СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка. Цели, принципы и особенности обучения одаренных детей на основе программы Творческого Междисциплинарного Обучения (МДО) «Одаренный ребенок».

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОБУЧЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Современная школа, ориентированная на создание усло­вий для наиболее полного раскрытия и развития интеллекту­альных и творческих способностей всех учащихся, неизбежно встречается с рядом проблем, которые невозможно решить без изменения целей, задач, содержания и методов обучения. Одной из таких проблем является обучение одаренных де­тей — детей, чья ярко выраженная широкая любознатель­ность и потребность в познании выходят за пределы возмож­ностей традиционного обучения.

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Развиваемый нами подход к обуче­нию ориентирован на достаточно широкую категорию детей (около 25 %), которых мы относим к группе детей с высокой общей одаренностью, это дети, чья любознательность и потребность в по­знании выходит за пределы возможностей традиционного обучения, тех, кто обнаруживает высокие интеллектуальные и творческие показатели развития.

Программа творческого междисциплинарного обучения «Одаренный ребенок» создана, для того, чтобы учитывать не только специфиче­ские потребности и повышенные познавательные возможно­сти учащихся с признаками общей одаренности, но и те тре­бования, которые исходят из потребностей современного этапа развития общества. Раскрытие индивидуальности ре­бенка, развитие его творческой личности, наконец, развитие системного мышления и целостного миропонимания — те цели обучения, которые отвечают не только природе развития ода­ренных детей, но и «социальному заказу» по отношению к образованию школьников в XXI веке. Междисциплинарное обучение в рамках программы «Одаренный ребенок» пред­полагает такое построение учебного процесса, который не сводится к интеллектуальному развитию детей, а охватыва­ет всю личность ребенка.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

В основе построения курса междисциплинарного обучения «Одарённый ребёнок» лежат принципы, научно обоснован­ные и признанные в мировой практике обучения одарённых детей.

Они лежат в основе построения развивающего курса междисциплинарного обуче­ния «Одарённый ребёнок»:

  • создание условий для духовного и личностного роста учащихся;
  • глобальный, основополагающий характер тем и проблем для изучения;
  • применение междисциплинарного подхода при изучении содержания;
  • интеграция тем и проблем;
  • высокий уровень насыщенности содержания обучения; открытый характер проблем и вопросов для изучения; активные методы обучения;
  • направленность на развитие творческой личности и мышления ребенка;
  • совместное решение проблем и исследовательских задач учащимися;
  • высокий уровень самостоятельности в процессе обуче­ния.

Эти принципы исходят из определённого понимания целей {и задач обучения, с одной стороны, а также потребностей и возможностей самих учащихся, с другой. Вряд ли кто осмелит­ся сейчас оспаривать тот факт, что развитие у ребенка целост­ной картины мира и понимания места в нём человека являют­ся одной из важнейших целей обучения в школе.

Основными задачами обучения по программе «Одаренный ребенок» являются:

1. Развитие широких познавательных интересов.

2. Развитие целостной картины мира (понимания мира как единого, взаимосвязанного целого) и системного мыш­ления у детей.

3. Развитие всех видов мышления (критического, логического, вербального, невербального).

4. Развитие способностей к самостоятельному приобрете­нию знаний и исследовательской работе.

5. Обучение коммуникативным умениям и умениям рабо­тать совместно (решать проблемы в малых группах, про­водить совместную исследовательскую работу, вести диалог и дискуссию, принимать точку зрения другого человека и т.п.).

6. Развитие способности к самопознанию, формирование положительной «я -концепции» и понимания ценности и уникальности другого человека.

ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ

Решение этих задач обеспечивается особенностями построения содержания обучения, а так же методом преподавания – проблемно-исследовательским.

Содержание обу­чения по этой программе организуется на основе очень ши­роких или, другими словами, глобальных тем. Одна такая тема является как бы стержнем развивающей программы од­ного учебного года. По своему характеру тема является «аморфной», т.е. она не имеет четких границ для изучения, что позволяет строить обучение практически на любом содержательном материале, отбираемом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, а также требований обязательной программы.

