СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Методический семинар (пояснительная записка).
Учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ №39 Попов М.В.
Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.
Особенность методики развивающего обучения составляет целенаправленная учебная деятельность (ЦУД) - особая форма активности обучаемого, направленная на изменение самого себя как субъекта учения. ЦУД не тождественна активности. В данном случае активизируется поиск обобщенных способов действий, отыскание закономерностей, принципов. Организовать ЦУД - основная и наиболее сложная методическая задача преподавателя. Она решается с помощью различных методов и методических приемов: проблемного изложения, метода учебных задач, коллективных и групповых методов, новых методов оценивания результатов и др.
Проблемное изложение знаний предполагает не только сообщение обучаемым выводов науки, но по возможности проведение их по пути открытия, заставляя следить за диалектическим движением мысли к истине и делая соучастниками научного поиска.
Целью технологии является:
- формирование теоретического сознания и мышления;
- передача учащимся не столько знаний, сколько способов умственных действий - СУДов;
- воспроизведение в учебной деятельности школьников логики научного познания.
Учебная задача в технологии развивающего обучения похожа на проблемную ситуацию, но решение ее состоит не в нахождении конкретного выхода, а в отыскании общего способа действия, принципа решения целого класса аналогичных задач. Учебная задача решается путем выполнения определенных действий:
- принятие от преподавателя или самостоятельная постановка учебной задачи;
- преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта;
- моделирование выделенного отношения в предметной, графической и буквенной формах;
- преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом виде»;
- построение системы частных задач, решаемых общим способом;
- контроль за выполнением предыдущих действий;
- оценка усвоения общего способа как результат решения данной учебной задачи.
Решить задачу теоретически - значит решить ее не только для данного частного случая, но и для всех однородных случаев. При этом большую роль играет моделирование в предметной, графической или знаковой форме способа решения задачи. В учебной модели изображается некоторое всеобщее отношение, найденное и выделенное в процессе преобразования условий задачи, фиксирующее внутренние характеристики объекта и наблюдаемые непосредственно. Таким образом, учебная модель выступает как продукт мыслительного анализа, сама являясь особым средством мыслительной деятельности человека.
Источники существования целенаправленной учебной деятельности лежат не в отдельном ученике, а в системе социальных отношений в классе (учитель и учащийся). «Коллективно-распределительная мыследеятельность» помогает решить учебную задачу и существенно развивает умения учащихся формулировать вопросы и ответы, искать аргументацию и источники решений, строить гипотезы и проверять их критическим рассудком, рефлексировать свои действия, а также способствует деловому общению. В диалоге «учитель - ученик» соблюдается принцип постепенно убывающей помощи и увеличения доли самостоятельной деятельности ребенка.
Технология развивающего обучения предполагает совершенно иной характер оценки учебной деятельности. Качество и объем выполненной учеником работы оценивается с точки зрения субъективных возможностей ученика. Иными словами, оценка отражает персональное развитие учащегося, совершенство его учебной деятельности. Если учащийся работает на пределе своих возможностей, он заслуживает высшей оценки, даже если с точки зрения возможностей другого учащегося это весьма посредственный результат.
Задача преподавателя - не вывести всех на некий, заданный уровень знаний, умений, навыков, а вывести личность каждого ученика в режим развития, пробудить в ученике инстинкт познания, самосовершенствования.
Конечная цель развивающего обучения состоит в том, чтобы иметь потребность в самоизменении и быть способным удовлетворять ее посредством учения, т.е. хотеть, любить и уметь учиться.
Особенности содержания технологии.
• Специальное построение учебного предмета, моделирующее содержание и методы научной области, организующее познание ребенком генетически исходных, теоретически существенных свойств и отношений объектов, условий их происхождения и преобразования.
• Повышение теоретического уровня образования, передача детям не только эмпирических знаний и практических умений, но и «высоких» форм общественного сознания (научных понятий, художественных образов, нравственных ценностей).
Развивающий характер обучения в технологии Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова связан прежде всего с тем, что его содержание построено на основе теоретических знаний. Как известно, в основе эмпирических знаний лежат наблюдение, наглядные представления, внешние свойства предметов; понятийные обобщения получаются путем выделения общих свойств при сравнении предметов. Теоретические же знания выходят за пределы чувственных представлений, опираются на мысленные преобразования абстракций, отражают внутренние отношения и связи. Они образуются путем генетического анализа роли и функций некоторых общих отношений внутри целостной системы элементов.
