СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Межпредметные связи на уроках технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                                                     МОУ гимназия №33 г. Ульяновск

                                                                                     Макарова М.В. учитель технологии

 

   Межпредметные связи на уроках технологии (из опыта работы)

                                            

«Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи»

                                                                                                              Коменский Я.А.

 

Одно из важнейших направлений в «Технологии» - усиление мировоззренческой направленности обучения, создание системности в организации взаимосвязи и соподчинения изучаемых предметов. В решении этой задачи большое значение придаётся межпредметным связям как отражению тенденций интеграции науки и практики.

Учитель технологии оказывается в наиболее выгодной ситуации, так как для творческой деятельности учащихся требуется совместная работа ума и рук. Цель очевидна - развить в процессе обучения умение не только «думать руками», но и выражать целенаправленную и упорядоченную систему деятельности по осмысленному применению учащимися полученных знаний. Одновременно происходит развитие рационального мышления учащихся, повышение их интереса к знаниям и труду, к работе с техникой.

Система взглядов учащихся на природу, общество и труд формируется на основе систематических и многосторонних межпредметных связей в процессе обучения. Межпредметные связи повышают научный уровень образования, отражая естественные взаимосвязи процессов и явлений окружающего мира, раскрывая его материальное единство. При этом развиваются диалектическое и системное мышление учащихся, гибкость ума, умение переносить и обобщать знания из разных предметов и наук. Без этих интеллектуальных способностей невозможны ни творческое отношение человека к труду, ни решение на практике сложных задач, требующих синтеза знаний из разных предметных областей.

Мы являемся свидетелями того, как потребности современной практики вызвали к жизни новые «синтетические» науки: математическая логика, радиохимия, геофизика и многие другие. Знания ряда наук одним человеком дают большую возможность в исследовании и практическом использовании различных явлений, свойств и закономерностей. А это меняет ориентировку в подготовке учащихся в средней школе. Необходимо убеждать учащихся, что взаимосвязные знания школьных предметов нужны не только тем, кто пойдёт в вузы и посвятит себя науке, но и тем, кто пойдёт работать на заводы, сельское хозяйство.

Решение проблемы возложено и на учителя технологии и от его подходов к использованию межпредметных связей на каждом занятии зависит многое. Ясно, что связь трудового обучения с изучением основ наук является важной педагогической задачей, успешное решение которой имеет большое практическое значение.

Существует ряд дидактических приёмов, которые могут быть использованы учителем технологии при построении системы по осмысленному востребованию знаний, полученных ранее, для их реализации на занятиях по технологии.

В современных учебниках используются важнейшие из этих приёмов:

задачи по использованию знаний смежных дисциплин; напоминания; краткие пересказы ранее известного; задачи по воспроизведению ранее усвоенной конкретной темы другого предмета.

Часто используются вопросы из смежных дисциплин с целью активизации восприятия учащихся на уроке. Например, при изучении раздела «Технология ведения дома» в седьмом классе дети узнают фамилии людей, кто первыми завезли в Россию декоративные растения и были первыми владельцами оранжерей и зимних садов. Ими оказываются уже известные из уроков истории князь Голицин и граф Шереметьев. Дети с удовольствием вспоминают великих для России людей, рассказывают об их заслугах и чётко представляют исторический период о котором идёт речь на уроке технологии.

Другим приёмом реализации межпредметных связей являются вопросы и задачи на межпредметной основе, которые можно использовать при изучении новой темы. При изучении темы «Комнатные растения и  уход за ними» мы обращаемся к биологии, к понятию фотосинтеза, повторяем фазы развития растения. Здесь же идёт пересечение с иностранным языком. Дети знакомятся с названиями цветов, новыми словами (одним из первых заморских диковинок были лимонные и апельсиновые деревья, апельсин по-французски «»-оранжерея; ампельные растения «»-висячая ваза для цветов).

В этой же теме перенос знаний возможен и при связи с гуманитарными дисциплинами, в частности такими, казалось бы, далёкими от технологического обучения как литература.

