СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Михаил Васильевич Ломоносов (портретная историческая зарисовка) Великий патриот, великий мыслитель, ученый, поэт и продолжатель дел Петра Великого был немного неповоротлив в обычной жизни и очень редко заводил знакомства. В нем больше всего жило кипучее стремление к разнообразной научной деятельности и опытам. Самый что ни на есть ученый по России человек, - так отзывались о нем обычные русские люди. Этого изобретателя и основателя Московского университета в конце жизни окружало множество завистников из дворянской верхушки, с которыми он часто ругался. Ссоры происходили, как считал он сам, из-за его намерения обучать в Академии простой русский народ. Вот как он говорил об этом: «Стараюсь защитить труд Петра Великого, чтобы научились россияне премудрости книжной да искусствам. Хочу широкого просвещения россиян, чтобы они гордились Отечеством своим и со всем тщанием изучали его. Не только немцев да иноземцев учить, надо и о русских людях позаботиться, и их помалу в ученье тянуть. У иноземцев же нет охоты учить русских юношей. А ведь есть парнишки, природой одаренные… а без них Россия все равно, что пашня без семян». Не очень-то любил он и саму императрицу Екатерину Великую, мысленно считая ее «хитрой немкой и коварной, которая простых людей, вроде меня, держит в торможении и к кормилу государственного корабля не допускает». Может быть следствием ее плохого отношения к людям стали массовые крестьянские восстания и бунты на всех степных землях от Дона до Урала. По мнению советского писателя Вячеслава Шишкова, автора исторической эпопеи «Емельян Пугачев», Ломоносову должно по праву принадлежать первейшее место у кормила государственного правления. Вся многотрудная жизнь его прошла в едином стремлении помочь России, помочь своему народу. Русским гением называли его все просвещенные люди страны. Однако дворянская верхушка считала его очень опасным. Поэтому, после его смерти по приказу императрицы все документы Ломоносова были опечатаны. Екатерина боялась, чтобы рукописи ученого случайно не попали в чужие и враждебные руки. В последние годы жизни Ломоносов выглядел очень усталым. В свои пятьдесят два года он тяжело ходил, опираясь на палку. Ученый был высокого роста, атлетического телосложения с большими серо-голубыми глазами, с полным и губастым лицом, с широкими и обветренными щеками, волосы его были изрядно покрыты сединой. Голос его был громким, басистым и раскатистым. От физических и механических опытов, от бесконечных вычислений, писания ученых трактатов его всегда неудержимо тянуло к живому труду, в самую гущу жизни. В последние годы жизни он сильно увлекся мозаичной работой. Как писал Вячеслав Шишков, в его гениальную голову вдруг влетела мысль завести в России тонкое итальянское искусство мозаики. Ломоносов знал, что труды его будут нужны людям. И что будущие поколения россиян – «дети отечества» (по его выражению), всегда будут помнить о нем и жалеть, что его нет рядом с нами. Автор статьи: Александр Аносов.
© 2016, Замятина Юлия Борисовна 1595