СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФФН (рекомендации данные после констатирующего эксперимента)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекционная работа по развитию фонематического восприятия, разработанная В.С.Селиверстовым, Е.Н. Краузе, Н.А.Лукиной, И.И. Никкинен строится в два этапа: 1этап – подготовительный. На этом этапе у детей формируют базу для развития фонематического восприятия: развивают слуховое восприятие, внимание, память, речевой слух. 2 этап- Основной. На этом этапе развивают фонематическое восприятие. Сначала детей учат различать слова близкие по звуковому составу, потом дифференцировать слоги, потом фонемы (сначала гласные, потом согласные).

Для всех детей экспериментальной группы перед непосредственной работой над фонематическим восприятием необходимо провести подготовительные упражнения по развитию слухового внимания, развития речевого слуха. (См. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП). Особо обратить внимание на Иру Ж, Эдика К, Данила К, Лешу М, Ангелину С, Полину С, Диму К, Милену Б, так как при выполнении третьего задания они (Дифференцировать квазиомонимы) затруднялись в дифференциации слов квазиомонимов, причина в слабой речеслуховой памяти. Для этих детей рекомендованы игры ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА по формированию слухового внимания, слуховой памяти.

Также по результатам пятого задания (Дифференцировать слова квазиомонимы) все дети экспериментальной группы в разной степени затруднялись отличать правильное произношение от дефектного (особые затруднения у Данила К, Леши М, Эдика К.) причиной мог быть ослабленный слуховой контроль, ослабленное речевое внимание. Этим детям экспериментальной группы рекомендованы игры ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА по развитию речевого внимания.

Работа по развитию фонематического восприятия строится в два этапа:

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

Цель: Формирование базы для развития фонематического восприятия.

Развитие слухового восприятия, внимания, речевой памяти.

Сюда входят игры : на восприятие неречевых звуков:

Игра «Скажи, что ты слышишь?»

Цель: развитие слухового восприятия. Дифференциация неречевых звуков.

Логопед за ширмой выполняет разные действия с предметами( переливает воду, пересыпает крупу, шуршит бумагой и т.д. ) Ребенок должен определить, что он слышит.

Игра «В мире звуков»

Цель: Развитие слухового внимания. Дифференциация неречевых звуков.

Логопед предлагает детям закрыть глаза и послушать, что происходит в детском саду.

Игра «Скажи, что звучит?»

Цель: развитие слухового внимания. Дифференциация неречевых звуков.

Логопед знакомит детей с музыкальными инструментами. Затем дети закрывают глаза, и определяют, на каком музыкальном инструменте играет логопед.

Игра «Найди пару»

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.

Логопед ставит перед собой и перед ребенком по три коробочки с разными наполнителями. По очереди они гремят своими коробочками, находят одинаково звучащие пары. Потом все коробочки смешиваются, и ребенок ищет по звучанию эти пары.

Игры «Угадай, кто кричит», «Встречайте гостей»

Цель: Развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков, звукоподражание.

Детям предлагается угадать голоса разных животных и показать соответствующую картинку или игрушку.

Игры на дифференциацию по способу воспроизведения:

Игра «Солнце или дождик»

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков по способу воспроизведения.

Логопед звенит в бубен и дает команды: «Солнце», «Дождик». Дети должны слушать звучание бубна и выполнять команды: солнце - гулять, дождик - прятаться.

Игра «Что делала Маша?»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков по способу воспроизведения.

Детям предлагается угадать с закрытыми глазами, что делала кукла (хлопает, топает, чмокает губами, носиком сопит и т.д.)

Игра «Льет или капает»

Цель: Развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков по способу воспроизведения.

Логопед за ширмой производит действия с водой, а дети угадывают льет он или капает.

Игры на дифференциацию звучания по темпу.

Игра «Угадай, кто идет»

Цель: развитие слухового восприятия. Дифференциация неречевых звуков по темпу звучания.

Детям предлагается ходить медленно как цапля (когда логопед медленно стучит в бубен) и прыгать быстро как воробей ( когда логопед быстро стучит в бубен).

