СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика работы с текстом учебника на уроках истории

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика работы с текстом учебника на уроках истории

Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать – вот в чем главное дело Константин Дмитриевич Ушинский

Учебник создан в соответствии с требованиями Историко-культурного стандарта и Федерального государ- ственного образовательного стандарта основного общего об- разования (далее — ФГОС ООО) Учителю в условиях реализации системно-деятельностно- го подхода в обучении необходимо не только излагать содер- жание курса, определять ведущую дидактическую проблему, но и переводить её в ранг учебной задачи познавательной деятельности, обретающей личностный смысл для всех об- учающихся. Таким образом, образовательную деятельность целесообразно проектировать как систему учебных задач — основного компонента учебной деятельности. Учебные задачи являются средством достижения планируемых результатов изучения материала через освоение соответствующих учеб- ных действий. Образовательные результаты в соответствии с требованиями ФГОС ООО формируются в процессе осво- ения познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных универсальных учебных действий (УУД). Предметные результаты также отражают выполнение школьником требований к усвоению исторического содержа- ния — понимать, знать, уметь и применять. Структура учебника Вопросы перед параграфом, направленные на актуали- зацию знаний, необходимых для изучения темы урока. История в лицах: современники. В этой рубрике об- учающимся предлагается с помощью синхронистической таблицы ознакомиться с известными историческими дея- телями, жившими в изучаемый период. Подведём итоги. Авторы предлагают резюме, краткий вывод по изученной теме урока. Вопросы и задания для работы с текстом параграфа. Предлагаемые вопросы и задания рассчитаны на достиже- ние обучающимися образовательных результатов — пред- метных, личностных, метапредметных. Работаем с картой. Задания этой рубрики нацелены на формирование умений локализовывать исторические объ- екты в пространстве, работать с исторической картой как с важнейшим информационным источником. Изучаем документ. На основе анализа фрагмента до- кумента школьники учатся характеризовать письменные источники, находить в них информацию, анализировать, сопоставлять и оценивать необходимые для выполнения учебных заданий данные о событиях и явлениях прошло- го, аргументировать своё отношение к ним. Думаем, сравниваем, размышляем. Задания рубрики обеспечивают формирование интеллектуальных умений (анализа, синтеза, сравнения), расширяют опыт самосто- ятельной учебной деятельности разного вида и уровня сложности в логике требований системно-деятельностного подхода. Как правило, они предлагаются для выполнения на выбор школьников.

Актуальность проблемы Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В связи с этим процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

В связи с этим одним из направлений развития образования является более широкое использование компетентностного подхода, что продиктовано желанием придать образованию личностно-ориентированный характер и сформировать у школьников навыки деятельности в конкретных ситуациях, чтобы выпускник школы мог самостоятельно решать возникающие проблемы в различных сферах жизни.

В условиях достижения целей образования, соответствующих новому поколению стандартов, эффективными становятся технологии, принципиально меняющие характер учебной деятельности: • технологии универсальных учебных действий, обеспечивающие задачи «Учись учиться» в новых информационных условиях; • технологии обучения, позволяющие на основе универсальных учебных действий развивать общие способности ребёнка, а также специальные; • проблемные, поисковые, проектные технологии обучения, обеспечивающие развитие самостоятельности ребёнка в постановке задач, пробах действий, достижении результатов и рефлексии своей деятельности; • технологии игровой и проектной дидактики, позволяющие конструировать учебную деятельность и повышать мотивацию к обучению.

В условиях перенасыщенности информационной среды самостоятельная работа с учебником требует новых подходов.

На своих уроках я использую технику активно-продуктивного чтения.

Техника активно-продуктивного чтения Техника активно-продуктивного чтения представляет собой ряд технологических приёмов, направленных на активизацию мыслительной деятельности учеников. Данная деятельности учащихся является условием успешной социализации ребёнка в реальном социуме.

Техника активно-продуктивного чтения формирует: • коммуникативные УУД • умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию • адекватно понимать собеседника (автора) • познавательные УУД (умение извлекать информацию из текста)

На уроке ребятам представляется целый комплекс учебных задач, сочетающих в себе приёмы всех уровней.

Главное преимущество данной техники – активная позиция ученика к содержанию текста. Учебный текст становится средством для осуществления различных мыслительных операций. Результатом такой работы является ученический продукт в виде выполненных заданий, составленных учеником собственных конструкций.

В технике активно-продуктивного чтения используются технологические приёмы:

Приём «ОТСРОЧЕННАЯ ОТГАДКА» В начале урока учащимся рассказывается загадка (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

Загадку (удивительный факт) можно дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.

Приём «ОЦЕНКА ТЕКСТА» Ученикам предлагается не читать текст абзац за абзацем, а оценить содержание изучаемого параграфа. Например, при изучении в 9 классе параграфа «Духовная жизнь Серебряного века» учащимся предлагается в течении некоторого времени изучить текст и ответить на следующие вопросы: • Какие разделы встречаются в тексте? • Какие слова выделены курсивом? • Почему они так выделены? • Какие имена чаще всего встречаются в данном параграфе? Какие из них вам уже известны? • Какой раздел параграфа самый большой? Как по-вашему, почему? Таким образом, текст как инструмент познания становится более эффективным, когда мы создаём условия его критичного осмысления.

Приём «ЗАДАЙ ВОПРОС» «Спросить – значит понять». Во время самостоятельной работы над текстом ученики получают задание составить вопросы. Целесообразно ограничить число вопросов и время на их составление. Ребята учатся задавать вопросы не только по содержанию текста, но и по его анализу. «Стоимость», важность вопросов может быть разной. Необходимо обязательное ранжирование вопросов: • Вопросы, направленные на репродукцию знаний начинаются со слов: «Кто…?», «Что…?», «Когда…?», «Сколько…?» и т.д. • Вопросы, направленные на репродукцию процесса начинаются со слов «Как…?», «Каким образом…?» и т.п. • Вопросы на выявление причинно-следственных связей начинаются со слов «Почему…?», «В чём причины…?» и т.п. • Вопросы, требующие анализа, синтеза новых знаний, начинаются со слов «Что общего…?», «В чём особенности…?», «Сравните…», «Докажите…».

Сформулировать правильно вопрос означает, что ученик очерчивает тот круг знаний, который у него имеется, и тот круг неизвестного, та «зона ближайшего развития» (по Л.В. Занкову), которые он хотел бы узнать.

Приём «КУБИК БЛУМА» Американский педагог и психолог Бенджамин Блум является автором нескольких оригинальных приёмов педагогической техники. Один из них «Кубик Блума».

На гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись».

Ученик или я сама бросаю кубик. Дети самостоятельно формулируют вопрос к учебному материалу по той грани, на которую он выпадет.

Приём «СОСТАВЬ ЗАДАНИЕ» Ребятам на уроке предлагается научиться, не только выполнять, но и составлять тесты: альтернативные тесты, тесты на соответствие или на исключение лишнего, на восстановление последовательности и т.д. Также ребята составляют ребусы, кроссворды, головоломки.

Прием «ПОМЕТКА НА ПОЛЯХ»

Пометки должны быть следующие: • Знаком «галочка» отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения. • Знаком «плюс» отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом. • Знаком «минус» отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе. • Знаком «вопрос» отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

06.11.2017 13:28


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!