СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мифология коми народа (Кöрт-Айка, Кыска, Мелейка)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кöрт-Айка (Железный Свекор) – верхневычегодский могучий колдун, герой коми-зырянского предания о Стефане Пермском.

Сюжет о Кöрт-Айке впервые опубликован бытописателем Е. Кичигиным в середине XIX века, в литературной обработке известен по произведениям М. Лебедева.

Сюжетные компоненты:

- Кöрт-Айка наделен чудовищной силой и колдовскими способностями, направленными против людей: «Сделал себе одежду из железа, надел на голову железную шапку, а через Эжву протянул железную цепь, которую сковал сам… Изба у него была тоже железная, лук и стрелы железные, все у него было из железа».

Как Юрка и Яг-Морт, он занимается разбоем, грабежом: «Начал он грабить встречного и поперечного. Никому прохода не давал. Железная цепь перегородила всю Эжву с берега на берег – никому не проехать… Кто едет в лодке, тот и попадает в руки Железному Свекору. Иного он оберет, иного отпустит, а иного утопит, без всякой пощады».

О колдовстве Кöрт-Айки сказано следующее: «По одному его слову меркнут солнце и луна, день превращается в ночь, а ночь в день, река течет вверх, засуха сушит землю; или скажет слово – польет такой дождь, что все избы несет в Эжву. Много бед терпел от него народ, и не было на него ни суда, ни расправы. Никто не смел померяться с ним силой»;

- Состязание двух богатырей-колдунов в силе, неуязвимости и могуществе. Кöрт-Айка некогда дружил с колдуном Памой из Княжпогоста. Кöрт-Айка пропускает друга, опускает свою железную цепь на дно Эжвы. Но завистливый Пама недоволен, видя, как Кöрт-Айка варит сусло, сливает его из железных корчаг в железные ушаты и пьет. Кöрт-Айка наказывает завистника, останавливает лодку Памы посередине реки: «Раз сусло стой, то и лодка стой!». Состязание двух колдунов кончается мирно: сусло вновь потекло, а Пам поплыл дальше своей дорогой по Эжве.

Некоторые особенности сюжетов о приключениях легендарного зырянского колдуна можно узнать в энциклопедии «Мифология Коми».

Как и в большинстве коми-зырянских преданий о единоборстве первого пермского епископа с могучими колдунами-тунами, имя Кöрт-Айки имеет топонимическую подоплеку, объясняющую происхождение названия с. Кöрткерöс «Железная возвышенность».

Железо было необходимым атрибутом Кöрт-Айки: он носил одежду и шапку из железа, у него был железный дом, лодка, лук и стрелы; приписываемая Кöрт-Айке, как и другим тунам, неуязвимость объяснялась тем, что у него было железное тело.

Основным занятием Кöрт-Айки было ограбление судов и лодок, проплывающих по Вычегде, которые он останавливал протянутой через реку железной цепью.

Более того, Кöрт-Айка был первокузнецом, поскольку до него ковать железо никто не умел, т. е. являлся как бы культурным героем со знаком минус, так как своим знанием ни с кем не делился.

Наряду со своими «железными способностями» Кöрт-Айка, как и другие могучие туны, обладал неограниченной властью над стихиями. По его слову меркли солнце и луна, день превращался в ночь и наоборот. Он мог заставить реку потечь вспять, а в засуху вызвать обильный дождь; мог остановить словом плывущую по реке лодку.

Согласно преданию, Стефан Пермский, плывя в лодке вверх по Вычегде, как и многие другие до него, был остановлен железной цепью, натянутой через реку вблизи от жилища Кöрт-Айки.

Осенив себя крестным знамением, Стефан ударил по цепи крестом, та лопнула и погрузилась на дно реки. Увидев это, Кöрт-Айка произнес заговор, и по поверхности реки загуляли огромные волны, грозя опрокинуть лодку. С помощью крестного знамения и креста Стефан успокоил волны и причалил к берегу.

Кöрт-Айка бросился на святителя, размахивая огромным топором. Зная о неуязвимости туна, Стефан велел своим спутникам отойти в сторону, а сам пошел навстречу и ударил в лоб топором. Кöрт-Айка упал, как подкошенный, не издав при этом ни звука, и умер. На месте его могилы возникло затем с. Корткерос.

Среди достаточно многочисленных преданий о единоборстве Стефана Пермского с могучими тунами вариант, когда он собственноручно убивает своего противника, является редким. Обычно же Стефан противостоит своему противнику лишь до тех пор, пока тун не исчерпывает свои колдовские возможности.

После чего его с использованием магических средств (удары топором наотмашь, разрезание нательного пояса) убивают либо спутники Стефана, либо сородичи туна, убедившиеся в его бессилии перед новой верой.

Первая запись и публикация предания о Кöрт-Айке относится к середине ХIХ в.

Сказания о Кöрт-Айке первоначально были распространены только среди жителей Корткероса. Локальность сказаний свидетельствует о древних исторических корнях произведений, об определенной принадлежности их к архаическим видам родо-племенного фольклора. В связи с этим примечательна их связь с преданиями о чуди, зафиксированными повсеместно на севере европейской части России.

Перекличка коми сказаний с преданиями о чуди свидетельствует о том, что сказания могут служить достоверным источником при изучении истории предков коми народа.

Коми в IX-XII веках жили родовым строем и были мало знакомы с железом и изделиями из него. Поэтому одетый в изделие из железа и вооруженный железными орудиями средневековый западноевропейский рыцарь и мог отразиться в сознании и памяти народа как «железный мужчина, свекор».

Известно, что нередко отдельные викинги оставались в крае и вели себя как феодалы ранних формаций: грабили народ, взимали с него дани.

