СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика преодоления ночных кошмаров, непрошенных воспоминаний, вспышек гнева

Нажмите, чтобы узнать подробности

МЕТОДИКА ПРЕОДОЛЕНИЯ НОЧНЫХ КОШМАРОВ, НЕПРОШЕННЫХ ВОСПОМИНАНИЙ, ВСПЫШЕК ГНЕВА

Для большинства пациентов, переживших психическую травму, самую серьезную проблему представляют:

- ночные кошмары;

- непрошеные воспоминания;

- вспышки гнева.

Ночные кошмары.

Если тяжелый сон посещает ребенка в период стресса или болезни, это в целом нормально и особого беспокойства вызывать не должно. Но если тревожные сновидения повторяются часто, если в серии снов прослеживается одна и та же пугающая фабула, это доводит его до совершенно беспомощного состояния. Тот, чьи сновидения полны страха, ненависти, тревоги, даже не может как следует выспаться. Недолгий или неглубокий сон приводит к физическому и психическому истощению и порождает раздражительность, быструю утомляемость, расстройства памяти, неспособность сосредоточиться, депрессию. В данном случае, в первую очередь нужно найти такое средство, которое бы помогло ребенку выспаться, иначе все прочие цели и задачи будут совершенно недостижимы. Снотворное (даже прописанное врачом) - еще не решение проблемы, но оно даст временное облегчение, пока не найден ответ на вопрос: почему не удается спокойно спать? Затем следует разобраться, почему повторяющиеся ночные кошмары именно сейчас стали частью жизни ребенка. Тревожный сон, который посещает снова и снова; очевидно, должен что-то означать. Если этот сюжет воспроизводится в головном мозге, он должен быть чем-то очень важен. Тот образ или образы, которые не оставляют во сне, служат, по сути дела, сообщением, посылаемым самому себе. Это сигнал, что следует обратить внимание на нечто, связанное с этими образами. Необходимо разгадать скрытый смысл сновидений и воспользоваться найденными разгадками, как вехами на пути к исцелению. Эта задача нелегка, потому что в процессе такого исследования придется вызвать к жизни тяжелые и болезненные воспоминания. Очень трудно по собственной воле сосредотачиваться на самых неприятных событиях, которые довелось пережить; многие люди предпочитают никогда не вспоминать о них. Но во сне, когда психика неподвластна нашему волевому контролю, мы вынуждены каким-то образом обратить внимание на собственную внутреннюю войну. Пробудившись от кошмарного сна, мы стремимся как можно быстрее забыть его содержание и полностью переключиться на что-то другое. Но нужно действовать иначе.

Предстоящую работу можно разделить на три этапа, т.е. последовательно сделать следующее.

1. Вывести на поверхность, помочь осознать в бодрствующем состоянии сюжет сна.

2. Помочь ребенку установить, что требуется для восстановления мира, прекращения той внутренней войны, к которой сновидение пытается привлечь его внимание.

3. Помочь ребенку найти способ применить полученный ответ в своей сегодняшней жизни.

Эти три шага - постепенный процесс, который может продолжаться несколько месяцев. Работа предстоит трудная: ускоренных и безболезненных методов в этой сфере нет. Это похоже на то, как решают, наконец, пойти к зубному врачу: будет больно, неприятно,- но если не пойти сейчас, то потом будет еще больнее. Анализ собственных сновидений труден, в первую очередь потому, что в них отражены события особого рода. Если сновидения воссоздают травмировавшие события, видимо, потребуется проложить свой путь сквозь отрицание, гнев и скорбь, прежде чем будет достигнуто спокойное приятие случившегося раньше. Такое прокладывание пути на какой-то период может сделать человека уязвимым для чувства вины, стыда, гнева и отчаяния. Именно по этой причине многие пациенты, для которых такое самоисследование уже позади, предупреждают начинающих, что сначала будет хуже и только потом лучше. Легче проводить такую работу в тихом, спокойном месте, среди заботливых и понимающих людей и под руководством знающего человека. Помощь психотерапевта, общение с группой таких же пациентов, изучающих содержание своих снов, беседы с близкими людьми - все это позволяет вылечить больной зуб быстрее и эффективнее. Как узнать, что за события присутствуют в сновидении? Самое простое, конечно, - это припомнить сон после пробуждения. Но поскольку детям не свойственно запоминать свои сны, можно воспользоваться некоторыми внешними признаками, указывающими на тяжелые сновидения:

- если ребенок просыпается весь в поту и на душе у него какое-то неясное беспокойство, то, при отсутствии других причин (физическое заболевание, жара и духота в комнате), можно с уверенностью сказать, что во сне он пережил стресс;

