СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»
Ивенко Я.С.,
с.Песчанокопское
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Технология коммуникативного обучения в преподавании английского языка как фактор развития УУД».
Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством.
Искусство основано на интуиции, технология - на науке.
С искусства все начинается, технологией - заканчивается, чтобы затем все началось сначала.
В. П. Беспалько
(слайд 2) Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки.
(слайд 3) Воспитывающие и развивающие резервы иностранного языка как предмета школьной программы наиболее полно раскрываются в условиях деятельностного подхода, в которых ученик становится не объектом, а субъектом учебной деятельности – он сам планирует и оценивает свою работу, успешно усваивает знания не отдельного предмета, а идет к межпредметному изучению сложных жизненных ситуаций. Происходит формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам, осваивающим иностранный язык, умение учиться, способность к самостоятельной работе над языком, а, следовательно, и способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
(слайд 4) Информационная социализация, к которой быстро приобщаются современные дети, вынуждает нас – педагогов – все чаще обращаться к вариативной, мотивирующей педагогике. Связано это также с тем, что ребенок сегодня знает и умеет, но НЕ ХОЧЕТ. Поэтому без системы мотивации к познанию обучение не будет результативным. В условиях российской массовой школы до сих пор не было найдено эффективной методики, позволявшей ребенку к окончанию школы овладеть иностранным языком на уровне, достаточном для адаптации в иноязычном обществе. Технология коммуникативного обучения Е. И. Пассова - обучение на основе общения - позволяет достигнуть таких результатов. Это и обусловило актуальность выбранной мной темы «Технология коммуникативного обучения в преподавании английского языка как фактор развития УУД».
(слайд 5) Представленный педагогический опыт призван показать целесообразность применения коммуникативной технологии при обучении иностранному языку, а также её эффективность в воспитании успешного ученика.
На первой ступени обучения (во II–IV классах) я считаю приоритетными следующие цели:
–формирование у детей готовности к общению на иностранном языке и положительный настрой к дальнейшему его изучению;
– формирование элементарных коммуникативных умений в четырех видах речевой деятельности (говорения, аудировании, чтении, письме) с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников;
– ознакомление младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным песенным, стихотворным и сказочным фольклором и с доступными детям образцами детской художественной литературы на изучаемом иностранном языке;
– приобщение детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях типичных для семейного, бытового, учебного общения.
(слайд 6) В основе обучения детей устному общению на иностранном языке в начальной школе лежит игра, которая, по меткому выражению Ирины Алексеевны Зимней, является психологическим оправданием для перехода на новый язык обучения. Использование игры как способа формирования коммуникативных навыков в начальной школе, позволяют учителю формулировать такие речевые задачи, в которых есть мотив и цель речевого действия и которые диктуют употребление необходимых образцов общения и формируют УУД. Деятельностный характер соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Считаю, что изучение иностранного языка в процессе игры даст возможность каждому ученику стать успешным. Это и определяет практическую значимость моего педагогического опыта.
(слайд 7) Выделяю приоритетными в своей педагогической деятельности 6 основных целей применения игр в обучении иностранному языку:
Игра «Угадай, что исчезло»
Для этого на доске вывешиваются иллюстрации или на экране демонстрируются изображения животных, затем детям предлагается закрыть глаза, в это время учитель убирает картинку с доски или с экрана исчезает изображение животного. Открыв глаза, дети называют «пропавшего животного».
Игра «Давайте познакомимся».
Дети выстраиваются в два круга лицом друг к другу — внутренний и внешний. Стоящие во внешнем круге задают вопрос: «What is your name?”, а стоящие во внутреннем круге отвечают «My name is …” . Затем внешний круг делает шаг вправо, меняя партнера. Действие продолжается до тех пор, пока пары не встретятся.
При знакомстве с названиями цветов практикую серию игр:
«Guess, What Colour Is It?». На доске – разноцветные бумажные флажки. Один из учеников выходит к доске, указывая на определенный цвет. Другой ученик стоит в это время спиной к доске. После указания цвета первым учеником второй ученик поворачивается и старается угадать цвет: Pupil 2: Is it green? Pupil 1: No, it is not. Pupil 2: Is it red? Pupil 1: Yes, it is.
Игра «Тедди и Труди идут в школу»
В игре участвует 2 команды. Учитель:
- Поможем Тедди и Труди собраться в школу. Ученики берут находящиеся на столе предметы, складывает их в портфель, называя каждый предмет по-английски:
- Teddy has got a pen (pencil, pencil-box)
В дальнейшем ученик кратко описывает предмет, который он берёт:
- This is a book. This is an English book. This is a very nice book.
