СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Олыся (буквально «обитатель, жилец») – домовой.
Представления об Олыся у коми-зырян соответствовали русским представлениям о домовом, духе-хозяине дома и хозяйственных построек для содержания скота. Его основной функцией было обеспечение благополучия всех обитателей дома и домашнего скота.
Хорошим Олыся считался, если он обеспечивал благополучие дома, его обитателей и домашнего скота или хотя бы «не обижал».
У коми-зырян существовало поверье, что если у вдовы с маленькими детьми не было коровы, то домовой дух-хозяин доставлял ее в хлев, и молоко для детей было обеспечено. Но увидеть эту корову могла только сама хозяйка, для других она была невидима. По другому коми-зырянскому поверью, если скотина голодала из-за недостатка корма, то Олыся посылал ей вязанку сена, которая сама катилась по улице и оказывалась в хлеве, хотя его двери были закрыты.
Если Олыся был чем-то обижен, то он ночью "давил" спящих людей: им снились кошмары, в груди после сна была тяжесть, или же он заплетал им во сне волосы и лизал лоб.
Нелюбимым лошадям Олыся запутывал гривы и гонял их по конюшне. Начавшего проказить домового духа полагалось умилостивить угощением. У коми-пермян считалось, что он любит топленое молоко и квашеную капусту. Угощение ставили у кошачьего лаза в подполье и приглашали Олыся его отведать.
У коми-пермян существовал специальный заговор, в котором домового духа просили вести себя спокойно, беречь хозяйское добро и прогонять мышей, чтобы они не портили продукты. Читали этот заговор там, где хранились продукты: в сенях, амбаре, подполье. После прочтения заговора в щель на полу прятали нож или серп чтобы закрепить его силу.
Обязательное угощение дворовому духу полагалось у коми-пермян в Вербное воскресенье, которое считалось праздником духов-хозяев дома. В хозяйственный двор выносился рыбный пирог, суседку приглашали на угощение и просили его беречь, холить и любить скотину. Ради праздника суседки, чтобы доставить ему удовольствие, лошадям в этот день подстригали хвосты, а коровам украшали рога, подвешивая на них красные и синие тряпочки.
При переселении в новый дом обязательно полагалось с собой приглашать духа-хозяина старого дома.
У удорских коми-зырян после приглашения ставили на пол коробку, наполненную пухом, и звали в нее Олыся, после чего несли коробку в новый дом.
У коми-пермян домового духа приглашали в поставленные на пол старые лапти. В новом доме сразу же открывали подполье, чтобы он из лаптей мог переселиться в свое новое место обитания. Или же, подготовившись к переселению, хозяин открывал дверь в голбец и приглашал с собой домового духа, а в новом доме сразу же по прибытии также открывал дверь в голбец и просил его пройти туда.
.
Четкого представления о внешнем виде домового духа у коми-зырян и коми-пермяков не существовало, обычно он был невидим, но мог появиться в антропоморфном облике: дед "старик", ань "женщина", в виде серой кошки или собаки, в виде мохнатого комочка и т.д.
Среди коми-зырянских детей в прошлом была популярна игра, во время которой Олыся вызывался из голбца в избу. Первая подробная запись этой игры относится к концу прошлого века, но и сейчас старшее поколение отлично ее помнит.
Существовало два варианта игры с Олыся. В первом случае в избе с затемненными окнами у входа в голбец втыкался нож или клались ножницы, дети приглашали Олыся выйти наружу поиграть с ними и попугать их, а сами забирались для безопасности на лавки. Если нож падал или ножницы начинали лязгать, считалось, что Олыся пришел. Если потом он долго не уходил, то его прогоняли кочергой.
Во втором варианте игры дети также занавешивали окна, ставили у входа в голбец небольшую посуду с водой, кусочек хлеба с солью, открывали дверь в голбец и, забравшись на лавки, хором приглашали Олыся выйти и отведать угощение. Существовало поверье, что Олыся мог появиться в виде куриного яйца и покатиться по полу. Если в это яйцо бросали поленом, то из него начинало сыпаться много золота и серебра.
Игра наглядно показывает амбивалентное восприятие духа-хозяина дома, особенно обитающего в голбце - нижней периферии домового пространства, максимально приближенного к миру предков.
Предки также могут помогать, но могут и вредить живущим. Подземный мир связан и с представлениями о находящихся там богатствах, таким образом, связь домового духа в игре коми-зырянских детей с золотом и серебром далеко не случайна.
Не случайна и его маркировка красным цветом. Согласно коми цветовой символике, красный цвет в триаде черный-красный-белый служит связывающим звеном между тьмой и светом.
На то, что представления о духе-хозяине дома контаминировались с культом предков, указывают коми-зырянские предания о практиковавшихся прежде похоронах покойников в голбце.
В сказочно-мифологическом сюжете коми-пермян также рассказывается о захоронении братом и сестрой своих замерзших родителей именно в голбце.
.
Помимо термина Олыся для обозначения духа-хозяина дома у коми-зырян и коми-пермяков существовало большое количество других наименований, которые можно подразделить на несколько подгрупп. Самое широкое распространение в различных диалектных вариациях имело наименование духа-хозяина дома суседко (< рус.). Причем в одних случаях он являлся духом-хозяином всего жилищно-хозяйственного комплекса, в других - только помещений для скота.
Также широкое распространение имело другое русское заимствование, дед, в различных вариациях: дедко, дедушко.
