогического опыта.

26.12.2018 14:26


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!