Прекрасно, когда на уроках технологии звучат строки, например, взятые у Эдуардаса Межелайтиса: «…душа человека - точно цветок лотоса: даже растоптанный, получив живительную каплю влаги, вновь расправляет он свои белые лепестки и, подобно лебедю, купается в лунном серебре. Душа человека – такой цветок. Поэтому мы должны насыщать её прекрасным. Красота – витамин духовного роста человека…». И, конечно же, нельзя не вспомнить слова маленького принца А.Экзюпери: «…мы в ответе за тех, кого приручили…», когда говорим о своих «друзьях» - растениях.

Активно стимулируют познавательную деятельность учащихся задания по дополнительному материалу. Обучение логическому осмыслению и изложению материала – важный дидактический момент. Здесь как пример можно вспомнить раздел «Кулинария». Учитель может создавать проблемную ситуацию на любом, без преувеличения, уроке или его этапе. Например: «…сделать сообщение по теме «Витамины в питании человека» или «Овощи в нашем рационе». Поиск ответов на поставленные задачи подталкивает учащихся к знаниям  не только смежных предметов, но и различных профессий.

Когда непростые понятия основываются на уже имеющихся знаниях, получающих дополнительную подпитку, это всегда оборачивается глубоким пониманием и уверенным использованием их на практике. При изучении темы пятого класса «История создания швейной машины» мы обращаемся к истории: «…Пётр – строил Российский флот, создавал армию. Чтобы одеть армию и обеспечить парусами флот возникла необходимость в создании швейных машин…». При конструировании и моделировании швейных изделий обращаемся за знаниями к математике. Расчёты для построения чертежа выкройки и само построение требуют хороших вычислительных навыков, знаний свойств геометрических фигур и умений их строить. Удачно перекликается математика с технологией в теме седьмого класса «Стиль и силуэт», когда идёт сопоставление силуэта геометрической фигуре: «…прямой – прямоугольник, приталенный – два правильных треугольника имеющих одну общую вершину, трапеция – трапеция, полуприталенный – две трапеции имеющие общим меньшее основание…». Не обойтись без математики и при изучении в пятом классе темы «Технология изготовления изделий из лоскутков». Ученики должны рассчитать размеры шаблонов и при их изготовлении применить знания геометрических фигур. Здесь же, при подборе цветовой гаммы и составлении рисунка эскиза, важно вспомнить уроки рисования и знания цветового круга.

Преподавание тем «Вышивка» и «Вязание» предполагает обращение к истокам этих видов рукоделия, а значит, мы не можем  обойти историю родного края, краеведение. Уместно здесь вспомнить былины, сказки, сделать акцент на народное творчество.

Большое значение имеет содержание межпредметной проблемы, которое определяет отбор необходимых знаний, их систематизацию, последовательность изложения.

При изучении темы «Классификация текстильных волокон» идёт перекличка с разными науками. Хорошо прослеживается преемственность данной темы при изучении её на протяжении пятого, шестого и седьмого классов и это способствует более рациональному развитию у учащихся таких мыслительных операций, как сравнение, анализ,  классификация.

Межпредметные связи в обобщающем повторении способствуют расчленению знаний учащимися, при котором из всей совокупности знаний предмета выделяется их сущность и открываются их несущественные признаки.

Включение межпредметних связей в учебный процесс придаёт качественную специфику всем компонентам учебно-познавательной деятельности ученика:

ощутимо проявляется единство общих и конкретных предметных целей обучения;

интерес к смежным предметам значительно обогащает мотивы учебной деятельности;

содержание деятельности становится более обобщённым, объектами познания выступают общие для ряда предметов процессы и явления, идеи, теории, законы, понятия, факты и связи между ними;

действия, способы оперирования знаниями обобщаются на базе межпредметного содержания, активизируются продуктивные процессы познания;

успешно реализуется единство образовательных, развивающих и воспитательных целей обучения, системность знаний способствует усвоению их мировоззренческой значимости, овладению продуктивными методами познания, развитию широких интересов.

К.Д. Ушинский считал идею межпредметных связей одной из важнейших в формировании целостных и системных знаний.

 

Литература:

 Кругликов Т.И.

Методика преподавания технологии с практикумом: М.: издательский центр «Академия», 2004. – 480с.

 Зверев И.Д., Максимова В.Н.

Межпредметные связи в современной школе: М.: «Педагогика», 2001. – 160 с.

Кулагин П.Г.

Межпредметные связи в процессе обучения: М.: Просвещение, 2001. – 96 с. 

18.01.2015 17:34


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!