СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка интегрированного практического занятия на тему: Лекарственные препараты галогенидов. Идентификация катионов калия и натрия. Качественные реакции на галогенид-ионы и сульфат-анион.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автономная некоммерческая организация

«Профессиональная образовательная организация

медицинский колледж «Монада»

Методическая разработка интегрированного

практического занятия

ОП.08 Общая и неорганическая химия

ПМ.02 МДК.02.02 Контроль качества лекарственных средств

Тема занятия:

Лекарственные препараты галогенидов.

Идентификация катионов калия и натрия.

Качественные реакции на галогенид-ионы и

сульфат-анион.

Подготовили:

Заховаева А.С.

Железная Е.Л.

г. Евпатория, 2015

Интегрированное практическое занятие было проведено преподавателями по ПМ.02 МДК.02.02 Контроль качества лекарственных средств – Заховаевой А.С. и ОП.08 Общая и неорганическая химия – Железной Е.Л. между обучающимися групп 2-ФМ и 3-ФМ курсов.

Тема занятия: «Лекарственные препараты галогенидов. Идентификация катионов натрия и калия. Качественные реакции на галогенид-ионы и сульфат-анион».

Актуальность темы: Входящие в главную подгруппу VII группы элементы фтор, хлор, бром, йод и астат называются галогенами. Название буквально означает «солерождающие», т.е. элементы способны взаимодействовать с металлами с образованием типичных солей. Галогены, вследствие их большой химической активности, находятся в природе исключительно в связанном состоянии – главным образом в виде солей галогенводородных кислот. Все галогены обладают очень резким запахом, вдыхание их даже в незначительных количествах может вызвать сильное раздражение дыхательных путей и воспаление слизистых оболочек. Галогенорганические продукты находят широкое применение в сельском хозяйстве, технике, медицине.

Изучение свойств серной кислоты позволяет обратить внимание на то, что разбавленная серная кислота обладает общими свойствами, характерными для всех кислот. Кроме этого серная кислота обладает специфическими свойствами, связанными с взаимодействием с металлами (в зависимости от активности металла могут образовываться разные продукты окисления серы), водой (помните, что нельзя вливать воду в концентрированную серную кислоту) и солями бария (качественный реагент на сульфат-ион).

Учебные цели занятия:

Знать:

Уметь:

1. Общие химические свойства и способы получения галогенов

2. Качественные реакции на галогениды

3. Химические и физические свойства серной кислоты;

4. Особенности взаимодействия с металлами, водой

1. Производить качественные реакции на галогенид-ионы.

2.Составлять уравнения реакций методом ОВР, в ионной и молекулярной формах.

Ход работы

І. Подготовительный этап

Организация занятия:

1. Постановка учебных целей и мотивация.

2. Контроль уровня знаний, фронтальный опрос:

Железная Е.Л.:

1. Назовите элементы, которые составляют VII-A группу ПС (фтор, хлор, бром, йод).

2. Какие свойства характерны для них? (реагируют с металлами, неметаллами, водой).

3. Что означает «galos» в переводе греческого?

Заховаева А.С.:

1. Где локализуются галогены в организме человека?

Фтор – зубная эмаль, костая ткань;

Хлор – желудочный сок, в виде хлорида натрия – во всех тканях;

Бром – в гипофизе;

Йод – щитовидная железа, мышцы, кожа.

Железная Е.Л.:

1. В каком агрегатном состоянии встречаются галогены в природе? (фтор и хлор – газы, бром – жидкость, йод – твердые кристаллы).

2. Как проявляют себя галогены в химическом отношении? (являются окислителями).

3. Кто является сильным окислителем и у кого максимальная валентность? Почему? (ответ дать в виде записи уравнения на доске).

Запись на доске

Химические свойства окислителей проявляются в виде химических реакций: HI + Cl2 → I2 + HCl

Галоген с более низкой молекулярной массой вытесняет галоген с более высокой молекулярной массой из его галогенводородных кислот

2KClO3 + I2 → Cl2 + 2KIO3

Галоген с более высокой молекулярной массой вытесняет галоген с более низкой молекулярной массой из его кислородсодержащих солей.

4. Какой тип реакции лежит в основе данных реакций? (тип ОВР).

5. Что является окислителем и восстановителем?

Заховаева А.С.:

1. Что составляет главную массу электролита в жидкости? (хлорид натрия).

2. Медицинское название хлорида натрия в См=0,9% и почему?

Железная Е.Л.:

1. Какова концентрация хлорида натрия в морской воде? (2,7%).

Заховаева А.С.

1. Какой химической реакцией получают хлорид натрия для медицинских целей?

(Na2CO3+HCl→NaCl+CO2+H2O)

2. Какие примеси недопустимы в солях натрия и калия? Почему?

3. Назовите медицинское применение солей натрия и калия.

Железная Е.Л.

1. Назовите природные источники хлорида натрия (морская вода, солевые рассолы, морские водоросли).

ІІ. Основной этап:

Формирование профессиональных умений и навыков:

Опыт №.1 Химические свойства галогенов. Качественные реакции на галогенид-ионы

Опыт № 2.Качественная реакция на сульфат-ион

Опыт № 3Качественные реакции на катионы

ІІІ. Заключительный этап:

Контроль и коррекция уровня профессиональных умений и навыков:

Упражнение (сборник заданий по химии с.65 № 24)

Решение тестовых заданий (сборник тестов к практическим занятиям по ККЛС)

Подведение итогов:

Анализ занятия, оценка уровня успеваемости.

Домашнее задание: Конспект лекций.

Учебная литература:

- Домбровский Н.В. Органическая химия 11кл.

