СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методологические и дидактические основы современного урока химии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. Методологией педагогики является совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании действительности. Другими словами: методология педагогики – это совокупность целей, содержания и методов исследования, что позволяет получить наиболее объективную, точную, систематизированную информацию о педагогических явлениях и процессах.[1]

В условиях введения ФГОС ООО меняется взгляд на проектирование педагогического процесса, подчиненного определенным целям и включающем конкретные виды совместной деятельности учащихся и учителя, направленным на получение заданных результатов обучения и воспитания.

Современный урок в связи с этим представляется как сложно организованная, открытая, динамично развивающаяся дидактическая система. [2]

Построение урока происходит согласно заранее выдвинутым общим целям, ведущим к запланированным результатам и представляет собой некую подсистему в системе обучения.

 

 
 

Запланированные результаты

 

 

 

 

                                     

                                   

 

       
   

Дидактические

цели обучения

на уроке

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Все элементы взаимосвязаны и определяют логику и структуру урока. Таким образом, урок приобретает системную организацию и деятельностные характеристики.

С введением ФГОС предпринимаются попытки найти новые типы уроков, но зачастую эти типы есть не что иное, как разновидности уже известных ранее. [2]

При составлении проекта урочного плана необходимо указывать основные  характеристики урока – это тип урока с какой-либо позиции. Считается, что обеспечить реализацию идей ФГОС могут типы уроков, классифицируемые по следующим концептуальным основам:

 

 

А. По ведущей дидактической цели:

  1. вводные
  2. текущие
  3. обобщающие.

В тематическом планировании эти уроки обозначаются как:

  1. изучение нового материала (Уроки последовательного изучения ключевых вопросов темы)
  2. закрепление изученного материала
  3. комплексного использования новых знаний (закрепление изученного материала)
  4. систематизации и обобщения знаний, умений и навыков
  5. контроля результатов обучения (проверки, оценки, коррекции знаний).

     

Данные уроки включают в себя следующие обязательные элементы (этапы):

  1. Изучение нового материала.

Дидактическая цель: сформировать новые представления.

Предполагаемые этапы урока:

1) Актуализация опорных знаний и способов деятельности (Проблема или отработка основополагающих понятий).

2) Усвоение новых знаний.

      3) Первичная  проверка (срез).

  1. Закрепление изученного материала (урок-упражнение – по О.С. Габриелян)

Дидактическая цель: выработка новых умений и учебных действий.

Предполагаемые этапы урока:

1)Проверка домашнего задания (коррекция).

2) Закрепление знаний через систему упражнений.

3)  Домашнее задание (дифференцированное).

  1. Урок комплексного использования новых знаний.(рефлексия по ходу всего урока)

    Дидактическая цель: комплексное применение знаний.

  Предполагаемые этапы урока:

     1) Проверка домашнего задания.

     2)  Закрепление знаний через систему упражнений от простого к сложному.

     3) Обобщение и систематизация (установление связей между знаниями).

     4) Контроль и самопроверка.

     5) Домашнее задание.

    4. Систематизации и обобщения знаний, умений и навыков.

Дидактическая цель: обобщить и систематизировать полученные знания, выработать алгоритм учебных действий.

Предполагаемые этапы урока:

1) Проверка домашнего задания (общая и индивидуальная.)

2) Сбор понятий в целостное представление (активизация).

      3) Обобщение и систематизация.

      4) (через) Контроль и самопроверка.

      5) Домашнее задание.

     5. Контроль результатов обучения.

  Дидактическая цель: проверка уровня усвоения полученных знаний. 

 Предполагаемые этапы урока:

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Контроль и самопроверка (более высокий уровень осознания).
  3. Домашнее задание (корректирующее, направленное на отработку плохо усвоенных умений).

 

Б. По способу организации:

1. Комбинированный – формально выраженные этапы: организационный, основной, завершающий - постоянны, шаблонны.