У
Коми-ззырянские и коми-пермяцкие наименования духа-хозяина дома и помещений для скота чаще всего обозначали область его владений: керкаса "домовой", керка айка вым. "старший, хозяин дома", керка дед "дед дома", карта чуд коми-пермяцкое "дух хлева, хозяйственной части дома", кутор чуд коми-пермяцкое "дух хутора", гид ань вым. "конюшенная женщина", гид айка "хозяин, старший конюшни", гидйысь суседко коми-пермяцкое "конюшенный домовой", гид олыся
Ряд наименований указывает на место его обитания: гöбöч айка "голбешный старик", гöбöч гажтöм сс. "дух голбца", гöбöчса "голбешный", пач сай айка "айка из запечья", паччöрса "напечник".
Наименования домового духа вöв дед и мöс дед (< вöв "лошадь", мöс "корова") показывают на его власть над этими домашними животными.
Ряд терминов отмечает какие-либо черты из внешнего облика домового духа: виж кока вымское "желтоногий", гöрд гача нижневычегодское "красноштанный", еджыд гача нв. "белоштанный", гöрд кöсаа "с красной косой", гöрд сапöга к.-зюзд. "в красных сапогах", сера-котша "рябой-в подпалинах". Заслуживает внимания тот факт, что во всех случаях, когда в терминах присутствует цветовая символика, речь идет о духе дома, обитающем в голбце или в подполье.
Оригинальный термин для обозначения духа-хозяина дома существовал у верхневычегодских коми-зырян, его называли керка юр кутысь "поддерживающий главу дома". Словосочетание керка юр имеет в коми-зырянском языке несколько значений: 1) "крыша дома", 2) "верх дома", 3) "глава дома", любое из которых может быть в данном наименовании доминирующим.
У них же было зафиксировано близкое по значению наименование домового духа керка видзысь "охраняющий дом".
Омöль – нижний, темный демиург. После христианизации – черт, дьявол, сатана.
В коми-зырянской мифологии Омöль совместно с
Мнение о его доле участия противоречиво. Согласно некоторым мифам, Омöль лишь портил по ночам то, что Ен творил днём, а сам создал лишь всяких гадов и вредных насекомых.
Птица Омöль (ворон) мешала голубю, птице Ена, доставать землю.
Но гораздо чаще Омöль предстаёт как равноправный с Еном созидатель, хотя творит он согласно своему характеру.
Вместе с Еном Омöль достаёт со дна морской пучины яйца жизнезарождения, которые уронила туда их мать-утка, и с помощью одного из них создаёт луну. Или же именно Омöль в облике гагары ныряет по просьбе Ена на морское дно и достаёт песчинки, из которых и создаётся земля.
Омöль сотворил значительно больше животных, чем Ен.
Им были созданы хищные звери и птицы, все рыбы, а также лось, олень и заяц, но впоследствии Ен видоизменил этих трёх животных и рыб, после чего они стали считаться его творениями, а людям было разрешено употреблять их в пищу.
В отдельных случаях Омöль предстаёт более искусным творцом, чем Ен.
Так, выступая в роли культурного героя, Ен сделал первую скрипку (сигудöк), но она зазвучала только благодаря помощи Омöля. Или же Ен изобрёл кузнечество, но научился сваривать железо только после того, как последовал совету Омöля.
После окончания борьбы за обладание космическим верхом, в которой Омöль потерпел поражение, он удалился жить под землю.
По одной версии, Ен хитростью заманил Омöля и всех его духов-помощников в сделанные им глиняные горшки и закопал их в землю. При этом один горшок разбился, и часть духов разбежалась по земле.
По другой версии, Омöль, получив от Ена в награду за оказанную ему помощь в изобретении кузнечества власть над душами умерших людей, удалился под землю сам и стал там владыкой ада.
Ошлапей (Медвежьелапый) – колдун, герой коми-зырянского предания о
Согласно преданию, Ошлапей жил на нижней Вычегде, недалеко от села Туглим, имел антропозооморфный вид: у него были заячья губа и медвежьи лапы вместо рук.
До принятия жителями Туглима христианства он жил в уединенном логове, занимался охотой и не обижал своих соседей.
Но когда те крестились, Ошлапей стал злейшим врагом неофитов, стал похищать их скот, без причины нападать и убивать людей. Отчаявшиеся туглимцы обратились к Стефану Пермскому с просьбой защитить их от кровожадного туна.
Когда Стефан на лодке с гребцами-помощниками приблизился к логову Ошлапея, тот продемонстрировал типичные для коми-зырянского фольклора колдовские способности могучего туна: власть над водной стихией и дар оборотничества.
Вначале он, стремясь опрокинуть лодку, вздыбил поверхность Вычегды огромными валами, а, потерпев неудачу попытался сделать это сам, превратившись в огромную щуку. Когда лодка тем не менее причалила у логова Ошлапея, он превратился в огромного медведя и напал на Стефана и его спутников, продемонстрировав при этом свою неуязвимость.
Убили Ошлапея с большим трудом. Вначале ранили выстрелом из лука особым образом: нагнувшись и стреляя назад между ног, после чего он принял свой обычный облик, а затем добили, но только после того, как по совету Стефана у колдуна был разрезан нательный пояс.
На месте могилы Ошлапея впоследствии возникло село Ошлапье.
В легенде отразились реминисценции действительных событий – борьбы Стефана Пермского во время крещения коми-зырян с языческими жрецами, которые со временем приобрели в народном сознании облик могучих колдунов-тунов, противопоставивших себя новокрещенным сородичам.
Сюжет о том, что Ошлапей был злостным похитителем скота, сближает его с образом
© 2020, Попкова Ольга Ильинична 1074