Игра «На поляне»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков по темпу звучания.

Дети делятся на две команды – зайцы и волки. Когда логопед стучит медленно, на поляне гуляют волки, а когда быстро, на поляне гуляют зайцы.

Игра «Дождик»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация темпа звучания.

Дети за логопедом повторяют как медленно идет дождь(ударяют указательным пальцем о ладошку, произнося: «Кап-кап!»), затем повторяют как дождь идет быстро ( ударяя пальчиком о ладошку: «Кап - как-кап-кап!). Потом меняется темп.

Игры на дифференциацию звучания по ритму.

Игра «Кто стучится?»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.

Логопед заранее сообщает, что придут гости, каждый гость стучится особым ритмом, показывает эти ритмы, дети ритмы запоминают, а потом узнают, какой гость постучался.

Игра «Звенит капель»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.

Дети отхлопывают ритмы «Весны», предложенные логопедом.

Игра «Капельки»

Цель: Развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.

На картинках ритмические рисунки, логопед отстукивает ритм, а дети находят нужный ритмический рисунок.

Игры на дифференциацию по силе звучания.

Игра «Тихо - громко»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация звуков по силе звучания.

Логопед играет на музыкальном инструменте то тихо, то громко. Когда играет тихо дети идут, когда громко, дети бегают.

Игра «Иди-беги»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация звуков по силе звучания.

Логопед стучит в бубен тихо, громко и очень громко. В соответственно звучанию бубна ребенок выполняет движения: под тихий звук идет на носочках, под громкий шагом, под очень громкий- бежит.

Игра «Найди игрушку»

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация звуков по силе звучания.

Один ребенок закрывает глаза. Дети в комнате прячут игрушку. Когда ребенок ищет игрушку, дети хлопают громко, если тот находится рядом со спрятанной игрушкой и тише, если игрушка от ищущего далеко.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА.

Игры на дифференциацию голосов по тембру.

Игры «Угадай, чей голос», «Лягушки», «Улиточка», «Угадай, кто я?»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру.

Дети по голосу узнают своих товарищей.

Игры на дифференциацию по силе голоса.

Игра «В лесу»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация слов по силе голоса.

Логопед произносит слова то тихо, то громко, а дети определяют далеко произнесено это слово (звучит тихо) или близко(звучит громко).

Игра «Бом и Бум»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация слогов по силе голоса.

Два гномика поют песенки (слоговые сочетания): Бом поет громко, а Бум тихо. Дети определяют, какой гном поет.

Игра «ветер или ветерок»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация звуков по силе голоса.

Ветер поет громко: У-У-У-У, а ветерок тихо: у- у- у- у- у. Дети определяют ветер поет или ветерок.

Игры на различение голоса по интонации.

Игры «Хорошо», «Узнай по интонации», «Кто сказал»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация слов по интонации.

Логопед произносит слова с разной интонацией, а дети определяют с какой интонацией он это делает.

Игры на дифференциацию голоса по высоте.

Игры « Угадай, кто сказал», «Медведица или медвежонок»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация фраз по высоте голоса.

По сказке «Три медведя». Логопед произносит фразы из сказки с разной высотой голоса, дети определяют, кто сказал.

Игры «Малыши», «В больнице»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация звукоподражаний по высоте голоса.

Логопед произносит фразы с разной высотой голоса. Дети определяют мальчик сказал или девочка, мужчина или мальчик.

Игры на развитие речевого внимания.

Игры «Будь внимателен», «Слушай и выполняй», «Кто внимательнее»

Цель развитие речевого внимания, речевой памяти.

Логопед называет(показывает) действия, сопровождая их речью, дети повторяют. Иногда логопед ошибается, дети должны внимательно слушать и выполнять правильные действия.

ОСНОВНОЙ ЭТАП РАБОТЫ.

Цель: развитие фонематического восприятия.

При проведении первого задания (Выделение определенного звука из цепочки звуков) :60% детей: Кристина П, Дима К, Леша К, Ира Ж, Полина С, Милена Б испытывали затруднения в распознавании только звуков, которые у них в речи заменялись или смешивались, для них рекомендованы игры:

Игры «Хлопни, когда услышишь звук» («Поймай звук»), «Охотники», «Звуки леса»

Цель: Развивать умение слышать заданный звук из цепочки звуков.