Основу системы теоретических знаний составляют содержательные обобщения - постижение предмета не через его наглядное, внешнее сходство с другими, а через его скрытые конкретные взаимосвязи, через противоречивый путь его внутреннего развития.
По В.В. Давыдову, способы умственных действий, способы мышления подразделяются на рассудочные (эмпирические, опирающиеся на наглядные образы) и разумные, или диалектические.
Рассудочно-эмпирическое мышление направлено на расчленение и сравнение свойств предметов с целью абстрагирования формальной общности и придания ей формы понятия. Это мышление - начальная ступень познания, его виды (индукция, дедукция, абстрагирование, анализ, синтез и др.).
Разумно-теоретическое, диалектическое мышление связано с исследованием природы самих понятий, вскрывает их переходы, движение, развитие.
Суть теоретического мышления, по В.В. Давыдову, состоит в том, что это особый способ подхода человека к пониманию вещей и событий путем анализа условий их происхождения и развития. Базой теоретического мышления служат мысленно идеализированные понятия, системы символов (выступающие как первичные по отношению к конкретным эмпирическим предметам и явлениям). В связи с этим способы умственных действий в технологии Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова имеют ряд характерных отличий от формально-логического истолкования.
Особое значение в технологии Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова имеет действие обобщения. В формальной логике оно состоит в вычленении существенных признаков в объектах и объединении объектов по этим признакам, подведении их под общее понятие.
Эмпирическое обобщение идет от частных предметов и явлений через их сравнение к общему эмпирическому понятию. Восхождение от абстрактного к конкретному - это использование содержательного обобщения как понятия высокого уровня для последующего выведения других, более частных «конкретных» абстракций, которое является общим принципом ориентации учащихся во всем многообразии фактического учебного материала. При этом содержательная рефлексия - поиск и рассмотрение существенных оснований своих собственных мыслительных действий.
Таким образом, содержание учебного предмета представляет систему понятий, заданных не как способ списания объекта, а как основание для его преобразования, регулирующая основа способов получения значимых результатов.
В.В. Давыдов формулирует основные положения, характеризующие не только содержание учебных предметов, но и те умения, которые должны быть сформированы у учащихся при усвоении этих предметов в учебной деятельности: «Усвоение знаний, носящих общий и абстрактный характер, предшествует знакомству учащихся с более частными и конкретными знаниями; последние выводятся учащимися из общего и абстрактного как из своей единой основы.
Концепция развивающего обучения.
1. Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу).
2. Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума.
3. В развивающем обучении педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности.
4. В развивающем обучении ребенок является полноценным субъектом деятельности.
5. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности. РО = ЗУН + СУД + СУМ + СЭН + СДП.
Развивающее обучение - особый вид обучения, характеризующийся специфическим подходом к определению и реализации целей, его содержания, технологии и взаимодействия участников учебного процесса.
Развивающиеся технологии имеют специальные методы, включающие учащихся в коллективный поиск: создание проблемных ситуаций, ситуаций учебного спора, обращение к методу решения учебных задач, методу интриги, учебному диалогу, обеспечение добрых, доверительных отношений между учителем и учащимися. Проблема развивающего обучения сегодня настолько актуальна, что нет, пожалуй, ни одного учителя, который не задумывался бы над ней.
Из методического опыта.
Развитие школьника в данной системе понимается как общее развитие личности – развитие ума, воли и чувств. Мнение учителя при этом воспринимается учащимися как одна из возможных точек зрения, которую нужно соотнести с собственной точкой зрения. Необходимость такого общения вытекает из природы поисковой, исследовательской деятельности, причем, необходим только коллективный поиск истины, сопровождающийся постоянным обменом мнениями.
Привлекают задачи развивающего обучения, которые предполагают процесс обучения школьников без принуждения, без двоек, развивают у них устойчивый интерес к знаниям, потребность к самостоятельному поиску, делают учение радостным. Эту технологию апробировали в свое время многие педагоги-новаторы.Опора на технологию развивающего обучения и на программу развития общеучебных умений помогли мне результативнее решать первостепенные проблемы уроков русского языка:
- формирование орфографических навыков учащихся;
- обогащение их лексического запаса;
- овладение нормами литературного языка;
- формирование навыков связной устной и письменной речи;
- развитие творческих способностей учащихся.
Сложилась своя, годами отработанная система по данной технологии, которая помогает развить у учащихся речь, живое воображение, гибкость ума, изобретательность и интерес к слову, родному языку, коммуникативные способности, их орфографическую грамотность.
