СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 29.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Содержание рабочей программы по МХК (10 класс)
I Раздел
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО МИРА (3 ЧАСА)
Отражение представлений о мире и жизни в мифах. Миф как факт мироощущения. Космогонические мифы. Древние образы в основе вертикальной и горизонтальной модели мира: мировое древо, мировая гора, дорога. Магический ритуал как способ иллюзорного овладения миром. Обряд плодородия — воспроизведение первичного мифа. Ритуал, посвященный Осирису. «Великий выход» — обряд воскрешения Осириса. Славянские земледельческие обряды. Святки. Масленица. Русальная неделя. Семик. Иван Купала. Фольклор как отражение первичного мифа. Сказка о царевне Несмеяне. Зарождение искусства. Художественный образ — основное средство отражения и познания мира в первобытном искусстве. Наскальная живопись палеолита и мезолита в пещерах Альтамира и Ласко. Геометрический орнамент неолита как символ перехода от хаоса к форме. Образность архитектурных первоэлементов. Стонхендж.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО МИРА (14 ЧАСОВ)
Месопотамия (1 час)
Месопотамский зиккурат — жилище бога. Зиккураты Этте-менигуру в Уре и Этеменанки в Вавилоне. Глазурованный кирпич и ритмический узор — основные декоративные средства. Ворота Иштар, Дорога процессий в Новом Вавилоне. Реализм образов живой природы — специфика месопотамского изобразительного искусства.
Древний Египет (2 часа)
Воплощение идеи Вечной жизни в архитектуре некрополей. Пирамиды в Гизе. Наземный храм — символ вечного самовозрождения бога Ра. Храм Амона-Ра в Карнаке. Роль магии в заупокойном культе. Декор саркофагов и гробниц как гаранта Вечной жизни. Канон изображения фигуры на плоскости. Саркофаг царицы Кауи. Гробница Рамсеса IX в Долине царей.
Древняя Индия (2 часа)
Индуизм как сплав верований, традиций и норм поведения. Индуистский храм — мистический аналог тела-жертвы и священной горы. Храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо. Культовые сооружения буддизма как символ космоса и божественного присутствия. Большая ступа в Санчи. Особенности буддийской пластики: рельеф ворот Большой ступы в Санчи. Фресковая роспись пещерных храмов Аджанты.
Древняя Америка (1 час)
Жертвенный ритуал во имя жизни — основа культовой архитектуры и рельефа. Пирамида Солнца в Теотиуакане — прообраз храмовой архитектуры индейцев Месамерики. Храм бога Уицилопочтли в Теночтитлане. Комплекс майя в Паленке.
Крито-микенская культура (1 час)
Крито-микенская архитектура и декор как отражение мифа о Европе и Зевсе, Тесее и Минотавре. Кносский Лабиринт царя Миноса на Крите. Дворец царя Агамемнона в Микенах.
Древняя Греция (4 часа)
Мифология — основа мировосприятия древних греков. Афинский Акрополь как выражение идеала красоты Древней Греции. Парфенон — образец высокой классики. Эволюция греческого рельефа от архаики до высокой классики. Храм Афины в Селинунте. Храм Зевса в Олимпии. Метопы и ионический фриз Парфенона как отражение мифологической, идеологической, эстетической программы афинского Акрополя. Скульптура Древней Греции: эволюция от архаики до поздней классики. Куросы и коры. Статуя Дорифора — образец геометрического стиля Поликлета. Скульптура Фидия — вершина греческой пластики. Новая красота поздней классики. Скопас. Менада. Синтез восточных и античных традиций в эллинизме. Спящий гермафродит. Агесандр. Венера Мелосская. Гигантизм архитектурных форм. Экспрессия и натурализм скульптурного декора. Пергамский алтарь.
Древний Рим (2 часа)
Архитектура как зеркало величия государства. Специфика римского градостроительства. Римский форум, Колизей, Пантеон. Планировка римского дома. Фрески и мозаика — основные средства декора. Дом Веттиев, дом Трагического поэта в Помпеях. Скульптурный портрет. Юлий Брут, Октавиан Август, Константин Великий.
Раннехристианское искусство (1 час)
Типы храмов: ротонда и базилика. Порядок размещения мозаичного декора. Христианская символика. Мавзолеи Констанции в Риме, Галлы Плацидии в Равенне. Базилика Санта-Мария Маджоре в Риме.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ (14 ЧАСОВ)
Византия и Древняя Русь (7 часов)
Византийский центрально-купольный храм как обиталище Бога на земле. Собор Св. Софии в Константинополе. Архитектурная символика крестово-купольного храма. Порядок размещения декора. Космическая, топографическая, временная символика крестово-купольного храма и его стилистическое многообразие. Византийский стиль: собор Св. Софии в Киеве. Владимиро-суздальская строительная школа: церковь Покрова на Нерли. Новгородская строительная школа: церковь Спаса Преображения на Ильине. Византийский стиль в мозаичном декоре. Собор Св. Софии в Константинополе. Церковь Сан-Витале в Равенне. Собор Св. Софии в Киеве. Византийский стиль в иконописи. Иконостас. Икона Богоматери Владимирской. Образы Спаса и святых в творчестве Феофана Грека. Деисус Благовещенского собора Московского Кремля. Московская школа иконописи. Русский иконостас. Андрей Рублев. Спас Звенигородского чина. Икона Рублева «Троица» — символ национального единения русских земель. Эволюция московской архитектурной школы. Раннемосковская школа. Спасский собор Спа-со-Андроникова монастыря. Ренессансные тенденции в ансамбле Московского Кремля. Успенский собор. Архангельский собор. Грановитая палата. Шатровый храм как образный синтез храма-кивория и ренессансных архитектурных элементов. Церковь Вознесения в Коломенском. Дионисий. Фресковые росписи на тему Акафиста в церкви Рождества Богородицы в Ферапонтово. Знаменный распев.