Логопед называет звуки, а ребенок хлопает, когда услышит заданный звук. ( охотится-ловит его)

Игры «Найди место для своей картинки», «Не ошибись»

Цель: активизация словаря, дифференциация различных звуков, развитие фонематического восприятия.

Детям даются картинки, обозначающие звуки (ж- жук, с- насос, ш- шар и т.д.). Называет разные звукоподражания, дети показывают нужные картинки.

В этих играх обращать особое внимание на звуки заменяемые или смешиваемые в речи этих детей). 40% детей- Данил К, Леша М, Ангелина С, Эдик К испытывали затруднения при распознавании звуков не только заменяемых, смешанных в речи, но и сохранных звуков - для этой группы детей необходимо в выше названных играх брать для распознавания различные звуки и нарушенные и ненарушенные в их речи.

При проведении второго задания (Воспроизведение за взрослым слоговых сочетаний) 20 % детей- Леша К и Ира Ж испытывали затруднения при воспроизведении слогов с нарушенными в речи звуками, а остальные слоги воспроизводили без проблем. Для них рекомендованы игры:

Игры «Эхо», «Повтори за мной», «Телефон»

Цель: развивать фонематическое восприятие, умение четко воспроизводить слоговые цепочки.

Детям предлагаются слоговые цепочки для их четкого, правильного повторения.

Игры «Какой слог отличается», «Какой слог лишний».

Цель: учить выделять слог, отличающийся от остальных.

Логопед произносит серию слогов и предлагает детям определить, какой слог отличается от других и чем.

В этих играх уделять внимание слогам со звуками, нарушенными в речи этих детей. У 80% детей- Кристина П, Эдик К, Данил К, Леша М, Ангелина С, Полина С, Дима К, Милена Б затруднялись в воспроизведении почти всех слоговых сочетаний. С этой группой детей необходима работа с различными слоговыми сочетаниями, брать слоги с оппозиционными звуками ( используются вышеизложенные игры), развивать слуховую память, слуховое внимание. (См. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП).

При проведении третьего задания (Дифференциация слов квазиомонимов) получены следующие результаты 20% детей Леша К и Кристина П. справились с заданием, 80%- Ира Ж, Эдик К, Полина С, Дима К, Леша М, Милена Б, Ангелина С, Данил К. Для них рекомендованы игры:

Игры «Игрушка ошибается», «Внимательные ушки»

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слов, близких по звучанию.

Детям предлагается услышать ошибочно произносимые слова и исправить ошибки.

Игра «Запомни слова»

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слов, близких по звучанию.

Логопед называет несколько слов(ком, кот, сок), ребенок должен выставить названные картинки в заданной последовательности.

Игры «Гонки слонов», «Запретное слово»

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слов, близких по звучанию, умение слышать заданное слово.

Дети – «слоны» гуляют по поляне. Логопед называет разные слова, близкие по звучанию (стан, стук, слух, стул, стоп,…), а дети должны остановиться при произношении слова «стоп»

Дети не должны ловить мяч при произношении слова «Мяч».( возможные слова: врач, мяч, печь, мяч, мать и т.д.)

Игры «Незнайка запутался», «Поэт», «Расставь по местам»

Цель: учить подбирать слова, близкие по звучанию.

Логопед называет слова, близкие по звучанию и просит ребенка подобрать похожие слова.

Для этих детей в играх особое внимание необходимо уделить словам с заменяемыми звуками и словами, содержащими звук заменитель.

При проведении четвертого задания (Определение наличия звуков в словах) все дети экспериментальной группы в разной степени испытывали трудности. 30% -Ира Ж, Леша К, Кристина П. - допустили негрубые ошибки, ;40% детей Милена Б, Полина С, Дима К, Эдик К- половину задания сделали верно и 30%-Ангелина С, Данил К, Леша М- больше половины заданий выполнены не верно. Со всеми детьми необходимо вести работу по этому направлению, особое внимание уделить детям, допустившим много ошибок. Рекомендованы игры:

Игры: «Внимательный слушатель», «Хлопни, если услышишь слово на заданный звук»

Цель: развитие умения определять наличие звука в словах

Детям предлагается ряд слов, нужно услышать слова с заданным звуком.

