СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мифология коми народа (Паляйка, Пам)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Паляйка – герой коми-зырянских преданий, нижневычегодский колдун.

Паляйка жил в деревне Тыдор и обладал могучей властью над стихиями и животным миром.

Так, например, однажды, когда Паляйка находился в лесу на охоте, в район промысла пришла артель охотников из деревни Шежам во главе с туном по имени Вежайка, который оскорбил Паляйку, обещая ему неудачу в промысле. После этого в течение трех дней артель Вежайки возвращалась с промысла с пустыми руками, в то время как Паляйка еле дотаскивал свою добычу до охотничьей избушки.

По указанию Вежайки, его соратники решили зарубить Паляйку ночью во время сна, но после произнесенного Паляйкой заговора нападавшие застыли с поднятыми топорами в руках и простояли так до утра.

Утром Паляйка освободил их и сообщил, что с этого дня у артели Вежайки будет очень богатый промысел, он же будет приходить без добычи, но вернется домой с большей добычей, чем они.

Так и произошло. Когда промысел закончился, у Паляйки было только добытое в первые дни, а артель Вежайки готовилась отправиться домой с богатейшей добычей.

Вдруг погода резко изменилась: среди зимы пошли ливневые дожди, через три дня снег растаял, реки вышли из берегов, началось наводнение и охотничью избушку затопило. Вежайка с товарищами забрались на крышу избушки, но вода прибывала. Тогда они перебрались на ближайшее дерево и, оказавшись вскоре на его вершине при прибывающей воде, поняли, что без помощи Паляйки им не спастись.

Вежайка во весь голос закричал, что он и его товарищи обещают Паляйке половину всей своей добычи за спасение. Вода сразу же убыла, охотники слезли с дерева и зашли в избушку. Там спокойно сидел Паляйка и снимал шкурку с убитой белки.

Отдав половину артельной добычи, Вежайка решил в последний раз померяться силами с Паляйкой. Он обещал Паляйке, что закроет ему выход из избушки, и произнеся заговор, выпил чашку воды. Тогда Паляйка тоже налил чашку воды, произнес заговор и выпил ее. Как только Паляйка допил воду, Вежайка упал и испустил дух.

Когда Стефан Пермский прибыл в деревню Тыдор для проповеди, Паляйка предложил ему состязание в силах, чтобы определить, какая вера – языческая или христианская, сильнее. Объектом испытания была выбрана водная стихия.

Паляйка взялся проплыть под водой от деревни Тыдор до деревни Шежам и предложил проделать это же Стефану, но тот сказал, что он будет идти по поверхности Вычегды, как посуху, и следить, чтобы Паляйка не вынырнул из-под воды раньше времени. Оба соперника произнесли заговоры над водой, обратившись к своим богам, и отправились в путь.

Жители Тыдора, наблюдая за соперниками, сопровождали их по берегу реки. Убедившись, что Паляйка уверенно передвигается под водой к намеченной цели, Стефан произнес над водой еще более сильное заклятье, и тун стал задыхаться. Паляйка вынырнул на поверхность, чтобы произнести над водой ответное заклятье, но Стефан ударом креста по голове загнал его обратно под воду, обвинив его в невыполнении уговора. Так продолжалось несколько раз, пока вконец обессилевший Паляйка не вылез из воды на берег, совсем немного не добравшись до Шежама.

Наблюдавший за поединком народ, убедившись в поражении туна, бросился его бить. Паляйка вырвался, произнес заговор и опять нырнул под воду, но после ответного заклятья Стефана стал задыхаться и был вынужден выйти на берег. Его снова схватили односельчане и после того, как разрезали у Паляйки нательный пояс, убили после долгих мучений.

Похоронили Паляйку ниже деревни Шежам в местности, получившей название «Айка тыла» («подсека айки»). То, что имя погибшего туна получила местность, где некогда была подсека, возможно, связано с этимологией его имени: «паль» (< рус) «огнище, подсека».

Пам (от «основать», «положить основу») – языческий жрец у коми-зырян и коми-пермяков.

Под именем Пама в "Житии святого Стефана.", древнерусском памятнике агиографической литературы, выступает главный противник Стефана Пермского в его миссионерской деятельности в Коми крае, верховный жрец древних пермян.

Епифаний Премудрый, автор "Жития.", говорит о Паме так: ". некий волхов, чародеевный старец, лукавый мечетник, нарочит кудесник, волхвам начальник, обавникам старейшина. его же древле перьмяне нехрещении чтяху паче всех прочих чаровник, наставника и учителя себе нарицающе его".

Слово Пам в значении "жрец" встречается в коми-зырянском песенном и сказочном фольклоре, где Пам является владельцем ножа, необходимого для заклания животного.

В коми-пермяцких легендах о Кудым-Оше, говорится, что его отец был Пам, который предстаёт скорее не как верховный жрец, а как военный вождь.

После смерти отца в одном из военных походов Памом избирается Кудым-Ош. Он возглавляет сородичей в дальних торговых походах, руководит обороной родового городища, но жрецом также не является.

В легенде «Степан Пермский и сотник Пам», записанной Е. В. Ветошкиной от В. В. Шашевой в селе Усть-Вымь (1920 год) показан такой сюжет:

Когда в Усть-Вымь пришел Степан Пермский, Княжпогостский племенной вождь, сотник, не хотел принимать христианскую веру. И он требовал от Степана Пермского, чтобы он показал свою силу. И разожгли костер, и он сказал: «Если ты сумеешь перепрыгнуть через костер, состязаться со мной в беге и победишь, я приму христианскую веру». И вот Степан Пермский сразу перепрыгнул через огонь и победил в беге. И Пам сказал: «Ты победил, значит наши племена примут христианскую веру».

.

12.04.2020 18:34


Рекомендуем курсы ПК и ПП