СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся.

« Если человек в школе не научится творить,

то и в жизни он будет только подражать и копировать».

Л.Н.Толстой.

Современный этап развития общества характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности. Сегодня общество нуждается в образованных, творческих, деятельных молодых людях и делает социальный заказ на формирование грамотной и социально мобильной личности, осознающей свою историческую, культурную, духовную принадлежность к Родине, понимающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути, готовой к служению Отечеству. Сама жизнь выдвигает неотложную практическую задачу - воспитание человека-творца, созидателя и новатора, способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно. Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, принимать решения, планировать действия, эффективно сотрудничать, быть открытыми для новых контактов. Год от года увеличивается информационный поток в различных областях знаний. Введение ЕГЭ требует не только стандартных знаний, но и умений анализировать исторические ситуации, работать с разнообразными источниками, формулировать и аргументировать свою позицию. Способность к самостоятельному познанию развивается только в исследовательской деятельности, поэтому тема исследовательской работы с учащимися была и будет актуальной.

Развитие исследовательской деятельности учащихся в разное время было предметом особой заботы педагогической общественности и ученых. Как и какими средствами решать проблему развития исследовательских навыков школьников? Как заинтересовать учащихся этим нелегким видом деятельности? На эти вопросы искали ответы многие педагоги и ученые. Этот вопрос попыталась решить и я при работе над данной разработкой.

Что же такое исследовательская деятельность учащихся? Существуют различные мнения ученых и педагогов о сущности и значении исследовательской деятельности.

Как указывает А.В.Леонтович, председатель Оргкомитета Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского, в этимологии слова «исследование» заключено указание на то, чтобы извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам. «…исследование, отличие от проектирования, конструирования и организации, есть самый «деликатный» по отношению к объекту вид деятельности, его главная цель – установление истины. …развитие способности занимать исследовательскую позицию является важнейшей задачей образования и воспитания как средства оценки своей деятельности, ее возможных последствий. Источник исследования как вида деятельности – в свойственном человеческой природе стремлении к познанию». (Леонтович А.В. К проблеме развития исследований в науке и образовании / Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.; Народное образование, 2001. - С.33-34)

А.С.Обухов считает, что «именно педагогом задаются формы и условия исследовательской деятельности, благодаря которым у ученика формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним проблеме с исследовательской, творческой позиции». (Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры / Развитее исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.; Народное образование, 2001. – С.61)

Учитель истории Коленченко Е.М., считает что «исследовательская деятельность - это деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задач с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере». (Коленченко Е.М. Организация учебно-исследовательской деятельности школьников // http://festival.1september.ru/articles/569355/)

Любить науку, заниматься одной из ее отраслей - это одно. А вот взращивать любовь к научным исследованиям, показывать - как это интересно, искать что-то новое, учить азам научной работы - это совершенно другое. Как правило, с научной работой, с методами научного поиска человек знакомится в основном при обучении в высшем учебном заведении. Но в этот период перед нами совершенно или почти состоявшаяся личность, которая сознательно занимается тем, что возможно будет основой его будущей работы. Заниматься научной деятельностью в школе очень сложно. Самая главная сложность состоит в том, что школьнику приходиться не только собственно учиться, но еще и социализироваться. То есть вместо одного вида действий, требующих внимания, усидчивости, терпения, еще выполнять и другой – учиться жить методом проб, ошибок среди коллектива, социальной группы, учиться понимать других и соотносить свои желания со своими возможностями. Таким образом, занятия научной деятельностью можно считать третьим фактором, весьма усложняющим жизнь школьника. То есть задача, стоящая перед руководителем будущего проекта, стоит весьма непростая. Ведь в процессе занятий (имеется ввиду занятия над проектом, исследованием) необходимо сформировать такие качества, как организованность, способность разумно планировать и упорядочивать ход своей деятельности, дисциплинированность - без этого нет просто самого процесса научной работы. Школьник должен сознательно подчиняться определенным нормам поведения при работе над проектом, исследованием. И, наконец, нужно приучить ученика к самоконтролю - ведь научная работа требует умения контролировать свои действия и подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач. Научная работа требует в этом случае, чтобы высшие мотивы преобладали над низшими мотивами. Кроме того, необходимо выработать и навыки рефлексии - умения самостоятельно проанализировать свои действия, с их детальным разбором, как положительных, так и отрицательных действий. При этом надо учесть, что мотивацию и потребность к поисковой интеллектуальной работе надо ещё взрасти из естественной любознательности и любопытства присущих ряду учеников.