Игры «Нужное слово», «Зоркий глаз», «Найди картинку на звук….», «Эстафета»

Цель: учить подбирать слова с заданным звуком.

Логопед называет звук, а дети подбирают слова с заданным звуком.

Игра «Какой звук есть во всех словах»

Цель: развитие умения выделять общий звук в словах.

Логопед произносит три—четыре слова, детям предлагается определить, какой звук есть во всех этих словах.

При проведении пятого задания (Услышь разницу между правильным и неправильным произношением в собственной и чужой речи) все дети не могли отличить правильное от неправильного произношения, если была имитация нарушения звукопроизношения, характерное для данного ребенка, если дефект бал отличный, то все дети его слышали. Для всех детей рекомендованы такие игры:

Игры «Найди ошибки», «Недовольный Саша», «Как правильно сказать?», «Буди внимателен»

Цель: учить определять дефектно произносимые слова и исправлять их.

Логопед произносит слова с ошибками в произношении, дети находят ошибки и исправляют.

Для работы с детьми старшего дошкольного возраста с ФФН нами был разработан тематический план на год подгрупповых занятий на основе «Программы обучения и воспитания детей с ФФН старшего дошкольного возраста» Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной. Подгрупповые занятия 2 раза в неделю

Таким образом, при подборе методических рекомендаций, нами были изучены системы работы по развитию фонематического восприятия, предложенные разными авторами.

Система работы Каше Г.А. основана на предупреждении нарушения чтения и письма у детей 7лет, строится в три этапа:

  1. Ведется работа над постановкой звуков, звукопроизношением, умением слышать речевые звуки, дифференцировкой звуков.
  2. Закрепление поставленных звуков, дифференцировка звуков, овладение звуко - слоговым анализом, начало знакомств с буквами, развитие речи.
  3. Закрепление правильного произношения, знакомство с буквами, обучение чтению, письму, развитие речи.

Система работы по развитию фонематического восприятия, предложенная Филичевой Т.Б., Чевелевой Н.А., строится в шесть этапов:

  1. Узнавание неречевых звуков
  2. Различение речевых звуков
  3. Различение слов, близких по звуковому составу
  4. Дифференциация слогов
  5. Дифференциация фонем
  6. Развитие навыков элементарного звукового анализа.

Система работы по развитию фонематического восприятия, предложенная Ястрибовой А.В. строится в двух направлениях:

  1. Постановка и уточнение артикуляции звуков
  2. Последовательное и планомерное развитие звукового анализа и синтеза слова.

Система работы, предложенная В.А. Селиверстовым, Е.Н. Краузе, Н.А.Лукиной, Н.И. Никкенен строится в два этапа:

  1. Подготовительный: развитие базы для развития фонематического восприятия: развитие слухового восприятия, внимания, памяти, речевого слуха.
  2. Основной этап: развитие фонематического восприятия: различение слов, близких по звуковому составу, дифференциация слогов, дифференциация фонем.

Проанализировав методики, учитывая данные обследования, нами были разработаны направления коррекционной работы и подобрана система игр для развития фонематического восприятия.

Реализация данных направлений должна идти на фронтальных и индивидуальных логопедических занятиях, проводимых в соответствии с календарным планом логопедической работы в виде различных игровых заданий, органично входящих в этапы занятия. Работа по формированию фонематического восприятия начинается на подготовительном и продолжается на этапе формирования первичных произносительных умений и навыков (в процессе постановки, автоматизации и дифференциации звуков).

Применение предложенных игровых приемов работы позволит детям с первых дней посещения логопункта включиться в работу, значительно повысить интерес к логопедическим занятиям в детском саду и дома. При закреплении изученного материала все это положительно повлияет на процесс развития фонематического восприятия у детей с ФФН.

Категория: Логопедия
27.02.2016 09:18


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!