К формированию грамотности я стараюсь вести учеников сознательным путём, создавая проблемные ситуации, опираясь уже на сформированное теоретическое мышление, на его умение работать с книгой, со справочной литературой, поэтому материал на уроках не преподносится готовым, учащиеся включаются в активную мыслительную работу, требующую от них умения сравнивать, обобщать, составлять план и тезисы. Через слово ученики узнают и осознают законы языка, убеждаются в его точности, красоте, выразительности, богатстве и сложности.
Творческие работы (сочинения, рефераты, стихи) отличаются умением чувствовать родное слово, думать над ним, искать в нем смысл. Творчество – это самый мощный импульс в развитии ребенка. На уроках русского языка и литературы я стараюсь создать условия для творчества, для внутренней свободы ученика. Учащиеся с увлечением сочиняют фентези и сказки, пишут стихи и былины. Все это делает изучение материала более увлекательным и интересным, влияет на качество творческих работ.
Целенаправленная и планомерная работа над формированием навыков устной и письменной речи учащихся с опорой на технологию развивающего обучения даёт свои результаты: ученики с успехом выступают на различных конференциях в школе, пишут заметки в газету, сочиняют стихи, участвуют в конкурсах сочинений, в конкурсах чтецов.
У учащихся выработалась наблюдательность, вдумчивое и бережное отношение к родному слову, что сказалось не только на формировании общей культуры, но и на их гражданской позиции, на духовно-нравственном становлении.
На уроках русского языка можно успешно применять методические способы и приемы развивающего обучения, способствующие развитию учащихся и позволяющих внести больше осмысленности в процесс овладения определенными навыками.
Лучший способ пробудить интерес –эвристическая задача. Этот приём, используемый на уроках, пробуждает внимание и интерес учащихся, приближает у них предчувствие возможности научного открытия. Например, стандартное задание – вставить буквы в текст упражнения – я стараюсь изменить и сделать интересным, если задание сформулировать иначе: вы – редактор, вы должен увидеть «ошибкоопасные» места и не допустить попадание ошибок в текст книги; вы - учитель, вы составляете задание для своих учеников и должны отметить те места, которые могут вызвать у них затруднения, привести к ошибке. Такие задания могут быть многоплановые, главное, чтобы они вызывали интерес.
Очень эффективно применяется изложение информации учащимися при ролевой игре или диалоге «я - составитель правила», «я - автор деформированного текста». Идёт работа по анализу и синтезу уже известного, формулируется эвристический вопрос, пробуждающий интерес учеников. Такой вид работы имеет и большой дисциплинирующий эффект, так как опережающее изучение позволяет самостоятельно знакомиться с новым учебным материалом и излагать его так, чтобы понятно было остальным. Такой метод позволяет открыть дорогу творчеству и самостоятельности, а также дает возможность попробовать себя в работе с аудиторией, что, конечно, пригодится в будущей учебе в высших и средних учебных заведениях.
С целью повышения эффективности урока применяется такой вид работы, как составление алгоритма. Руководствуясь дифференциацией, предлагаю разный уровень сложности для разных категорий учеников. Такой вид работы помогает контролировать систему практических действий ученика, оперативно выявлять ошибку в рассуждениях и действиях учащегося, исправлять её. Алгоритм обеспечивает и самоконтроль и на каждом этапе даёт ученику подтверждение в правильности действий.
Технология развивающего обучения даёт огромную возможность работать с одаренными (и не только) детьми, развивать в них чувство прекрасного, заниматься языком на научном уровне. Такие дети с удовольствием занимаются проектной и поисковой деятельностью, пишут рефераты и создают научные презентации.
Таким образом, технология развивающего обучения помогает мне добиться следующих результатов:
1) формирование у учащихся самостоятельности мышления, творческих способностей;
2) повышение мотивации, интереса к собственным высказываниям, размышлениям;
3) повышение активности учащихся во внеурочной работе по предмету, роста количества учащихся, принимающих участие в олимпиадах и конкурсах, в занятиях исследовательской работой;
4) постоянно растёт качественный показатель интеллектуального и речевого развития ребенка;
5) повышение работоспособности каждого ребенка на уроке;
6) активизируются контакты с учителем.
Всё это позволяет использовать технологию развивающего обучения не только в классах обучающихся по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова с начального звена, но и применять её в школах с традиционным общеобразовательным уровнем обучения.
© 2017, Попов Максим Валерьевич 205