«Угадай кто это?». Изображение животного закрыто листом бумаги. Учитель понемногу открывает его, а дети пытаются угадать, какое животное изображено, задавая вопросы типа: Is it a …?
Интервью
Инсценировка сказок
Драматизация – представления в виде сцен, рассказов, сказок, забавных историй, а также сюжетных картин. Задача учащихся состоит в том, чтобы воплотить заданную тему и сюжет в акт речи.
Ролевые игры
Ролевая игра может изображать элементарные коммуникативные акты (покупка, поздравление, знакомство и т.п.) Могут быть и такие ролевые игры, участники которых исполняют обобщенные социальные роли (библиотекаря, врача, почтальона).
«Снежный ком» В центре стола разложены карточки с изучаемыми словами и выражениями. Один ученик берёт карточку, показывает её всем и употребляет данное слово или выражение. Второй ученик берёт вторую карточку и придумывает второе предложение, логически связанное с предыдущим.
1. I am Mike.
2. Nick is my friend.
3. He is ten years old ….. and so on.
• Who will say more.
Викторины
Лото
Домино
Разрезаем шаблон на карточки, на одной половинке карточки написано предложение, а на другой картинка. Перед началом игры все карточки выкладываются на парту изображением вверх. Начинать игру можно с любой карточки. Ряд карточек можно достраивать вправо или влево. Предложение должно соответствовать картинке. Из карточек должна получиться замкнутая рамка. Правильно сложенная рамка домино оценивается как победа. Можно попросить учеников зачитать предложения, задать вопросы, выполнить другие задания, если учитель посчитает это целесообразным.
Путешествия
Рифмовки, составленные учащимися
Игра «Пантомима» (Тренируем Present Progressive.) Учитель/ученик выполняет какое-либо действие и спрашивает класс, что он делает: «What am I doing?». You`re cleaning the board.
You are drawing a man.
You are writing on the blackboard.
You are reading the book.
Игра «Рыбалка». На рыбок прикреплены английские слова, ученики ловят по очереди рыбок и составляют предложения. Если ученик справился с заданием, забирает ее себе, если нет - отпускает.
Игра «Hide – and – Seek in the Picture».
Цель: тренировка употребления предлогов места.
Необходима большая картинка с изображением комнаты. Водящий (один из учеников) “прячется” где-нибудь на картинке, пишет на бумаге, куда он спрятался и отдаёт её учителю. Дети, задавая водящему общие вопросы, “ищут” его на картинке. Чтобы больше было похоже на настоящие прятки, можно хором прочитать присказку:
Bushel of wheat, bushel of clover, All not hid, can’t hide over. All eyes open! Here I come.
Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность, воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей. Игра позволяет учитывать возрастные особенности учащихся, их интересы, расширяет контекст деятельности, выступает как эффективное средство создания мотива к иноязычному диалогическому общению, способствует реализации деятельностного подхода в обучении иностранному языку, когда в центре внимания находится ученик со своими интересами и потребностями. Но для того чтобы результаты были эффективными, учителю необходимо учитывать специфику психологические особенности, как всего классного коллектива, так и каждого ученика в отдельности, особенности собственного характера и темперамента, теоретическую и методическую подготовку.
Обобщая опыт применения данной технологии на уроках английского языка, могу сделать вывод, что помимо такой функции, как повышение интереса и мотивации к говорению на иностранном языке, игра имеет еще одно огромное достоинство – она может быть применена во всех видах учебной деятельности: в работе с текстом, закреплении лексики, обучении неподготовленному говорению. А так же в целях закрепления пройденной лексики и лексико-грамматических конструкций, по какой – либо конкретной теме.
(слайд 14) Играя, ребенок не ставит учебной задачи, но в результате игры он чему-то учится. Важно также, чтобы учитель умел увлечь, «заразить» учащихся игрой. Очевидно, для этого нужно самому быть увлеченным и по возможности участвовать в игре.
(слайд 15) В данный момент наиболее значимыми результатами использования технологии коммуникативного обучения в процессе учебной деятельности можно считать следующие:
1. Повышение уровня обучения моих учащихся;
(слайд 16) 2. Инициативность со стороны учащихся, проявляющаяся в позитивной динамике их занятости предметом во внеурочное время:
(слайд 17) 3. Активное участие в предметных олимпиадах и чемпионатах.
(слайд 18) Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в формировании коммуникативных навыков в начальных классах при изучении английского языка нужно активно применять игры, которые положительно влияют не только на формирование универсальных учебных действий обучающихся, их познавательных интересов в рамках ФГОС, но и способствуют осознанному освоению иностранного языка.
© 2015, Ивенко Яна Сергеевна 1610