- Хомченко И.Г. Общая химия. К.: Высшая школа, 2000.

- Цветков Л.А. Органическая химия М., Просвещение, 1988

- Плетенева Т.В., Успенская Е.В. Контроль качества лекарственных средств. М.,

«Геотар-Медиа», 2014, стр. 135-137

- Методическая разработка теоретического занятия по теме «Лекарственные средства элементов VII-A группы Периодической системы Д.И. Менделеева»

- ГФ Х издания

Инструкция проведения интегрированного практического занятия

Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, кристаллический йод, дистиллированная вода, индикаторы, серная кислота, азотная кислота, гидроксид аммония, этанол, йодид калия, хлорид натрия, бензол, бромная вода, йодная вода, крахмальный клейстер, нитрат серебра, 2н раствор хлороводородной кислоты, бихромат калия, хлорид железа (III), винная кислота, пипетка, предметное стекло.

Алгоритм проведения опытов

Опыт №1 Химические свойства галогенов.

№1 Растворимость галогенов в различных растворителях

Возьмите четыре пробирки, в каждую опустите по одинаковому кристаллику йода. В первую пробирку налейте 1 мл дистиллированной воды, во вторую – 1 мл этанола, в третью – 1 мл раствора йодида калия, в четвертую – 1 мл бензола. Встряхните пробирки. Определите растворимость йода по интенсивности окраски раствора. Отметьте наименьшую и наибольшую растворимость йода.

№2 Сравнительная характеристика активности галогенов

а) В одну пробирку налейте 2 мл бромида натрия и прилейте йодной воды.

б) В другую пробирку налейте 2 мл йодида калия. Прилейте бромной воды.

В какой из пробирок происходит изменение цвета? Где протекает реакция? Для подтверждения во вторую пробирку добавьте несколько капель крахмального клейстера. Что наблюдаете? Составьте уравнение реакции. Сделайте вывод о закономерности изменения химической активности галогенов в группе сверху вниз.

№3 Фармакопейные реакции на галогенид-ионы

Возьмите три пробирки. В одну налейте 1 мл хлорида натрия, во вторую- бромида натрия, в третью йодид калия. В каждую из пробирок опустите по 1-2 капли нитрата серебра. Что происходит? В чем сходство и различие процессов, происходящих в пробирках. Составьте уравнение реакций для каждой пробирки в трех формах. Укажите какое вещество является реактивом на галогениды.

Опыт №2: Качественная реакция на сульфат-ион

Возьмите три пробирки. В первую влейте 1 мл раствора серной кислоты, во вторую – 1 мл сульфата натрия, в третью – сульфата цинка. Во все пробирки влейте раствор хлорида бария. Что наблюдаете? Составьте уравнения в трех формах.

Опыт №3: Идентификация минеральных соединений

№ 1. В трех пронумерованных пробирках содержится неизвестная минеральная кислота, опустим в каждую пробирку индикатор. Наблюдаем изменение цвета в пробирке.

Номер пробирки

Индикатор

Изменение цвета

1

Лакмус

Красный

2

Метиловый красный

Красный

3

Фенолфталеин

Бесцветный

Делаем вывод о ходе проделанного опыта. Что доказывает эта реакция? (в пробирке хлороводородная кислота) Какой рН данного раствора? (рН<7)

№ 2. В трех пронумерованных пробирках содержится соль неизвестного галогена. Подкислим среду азотной кислотой и прильем к каждой пробирке по 1 мл нитрата серебра. Наблюдаем изменения, происходящие в пробирке. Полученные осадки проверим на растворимость в гидроксиде аммония.

Номер пробирки

Цвет осадка

Растворимость в гидроксиде аммония

1

Белый

Хорошо растворим

2

Светло-желтый

Частично растворим

3

Темно-желтый

Нерастворим

Делаем вывод о ходе проделанного опыта. Какой катион общий для этих соединений? (натрий) Определить рН этих солей.

Опыт №4 Фармакопейные реакции на катионы и анионы

№ 1. В три пробирки насыплем небольшое количество субстанции неизвестной соли. К первой и третьей пробиркам добавим по 1мл бихромата калия и среду подкислим серной кислотой; ко второй пробирке – хлорамин и немного хлороводородной кислоты. Что наблюдаем? В первой пробирке выделяется хлор, во второй – свободный бром, в третьей – йод. Записать уравнения протекающих реакций и указать, какой тип реакции лежит в основе фармакопейного процесса.

№ 2. Внесем в пламя горелки немного соли натрия и калия. Наблюдаем изменение цвета пламени: соли натрия окрашивают пламя в желтый цвет, а соли калия – в фиолетовый.

№ 3. В пробирку помещаем соль галогенида неизвестного металла, добавляем немного винной кислоты. Наблюдаем выпадение белого осадка и делаем вывод, что данная соль образована катионом калия. Записать уравнения протекающих реакций.

№ 4. В пробирку помещаем несколько мл соли калия и добавляем 2 капли гексанитрокобальтата (III) натрия. Наблюдаем образование осадка и делаем вывод, что в пробирке находится катион калия. Записать уравнение реакции.

№ 5. В пробирку помещаем соль неизвестного галогенида калия, добавляем несколько капель хлорида железа (III) и 1-2 капли крахмала. Наблюдаем выделение свободного йода. Ответ аргументируем уравнением реакции.

После проведенных фармакопейных реакций сделать выводы:

1. Почему эти реакции называются фармакопейными?

2. Определить значимость проведения реакций идентичности на лекарственные средства галогенидов.

Категория: Химия
14.03.2017 09:47


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!