СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация межпредметных связей как одно из направлений повышения качества образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Проблема межпредметных связей имеет давнюю историю, ее изучением занимались Ф.А, Дистерверг, Я.А. Коменский, Д. Локк, В.Ф. Одоевский, К.Д. Ушинский и многие другие известные педагоги. Однако эта проблема не потеряла своего значения и в наши дни, она изучается, дополняется, разрабатывается, исходя из современных требований, предъявляемых к системе образования. Понятие «межпредметные связи» тесно связано с понятием «содержание образования». Закон РФ «Об образовании» гласит, что содержание образования – один из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:

  • обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
  • развитие общества;
  • укрепление и совершенствование правового государства.

Еще И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин в своей книге «Дидактика средней школы» определили принципы содержания образования:

  • включение основ всех наук;
  • включение всего, что имеет общеобразовательное значение;
  • доступность изложения;
  • практическое применение теоретических знаний;
  • включение методологических знаний;
  • включение нерешенных социальных и научных проблем;
  • установление межпредметных связей.

Таким образом, межпредметные связи – это один из наиболее важных принципов построения содержания образования. Именно поэтому в учебных программах такой раздел необходим.

Межпредметные связи в обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки обучающихся, существенной особенностью которой является овладение ими обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность же дает возможность применять знание и умение в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и в производственной деятельности.

Качество образования определяется качеством образованности учащихся, качеством знаний, умений, владения процедурами творческой деятельности, воспитанности и т.д.

Межпредметные связи стимулируют лучшее усвоение материала, способствуют развитию мышления, повышают интерес к предмету, влияют на повышение качества знаний, формируют умение использовать учебную литературу, анализировать, сопоставлять факты из различных областей знаний.

В настоящее время в связи с увеличением объема информации, подлежащего усвоению в период школьного обучения, и в связи с необходимостью подготовки всех учащихся к работе по самообразованию особо важное значение приобретает изучение роли межпредметных связей в активизации познавательной деятельности учащихся.

В современных школах недостаточно развиты межпредметные связи. Часто у учеников, занимающихся успешно в рамках одной дисциплины, возникают трудности в том, что они не могут применить имеющиеся у них знания на других предметах.

Перед учителем встает задача повышения учебной мотивации учащихся. Возникает необходимость выбирать такие формы урока, приемы и методы, которые будут стимулировать деятельность учащихся.

Мною были разработаны задания для практической работы, в которых наблюдалась связь информатики с другими предметами. Для выполнения таких заданий использовались возможности текстового процессора Microsoft Office Word.

Практическая работа 8 класс

Тема: «Текстовые документы и технологии их создания»

Цель урока: познакомить учащихся с понятием текстовые документы и технологиями их создания; реализовать на практике связь информатики с другими учебными дисциплинами (русский язык, математика, биология, литература), используя возможности текстового процессора Word.

  1. Ввод символов.

Введите с помощью клавиатуры:

  1. все гласные буквы:….
  2. все согласные буквы: …
  3. числа, делящиеся на 2:…
  4. числа, кратные 5:…
  5. представители хищников (не менее 5 примеров):…
  6. хвойные растения (не менее 5 примеров):…
  1. Правила ввода текста.

Введите текст (раздаточный материал

(материал к Практической работе задание 3)), соблюдая правила ввода.

Раздаточный материал:

Я помню чудное мгновенье...(Пушкин А.С.)

Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. В томленьях грусти безнадежной В тревогах шумной суеты, Звучал мне долго голос нежный И снились милые черты. Шли годы. Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты, И я забыл твой голос нежный, Твой небесные черты. В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви. Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь.

 

  1. Замена символов.

Замените символы «*» на буквы «ё» или «о», чтобы слова были написаны правильно.

Примечание: вспомнить правило «Буквы Ё, О после шипящих в корне слова».

Крыж*вник, щ*лкать, ш*рох, ж*лтый, капюш*н, деш*вый, ж*лудь, трущ*ба.

  1. Вставка символов.

В нужные места вставьте в слово недостающую букву.

Руский, интелектуальный, процесор, юнат, оловяный.

 

Практическая работа 7 класс

Тема: «Системы объектов»

Цель урока: познакомить учащихся с понятием система объектов, научить учащихся строить схемы состава объекта; закрепить полученные знания на практике, реализуя связь информатики с другими предметами.

Запускаем программу Word.

В данных заданиях вам необходимо построить схемы. При этом используем надписи и фигуры (линия, стрелка). Их можно найти на вкладке <Вставка>.

  1. Постройте схему состава данных слов:
  1. снегурочка;
  2. выключатель;
  3. каменистый.
  1.  По данному тексту постройте схему цветка.

Цветок состоит из околоцветника и органов размножения (тычинок и пестика). Самая яркая часть цветка – это околоцветник. Он может быть простой и двойной. Околоцветник, в котором можно различить чашечку и венчик, называется двойным. Чашечка состоит из чашелистиков и может быть раздельнолистной и сростнолистной. Венчик состоит из лепестков. Если венчик состоит из отдельных лепестков, то он называется раздельнолепестным. Если все его лепестки срастаются, то он называется сростнолепестным.

 

 

  1. Постройте схемы и установите связь между объектами:

 

  • местоимение и часть речи;
  • а=7, формула S=a*b;
  • нагрев воды – кипение воды;
  • предшествует;
  • является разновидностью;
  • входит в состав.

 

 

Серия разработанных заданий направлена на развитие у учащихся познавательного интереса к предмету, формирование умения использовать знания, полученные при изучении других предметов, на уроках информатики.

Использование заданий, основанных на межпредметных связях, естественно решает проблему мотивации. Глядя на задания, связанные с другими дисциплинами, ученики перестают задавать вопросы о том, зачем им это надо изучать.

С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания обучающихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому, межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании обучающихся в учебных заведениях.

 

Категория: Всем учителям
08.01.2015 19:28


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!