В основе выбора стержневой, глобальной темы для изуче­ния лежит принцип учета возрастных интересов учащихся, а также особенностей общеобразовательной программы.

Содержание или смысл стержневой темы каждого учебно­го года раскрывается через серию междисциплинарных обоб­щений, т.е. таких идей, которые справедливы по отношению к целому ряду областей знания. Изучение многочисленных сведений и фактов из различных дисциплин позволяет уча­щимся открывать эти идеи, доказывать их справедливость, развивать далее или опровергать. Возможность же изучать любое обобщение с разных точек зрения: естествоиспытате­ля, лингвиста, историка или искусствоведа — создает чрезвы­чайно благоприятные условия для развития творческого мышления одаренных детей и их способности решать проб­лемы.

Междисциплинарное обобщение позволяет связать общей нитью многочисленные учебные предметы, эффективно ин­тегрировать изучение тем из различных дисциплин, обеспе­чивая тем самым цельность в содержании обучения и разви­тие у школьников целостной картины мира. При этом учеб­ные дисциплины не исчезают, не теряют своей специфики, а, внося свой «вклад» в открытие и доказательство междисцип­линарной идеи, сами содержательно обогащаются благодаря курсу междисциплинарного обучения. Благодаря интеграции содержания обучения общеобразовательной и развивающей программ открываются возможности для более эффективного использования учебного времени, его экономии для решения задач творческого развития личности и углубленного и рас­ширенного изучения тем, в соответствии с познавательными потребностями одаренных учащихся.

ВЫБОР МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Основной метод обучения проблемно-исследовательский. В основе метода лежит идея воспроизведения полного цикла мыслительного акта, предполагающего осознание дефицита информации и постановку проблемы, поиск решения и его осуществление.

Как же строится урок-исследование?

Основные этапы индуктивного и дедуктивного исследования

Мотивация (создание проблемной ситуации)

Дедуктивное

исследование

Исследование (может быть в малых группах)

ОБОБЩЕНИЕ

Обмен информацией

Организация информации

Связывание информации, оценка

Индуктивное

Исследование

Подведение итогов. Рефлексия

Постановка новых вопросов. Применение

Курс междисциплинарного обучения предполагает умения оперировать необходимым «словарем исследователя»: такими поня­тиями как факт, мнение, гипотеза, доказательство, критерий и т.п. В процессе осуществления различных исследований на занятиях по МДО дети приобретают мыслительные и иссле­довательские умения, учатся представлять результаты своих больших и малых работ в самых разнообразных формах. Дети учатся:

• Анализировать.

• Классифицировать.

• Сравнивать.

• Выделять критерии и оценивать факты, события, явле­ния и процессы с помощью разных критериев.

• Рассматривать события и явления с разных точек зрения.

• Проверять предположения.

• Доказывать.

• Устанавливать последовательность фактов, событий, яв­лений.

• Выделять причинно-следственные связи.

• Делать умозаключения.

• Комбинировать.

• Преобразовывать.

• Прогнозировать.

• Придумывать новое.

• Вести диалог и решать проблемы в малых группах.

Кроме того, ученики приобретают важные исследова­тельские умения:

• Ставить исследовательские вопросы.

• Формулировать проблемы.

• Выдвигать гипотезы.

• Составлять план работы.

• Вести наблюдения, планировать и проводить простей­шие опыты для нахождения необходимой информации и проверки гипотез.

• Планировать и проводить небольшие интервью.

• Использовать разные источники информации для сбора фактов (книги, энциклопедии, словари, простейшие гра­фики, диаграммы, таблицы, рисунки, схемы и т.п.).

• Организовывать (систематизировать) информацию.

Курс МДО представляя собой самостоятельную ценность с точки зрения развития одаренных детей, является в тоже время технологией создания обогащенных курсов по предметам.

07.12.2016 13:49


Рекомендуем курсы ПК и ПП