- если во сне ребенок вздрагивает, беспокойно ворочается, то это явно указывает на тревожность его сновидений. Слова, которые он при этом произносит, также служат указанием. Если все эти внешние реакции налицо, но самого сновидения ребенок вспомнить не может, нужно проделать некоторую работу, для того, чтобы научиться запоминать и осознавать содержание своих снов. Люди, которые забывают сны, а также дети часто думают, будто бы им вовсе ничего не снится. Однако, это не так: факты свидетельствуют, что при достаточной длительности сна, сновидения бывают у всех. Просто некоторым лучше удается увязать то, что привиделось во сне с тем, что происходит наяву, Когда возникнет необходимость выяснить, что же происходит в снах, сначала можно завести специальный дневник сновидений. Необходимо сразу после пробуждения записывать содержание сна либо наговаривать, что запомнилось, на магнитофон. Фиксируя свои воспоминания в тот момент, когда они еще свежи, можно многое узнать о сюжетах сновидений. Если ребенок не может вспомнить ни весь сон целиком, ни даже его фрагменты, попробуйте прервать его сон в середине. Если ребенку удастся проснуться в середине сна, вспомнить подробности увиденного будет легче. Будить его следует в тот момент, когда по его движениям можно угадать, что он видит кошмарный сон. Но поскольку из-за тревожного содержания сна рефлексы обострены и возможна инстинктивная защитная реакция, необходимо соблюдать осторожность. Лучше всего будить словами; если физический контакт все же необходим, нужно осторожно дотронуться до ноги спящего и постепенно нажимать все сильнее и сильнее. При этом следует занять безопасное положение и немедленно назвать себя, как только ребенок проснется. Грубо дергать спящего, трясти и расталкивать его нельзя. После пробуждения нужно немедленно спросить ребенка о содержании его сна и записать. Непрошеные воспоминания. Когда человека посещают кинокадры из прошлого - яркие переживания, не связанные с настоящим моментом, - это говорит о серьезной утрате равновесия. Нечто, имевшее место довольно давно, настолько захватывает его внимание, что представляется более реальным и живым, чем происходящее в данный момент. В такой ситуации совершаются поступки, вполне приемлемые с точки зрения прошлой экстремальной ситуации, но совершенно неуместные в настоящем. Существует несколько способов уменьшить количество и интенсивность подобных психических явлений. Хотя, по словам многих пациентов, они возникают без всякой видимой причины, это не совсем так. Как правило существуют особые сигналы, предупреждающие о скором появлении кинокадров из прошлого. Это может быть мышечное напряжение, повышенная тревожность, особые стрессовые изменения в организме, эмоциональная напряженность и т.п. Другими словами, стресс накапливается в течение некоторого времени, пока, наконец, не будет достигнут такой его уровень, когда может быть спровоцировано непрошеное воспоминание, кинокадры из прошлого. Непрошеным воспоминаниям часто предшествуют провоцирующие их события. Такое событие, чаще всего неожиданно, происходит в настоящем, но каким-то образом напоминает случившееся в прошлом. Например, при определенных обстоятельствах это может быть спровоцировано запахом, шумом, зрелищем, мыслью или чувством, которые в сознании человека ассоциируются с травмирующим прошлым. Непрошеные воспоминания - серьезный сигнал, указывающий, что нужно заняться своим внутренним равновесием, чтобы твердо стоять на ногах - здесь и сейчас. Чтобы взять под контроль непрошеные воспоминания, следует обучить ребенка некоторым мерам профилактики:

1. Научиться узнавать по внутренним признакам, что в организме накапливается стресс.

2. Научиться снижать стрессовую реакцию.

3. Научиться брать тайм-аут при первых же признаках стресса.

4. Регулярно напоминать себе, что прошлое не следует путать с настоящим. В критический момент, когда что-то напомнило о травмирующем событии, отвлечься от воспоминаний и переключиться на события настоящего времени.

5. Учиться находить смысл в тяжелых воспоминаниях и примириться с событиями прошлого.

Вспышки ярости. Существует несколько предупредительных мер, сводящих к минимуму наносимый в гневе ущерб. Кроме этих, сиюминутных мер, существуют методы длительного и глубокого самоизучения, приводящего к истокам, изначальным причинам вашего гнева. Чтобы снизить деструктивную силу гнева, направленную против окружающих людей, вещей и против самого себя, можно предпринять следующее:

а) предметы, способные принести увечья окружающим, необходимо хранить в труднодоступном месте, т.к. момент ярости человек совершает импульсивные поступки, не думая о последствиях;

б) удалить на безопасное расстояние тех (то), на кого (на что) направлен гнев. Избегать ситуаций, провоцирующих гнев;

в) найти или оборудовать для ребенка безопасное место, где можно дать выход своему гневу, ни перед кем не отчитываясь. Это может быть пустынный лес или парк, комната или что-то еще;

г) найти какую-нибудь безобидную, не наносящую разрушений деятельность, которая помогла бы несколько разрядить гнев (энергичная физическая работа, бег, тяжелые физические упражнения; беседа о своих чувствах с терпеливым и внимательным слушателем; откровенная беседа с самим собой; записывание своих впечатлений, причем давать их кому-нибудь читать не обязательно, и др.).

Если способ, позволяющий уменьшить свой гнев, неизвестен, остается только удалить ребенка в безопасное место и ждать. Время, а также, исключение всего, что могло бы вызвать напряженность, помогут ему успокоиться.

Категория: Психологу
27.02.2017 19:43


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!