В начале привлечения ученика к научной работе очень важно чётко определить:

· что исследование или рассматриваемый вопрос должны либо затрагивать, либо жёстко привязаны к региону или району (это важно для краеведения) проживания как преподавателя, так и ученика.

· границы своих возможностей в раскрытии темы

· наличие нужных для исследований источников и архивных данных.

· диапазон поисков. В данном случае ученик и сам без руководителя имеет навыки поиска (работа в библиотеке ему уже знакома). Руководитель здесь должен правильно определить и сам предварительно изучить вопрос возможности найти литературу по данному исследованию.

Занимаясь исследовательской деятельностью с учащимися, учитель ставит следующие задачи

1) расширить и углубить знания учащихся по истории;

2) дать школьникам навыки научно-исследовательской деятельности;

3)формировать умения публичного выступления, иметь и отстаивать свою гражданскую позицию;

4) развивать коммуникативные качества личности школьников;

5) находить и анализировать информацию из различных источников;

5)научить школьников составлять электронные презентации исследований и выступлений для последующей защиты;

6) помочь учащимся определиться с выбором профессии

Этапы работы над исследованием

1. Мотивация

Работа начинается с выявления учащихся, имеющих склонность и желание заниматься исследовательской деятельностью. В своей практике я привлекаю тех учащихся, которые

· имеют желание и способности к исследовательской работе,

· проявляют интерес к истории

Никакого принуждения при этом быть не может. Большую роль в определении таких учащихся играют классные руководители и родители, которые лучше, чем кто-либо, знают возможности и стремления учащихся и могут помочь им советом и делом. Для понимания своих действий в ходе исследования, одного желания, понимания важности своего исследования – мало. Нужна база необходимая для правильного хода исследования. И вот здесь как раз должна быть проведена большая работа руководителем проекта. Необходимо провести очень большую планомерную подготовку. С этой целью мной проводятся консультативные занятия с учащимися по следующему плану:

План консультативных занятий

1. Знакомство с особенностями исследовательской деятельности. Выбор темы

2. Понятие актуальности исследования. Обоснование актуальности. Примеры формулировок актуальности исследования.

3.Гипотеза и проблема исследования. Что такое «проблема». Поиск проблем в выбранных тематиках исследования.

4.Цели и задачи исследования. Понятия «цель работы», «задачи работы». Примеры формулировок целей и задач исследования.

5.Планирование исследовательской работы. Значение планирования и требования к плану. Общие требования к оформлению текстов (рефератов) исследования.

6.Поиск источников по выбранной теме. Отбор фактического материала. Достоверность информации. Правила пользования Интернет-ресурсами. Сбор информации и ее систематизация.

7.Работа над основной частью исследования.

8.Результаты исследования. Обоснование полученных результатов. Заключение. Общие требования к данному разделу.

9.Как оформить презентацию исследования. Рекомендации по составлению тезисов, конспектов, докладов. Подготовка публичного выступления.

Также важно преподавателю ознакомить и расширить познания ученика о видах знаний, показать как это знание крайне необходимо для его исследований.

Таким образом, в ходе исследовательской работы многое представляет для учащихся значительные трудности:

· выявление темы и проблемы исследования;

· постановка цели и задач, определение методов, объекта и предмета исследования;

· правильный выбор методики исследования, изучение общественного мнения и источников;

· отбор и структурирование материала;

· соответствие собранного материала теме и целям исследования.

Поэтому педагогическое руководство учебными исследованиями осуществляется на всех этапах выполнения работы, но наиболее значительно оно на этапе формулирования темы, целей, исходных положений, а также при анализе выполнения работы (предварительном, уточняющем и, наконец, окончательном).

Исследовательская деятельность учащихся имеет будущее, так как в современных условиях от человека требуются именно способности самому решать свои проблемы, найти выход из трудной ситуации, проявлять инициативу и творчество для достижения успешной карьеры и самореализации. Наиболее перспективной для дальнейшего развития является та система, которая сама проявляет способность развивать себя.

Категория: История
06.09.2015 09:41


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!