2. Синтетический – иногда этапы выделить невозможно, так как в основе таких уроков самостоятельная познавательная (поисковая, исследовательская и т.п.) деятельность учащихся. Представителем таких уроков является проблемный урок.

В. По ведущему методу обучения:

1. Репродуктивный.

2. Проблемный – наиболее актуален с введением ФГОС, особенно, если организован на основе метапредметного алгоритма постановки и решения проблем.

Поскольку проблемный метод обучения в соответствии с ФГОС становится основополагающим методом, а деятельность субъектов обучения – основной содержательной составляющей, то особую роль приобретают такие уроки, как урок-исследование, урок-проект, так как именно эти виды деятельности стандарт рассматривает как средства совершенствования универсальных учебных действий и оценивания уровня их сформированности.[2]

Внутренняя структура урока задается логикой развития учебно-познавательной и мыслительной деятельности учащихся – последовательным прохождением важнейших этапов усвоения знаний:

Узнавание → воспроизведение → понимание → применение → преобразование (анализ, синтез) → оценивание. Поэтому урок структурируется  посредством подобранной системы учебно-познавательных задач.

Фундаментальным ядром ФГОС ООО является такое методологическое основание как системно-деятельностный подход. При

Этом структурной единицей являются действия учащихся, а предметом деятельности – учебные задачи.  Таким образом, важнейшим элементом содержания урока являются УУД, формирующиеся за счет вовлечения учащихся в решение учебно-познавательных задач (УПЗ), определяющих получение необходимых знаний, умений, навыков (ЗУН), которые и показывают Сформированность УУД.

Технологический подход предполагает четкую диагностируемую форму образовательных результатов, представленную через деятельность учащихся: личностных, метапредметных, предметных.

В связи с этим в технологической карте урока (конспекта) появилась такая формулировка, как «Планируемые образовательные результаты».

Например, для урока «Кислоты» - 8 класс:

Личностные результаты (ранее - воспитательные):

                                                         Убеждаются в познаваемости мира;

                                                         Убеждаются во взаимосвязи свойств веществ и их строения;

                                                         Осознают ценность ЗОЖ и т.д.

Метапредметные результаты (ранее – развивающие):

                                                        Решают учебную проблему;

                                                         Составляют общую формулу кислот;

                                                         Классифицируют кислоты по составу и растворимости;

                                                         Работают в группе и т.д.

Предметные (ранее - содержательные):

                                                         Знают определение «валентность»;

                                                         Определяют валентность кислотного остатка;

                                                         Составляют формулы кислот;

                                                          Решают задачи на растворение кислот и т.д.

 

Таким образом, технологическая карта конспекта урока оформляется следующим образом:

Тема урока: …..

Цели урока:

  1. Деятельностная: …..
  2. Предметно-дидактическая: …..

       Планируемые образовательные результаты урока:

  1. Личностные: …..
  2. Метапредметные: …..
  3. Предметные: …..

Тип урока:

  1. По ведущей дидактической цели: ….
  2. По способу организации: ….
  3. По ведущему методу обучения: ….

Методы обучения:

1. Основной: ….

2. Дополнительные:  …

Основные вопросы урока:

Средства обучения: ….

Ход урока: …

Предлагается универсальная карта плана-конспекта уроков: Ход урока:

 

Этап урока

Методы обучения

Учебно-познавательные задачи урока

Формируемые УУД

Методы оценки/самооценки

Деятельность учителя

Деятельность ученика

 

 

 

 

 

-по алгоритму;

-сравнение результата действия с шаблоном;

-по шкале (или + и -);

-составление уравнения, решение задачи;

-составление отчета о лабораторном опыте;

-приведение примеров и т.д.

 

 

Литература:

 

  1. Сущность методологии педагогики и методологической культуры педагога, -  http://psylist.net
  2. М.А. Шаталов, Современный урок химии: дидактические основы и особенности построения//Химия в школе, № 2. – М.: Центрхимпресс, 2014, с. 13, 15, 22.

 

 

30.01.2015 23:20


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!