© 2016, Тимофеева Ирина Юрьевна 953
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ОБУЧЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Современная школа, ориентированная на создание условий для наиболее полного раскрытия и развития интеллектуальных и творческих способностей всех учащихся, неизбежно встречается с рядом проблем, которые невозможно решить без изменения целей, задач, содержания и методов обучения. Одной из таких проблем является обучение одаренных детей — детей, чья ярко выраженная широкая любознательность и потребность в познании выходят за пределы возможностей традиционного обучения.
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Развиваемый нами подход к обучению ориентирован на достаточно широкую категорию детей (около 25 %), которых мы относим к группе детей с высокой общей одаренностью, это дети, чья любознательность и потребность в познании выходит за пределы возможностей традиционного обучения, тех, кто обнаруживает высокие интеллектуальные и творческие показатели развития.
Программа творческого междисциплинарного обучения «Одаренный ребенок» создана, для того, чтобы учитывать не только специфические потребности и повышенные познавательные возможности учащихся с признаками общей одаренности, но и те требования, которые исходят из потребностей современного этапа развития общества. Раскрытие индивидуальности ребенка, развитие его творческой личности, наконец, развитие системного мышления и целостного миропонимания — те цели обучения, которые отвечают не только природе развития одаренных детей, но и «социальному заказу» по отношению к образованию школьников в XXI веке. Междисциплинарное обучение в рамках программы «Одаренный ребенок» предполагает такое построение учебного процесса, который не сводится к интеллектуальному развитию детей, а охватывает всю личность ребенка.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
В основе построения курса междисциплинарного обучения «Одарённый ребёнок» лежат принципы, научно обоснованные и признанные в мировой практике обучения одарённых детей.
Они лежат в основе построения развивающего курса междисциплинарного обучения «Одарённый ребёнок»:
Эти принципы исходят из определённого понимания целей {и задач обучения, с одной стороны, а также потребностей и возможностей самих учащихся, с другой. Вряд ли кто осмелится сейчас оспаривать тот факт, что развитие у ребенка целостной картины мира и понимания места в нём человека являются одной из важнейших целей обучения в школе.
Основными задачами обучения по программе «Одаренный ребенок» являются:
1. Развитие широких познавательных интересов.
2. Развитие целостной картины мира (понимания мира как единого, взаимосвязанного целого) и системного мышления у детей.
3. Развитие всех видов мышления (критического, логического, вербального, невербального).
4. Развитие способностей к самостоятельному приобретению знаний и исследовательской работе.
5. Обучение коммуникативным умениям и умениям работать совместно (решать проблемы в малых группах, проводить совместную исследовательскую работу, вести диалог и дискуссию, принимать точку зрения другого человека и т.п.).
6. Развитие способности к самопознанию, формирование положительной «я -концепции» и понимания ценности и уникальности другого человека.
ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ
Решение этих задач обеспечивается особенностями построения содержания обучения, а так же методом преподавания – проблемно-исследовательским.
Содержание обучения по этой программе организуется на основе очень широких или, другими словами, глобальных тем. Одна такая тема является как бы стержнем развивающей программы одного учебного года. По своему характеру тема является «аморфной», т.е. она не имеет четких границ для изучения, что позволяет строить обучение практически на любом содержательном материале, отбираемом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, а также требований обязательной программы.
В основе выбора стержневой, глобальной темы для изучения лежит принцип учета возрастных интересов учащихся, а также особенностей общеобразовательной программы.
Содержание или смысл стержневой темы каждого учебного года раскрывается через серию междисциплинарных обобщений, т.е. таких идей, которые справедливы по отношению к целому ряду областей знания. Изучение многочисленных сведений и фактов из различных дисциплин позволяет учащимся открывать эти идеи, доказывать их справедливость, развивать далее или опровергать. Возможность же изучать любое обобщение с разных точек зрения: естествоиспытателя, лингвиста, историка или искусствоведа — создает чрезвычайно благоприятные условия для развития творческого мышления одаренных детей и их способности решать проблемы.
Междисциплинарное обобщение позволяет связать общей нитью многочисленные учебные предметы, эффективно интегрировать изучение тем из различных дисциплин, обеспечивая тем самым цельность в содержании обучения и развитие у школьников целостной картины мира. При этом учебные дисциплины не исчезают, не теряют своей специфики, а, внося свой «вклад» в открытие и доказательство междисциплинарной идеи, сами содержательно обогащаются благодаря курсу междисциплинарного обучения. Благодаря интеграции содержания обучения общеобразовательной и развивающей программ открываются возможности для более эффективного использования учебного времени, его экономии для решения задач творческого развития личности и углубленного и расширенного изучения тем, в соответствии с познавательными потребностями одаренных учащихся.
ВЫБОР МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Основной метод обучения проблемно-исследовательский. В основе метода лежит идея воспроизведения полного цикла мыслительного акта, предполагающего осознание дефицита информации и постановку проблемы, поиск решения и его осуществление.
Как же строится урок-исследование?
Основные этапы индуктивного и дедуктивного исследования
Мотивация (создание проблемной ситуации)
Дедуктивное
исследование
Исследование (может быть в малых группах)
|
Обмен информацией
Организация информации
Связывание информации, оценка
Индуктивное
Исследование
Подведение итогов. Рефлексия
Постановка новых вопросов. Применение
Курс междисциплинарного обучения предполагает умения оперировать необходимым «словарем исследователя»: такими понятиями как факт, мнение, гипотеза, доказательство, критерий и т.п. В процессе осуществления различных исследований на занятиях по МДО дети приобретают мыслительные и исследовательские умения, учатся представлять результаты своих больших и малых работ в самых разнообразных формах. Дети учатся:
• Анализировать.
• Классифицировать.
• Сравнивать.
• Выделять критерии и оценивать факты, события, явления и процессы с помощью разных критериев.
• Рассматривать события и явления с разных точек зрения.
• Проверять предположения.
• Доказывать.
• Устанавливать последовательность фактов, событий, явлений.
• Выделять причинно-следственные связи.
• Делать умозаключения.
• Комбинировать.
• Преобразовывать.
• Прогнозировать.
• Придумывать новое.
• Вести диалог и решать проблемы в малых группах.
Кроме того, ученики приобретают важные исследовательские умения:
• Ставить исследовательские вопросы.
• Формулировать проблемы.
• Выдвигать гипотезы.
• Составлять план работы.
• Вести наблюдения, планировать и проводить простейшие опыты для нахождения необходимой информации и проверки гипотез.
• Планировать и проводить небольшие интервью.
• Использовать разные источники информации для сбора фактов (книги, энциклопедии, словари, простейшие графики, диаграммы, таблицы, рисунки, схемы и т.п.).
• Организовывать (систематизировать) информацию.
Курс МДО представляя собой самостоятельную ценность с точки зрения развития одаренных детей, является в тоже время технологией создания обогащенных курсов по предметам.
© 2016, Тимофеева Ирина Юрьевна 953