СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы формирования экологической культуры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экскурсия в природу экологической направленности отличается от просто экскурсии или прогулки тем, что во время ее проведения нельзя пройти мимо срубленного дерева, вырытой траншеи, выгоревшей поляны, свалки мусора и других следов деятельности человека по отношению к природе.

Экскурсии в природу дают возможность ознакомить воспитанников с жизнью животных и растений в их естественной среде обитания, в связях и взаимосвязях с окружающей средой. Каждая экскурсия создает прекрасные условия для развития мировоззрения, эмоционально-чувственной сферы ребенка, его воображения, ценностных экологических ориентаций, наблюдательности, мышления, формирования положительной мотивации к экологической деятельности, к экологически грамотному поведению человека.

При подготовке к экскурсии в природу необходимо осуществить следующее:

1. Определить тему экскурсии.

2. Наметить маршрут экскурсии (желательно, чтобы он включал знакомство с различными экосистемами: лес, луг, озеро, река и т.д.).

3. Определить время проведения экскурсии

4. Составить план проведения экскурсии по разделам: цели и задачи экскурсии по этапам; основные вопросы содержания и методы проведения экскурсии; маршрут и объекты наблюдения; вопросы для вводной и обобщающей бесед; задания для самостоятельной работы экскурсантов.

Необходимо знать, что нужно увидеть в природе, на что обратить особое внимание, как наблюдать. В группе желательно иметь: блокноты, простые карандаши, фотоаппарат. Следует подготовить удобную обувь и неяркую одежду, чтобы не отпугивать птиц. Перед экскурсией необходимо вспомнить правила поведения в природе: продвигаться по тропинкам (след в след), не шуметь, не бегать, не лазать по деревьям без нужды, не причинять вреда растениям, животным и экологической системе в целом. Отмечать, запоминать наиболее типичные растения, но не собирать их, наблюдать за бабочками, жуками, земноводными, но не ловить их. Птичьи гнезда не фотографировать и, конечно, не брать их с собой. Необходимо помнить, что многие виды растений и животных, которые 20-30 лет тому назад были вполне обычными, сейчас стали редкими и исчезающими.

При проведении экскурсии необходимо руководствоваться «Десятью заповедями экскурсионного дела»:

1. Помните, что экскурсия - не прогулка.

2. Определите четко тему экскурсии, изучите маршрут ее проведения, составьте план проведения экскурсии.

3. Придерживайтесь избранной темы и плана экскурсии, не отвлекаясь на случайные вопросы.

4. Рассказывайте на экскурсии только о том, что можно показать.

5. Избегайте длинных объяснений.

6. Не оставляйте экскурсантов (детей) только слушателями, привлекайте их к активной работе.

7. Не перегружайте содержание экскурсии новыми терминами и названиями.

8. Умейте сконцентрировать внимание экскурсантов на нужном объекте; воздействуйте на их чувства.

9. Умейте вовремя завершить экскурсию

10. По окончании экскурсии закрепите ее содержание, основные идеи повторением.

Закончить экскурсию в природу можно рефлексией деятельности ее участников, в процессе которой каждый попытается зафиксировать ее состояние (состояние знаний, эмоций, мотивов деятельности и поведения и т.д.), а также причины этого состояния.

Категория: Прочее
19.03.2015 13:25


Рекомендуем курсы ПК и ПП