Авторы книги «История Коми АССР» (1981 год), анализируя памятники Ванвиздинской археологической культуры, то есть культуры предков коми IV-IX веков, утверждают, что «прогресс в экономике в эту эпоху определялся успехами в развитии металлургии». Все основные орудия труда и оружие изготовлены из железа: ножи, наконечники стрел и копий, мечи и кинжалы. Железо добывалось из болотной руды открытым способом или при помощи небольших шурфов.

Уже в III-I тыс. до н. э. предкам коми были известны такие названия металлов, как кöрт (железо), ыргон (медь), озысь (олово), зарни (золото), эзысь (серебро). Так что персонажей типа Кöрт-Айки и Яг-Морта нет достаточных оснований возводить только к IX-XII векам, к западно-европейским рыцарям или скандинавским викингам.

.

Образ Кöрт-Айки, несомненно, привлекал коми писателей и художников.

Зырянское предание «Кöрт-Айка», написанное М. Н. Лебедевым в 1910 году, представляет собой литературно обработанную версию предания о верхневычегодском туне.

Московский художник В. Г. Игнатов, выходец из Коми, создал серию гуашей о Пере-богатыре, Йиркапе и Кöрт-Айке. А. В. Мошев, коми-пермяцкий художник, проживавший в Республике Коми, известный станковой графикой, создал цикл иллюстраций коми-зырянских образов, в том числе Кöрт-Айки.

С 2014 года в с. Корткерос проводится фестиваль кузнечного искусства «Кöрт Айка» (Железный человек).

Кыска – герой коми-зырянского предания о Стефане Пермском, печорский колдун (тун).

Согласно преданию, когда Стефан крестил верхневычегодских коми-зырян, он обрел среди новокрещенных ревностную помощницу в лице девушки по имени Ульяна.

Проповеди Ульяны в пользу нового вероучения вызвали сильное недовольство могучего печорского туна Кыскы, который решил ее наказать.

Прибыв на Вычегду, Кыска подплыл на лодке к селению, где жила Ульяна, сжег там часовню, схватил девушку и, пленившись ее красотой, решил увезти ее с собой на Печору в качестве наложницы.

Но связанная и брошенная в лодку Ульяна сумела выброситься за борт и утонула в Вычегде. На месте, где тело Ульяны прибило к берегу, её погребли, а Стефан соорудил там монастырь, названный им Ульяновским. Это же наименование получило возникшее там селение.

После сооружения монастыря Стефан отправился на Печору, чтобы наказать Кыску за его преступление.

Подъезжая на лодке к жилищу Кыски, Стефан увидел, что река перегорожена железными цепями (точно так же перегораживал цепями реку другой верхневычегодский тун Кöрт Айка).

Стефан произнес заговор и ударил по цепи крестом, цепь лопнула и затонула.

Тогда Кыска собрал на пути лодки великое множество рыб, которые ее остановили, но Стефан опять же с помощью креста разогнал рыб и высадился на берег.

Кыска заперся в своем доме, который Стефан велел своим спутникам поджечь, но огонь был бессилен против заговоров туна. Наконец, с помощью использованного банного веника Кыски дом удалось поджечь, тун выскочил в окно и бросился к реке.

Помощники Стефана преградили ему путь и зарубили Кыску ударами топоров наотмашь. На месте гибели Кыски Стефан выстроил церковь и Троицко-Печорский монастырь.

Сам Кыска в отличие от большинства других легендарных тунов – соперников Стефана Пермского, увековечивания в топонимике не получил.

О. И. Уляшев написал драму «Енколаяс йылысь поэма» («Поэма о храмах»).

В основе драмы, поставленной С. Г. Горчаковой в Государственном театре фольклора Республики Коми в 1990 году, лежит предание о созидании Ульяновского монастыря, связанное с именами Стефана, Кыски и Ульяны.

Мелейка – герой коми-зырянского предания о Стефане Пермском, мезенский колдун (тун).

Имя Мелейки, как и имена большинства тунов-соперников Стефана пермского в коми-зырянских легендах, по всей видимости, имеет топонимистическую подоплеку, объясняя происхождение названия мезенской деревни Мелентьево (коми-зырянское Мелей): Мелей + айка "старик" = Мелейка (Меляйка).

Состязание Стефана с Мелейкой предстает в фольклоре как состязание в силе двух колдунов, по канонам «колдовского эпоса» коми-зырян.

Вначале следует сюжет «Сусло, стой! Коли сусло, стой, то и лодка стой!». Стефан едет на лодке по Мезени и видит, что на берегу Мелейка гонит сусло для пива.

Стефан произносит заговор, на что следует ответный заговор Мелейки. И сусло, и лодка одновременно останавливаются. После этого Стефан и Мелейка произносят опять же стандартные для аналогичного эпизода, в «колдовском эпосе» фразы: «Сусло, беги! Сусло бежит, тогда и лодка твоя побежит!».

После чего статус-кво восстанавливается. Стефан причаливает и вылезает на берег. Мелейка нападает на него с оружием, но Стефан произносит заговор и становится неуязвимым.

Догадываясь, что Мелейка, как и все туны, имеет тесную связь с водной стихией, Стефан приказывает своим спутникам преградить ему путь к реке.

Тогда Мелейка произносит заговор, в результате которого сусло моментально остывает, прыгает в чан, произносит еще один заговор, и сусло начинает бурным потоком заливать окрестности.

В ответ на это последовал заговор Стефана, после которого костер под чаном ярко разгорелся, сусло закипело, а ошпаренный Мелейка выскочил из чана и бросился к реке.

Спутники Стефана встали у него на пути и стали рубить Мелейку топорами наотмашь, но сумели убить его лишь после того, как по совету самого Мелейки разрезали ему нательный пояс.

12.04.2020 18:27


Рекомендуем курсы ПК и ПП