Западная Европа (4 часа)
Дороманская культура: «каролингское Возрождение». Архитектурная символика и мозаичный декор капеллы Карла Великого в Ахене. Эволюция базиликального типа храма. Церковь Сен-Мишель де Кюкса в Лангедоке. Фресковый декор дороманской базилики. Церковь Санкт-Иоханн в Мюстере. Кредо романской культуры. Отображение жизни человека Средних веков в архитектуре, барельефах, фресковом декоре, витражах монастырских базилик. Аббатство Сен-Пьер в Муассаке. Церковь Санкт-Иоханн в Мюстере. Церковь Санкт-Апостельн в Кёльне. Готический храм — образ мира. Церковь Сен-Дени под Парижем. Внутренний декор готического храма: витражи, скульптура, шпалеры. Собор Нотр-Дам в Париже. Григорианский хорал. Основные этапы развития готического стиля. Региональные особенности готики. Франция: собор Нотр-Дам в Шартре, аббатство Сен-Дени под Парижем, собор Нотр-Дам в Руане. Германия: собор Санкт-Петер в Кёльне, церковь Фрауенкирхе в Нюрнберге. Англия: собор Вестминстерского аббатства в Лондоне. Испания: собор в Толедо. Италия: церковь Санта-Мария Новелла во Флоренции.
Новое искусство — Арс нова (3 часа)
Протореннесанс в Италии. «Божественная комедия» Данте Алигьери как отражение эстетики Арс нова в литературе. Античный принцип «подражать природе» в живописи. Джотто. Фресковый цикл в капелле Скровеньи в Падуе. Аллегорические циклы Арс нова на тему Триумфа покаяния и Триумфа Смерти. Фресковый цикл Андреа да Бонайути в Испанской капелле собора Санта-Мария Новелла во Флоренции. Фресковый цикл Мастера Триумфа Смерти на пизанском кладбище Кампосанто. Музыкальное течение Арс нова. Специфика Арс нова на Севере. Ян Ван Эйк. Алтарь «Поклонение Агнцу» в церкви Св. Бавона в Генте.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДАЛЬНЕГО И БЛИЖНЕГО ВОСТОКА В СРЕДНИЕ ВЕКА (4 ЧАСА)
Китай (1 час)
Вечная гармония инь и ян — основа китайской культуры. Ансамбль храма Неба в Пекине — пример сплава мифологических и религиозно-нравственных представлений Древнего Китая.
Япония (1 час)Культ природы — кредо японской архитектуры. Японские сады как сплав мифологии синтоизма и философско-религиозных воззрений буддизма. Райский сад монастыря Бёдоин в Удзи. Философский сад камней Рёандзи в Киото. Чайный сад «Сосны и лютни» виллы Кацура близ Киото.
Ближний Восток (2 часа)
Образ рая в архитектуре мечетей и общественных сооружений. Колонная мечеть в Кордове. Купольная Голубая мечеть в Стамбуле. Площадь Регистан в Самарканде. Образ мусульманского рая в архитектуре дворцов. Альгамбра в Гранаде
Тема № 35. Обобщающее повторение по теме, проверочный тест.
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения Мировой художественной культуры обучающиеся должны:
- знать характерные черты и художественные идеалы различных эпох,
- знать художественные стили и направления в искусстве,
-уметь видеть особенности авторского стиля, художественных приемов,
- уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем.
Учебно-тематический план для 10 класса
№ |
Название темы (раздела) |
Количество часов |
Количество |
|
контрольных работ |
тестов |
|||
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО МИРА (3 ЧАСА) |
||||
Миф — основа ранних представлений о мире. Космогонические мифы. Древние образы. |
1 |
|||
Славянские земледельческие обряды. Фольклор как отражение первичного мифа. |
1 |
|||
Зарождение искусства. Художественный образ — основное средство отражения и познания мира в первобытном искусстве. Геометрический орнамент. |
1 |
|||
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО МИРА (14 ЧАСОВ) |
||||
Месопотамский зиккурат — жилище бога. Глазурованный кирпич и ритмический узор — основные декоративные средства. |
1 |
|||
Воплощение идеи вечной жизни в архитектуре некрополей. Наземный храм — символ вечного самовозрождения бога Ра. |
1 |
|||
Магия. Декор гробниц. Канон изображения фигуры на плоскости. |
1 |
|||
Индуистский храм — мистический аналог тела-жертвы и священной горы. Роль скульптурного декора. |
1 |
|||
Буддийские культовые сооружения — символ космоса и божественного присутствия. |
1 |
|||
Храмовая архитектура индейцев Месамерики как воплощение мифа о жертве, давшей жизнь. |
1 |
|||
Крито-микенская архитектура и декор как отражение мифа. |
1 |
|||
Греческий храм — архитектурный образ союза людей и богов. |
1 |
|||
Эволюция греческого рельефа от архаики до высокой классики. |
1 |
|||
Скульптура Древней Греции от архаики до поздней классики. |
1 |
|||
Синтез восточных и античных традиций в эллинизме. Гигантизм архитектурных форм. Экспрессия и натурализм скульптурного декора. |
1 |
|||
Особенности римского градостроительства. Общественные здания периодов республики и империи. |
1 |
|||
Планировка римского дома. Фреска и мозаика — основные средства декора. |
1 |
|||
Особенности римского градостроительства. Общественные здания периодов республики и империи. |
1 |
|||
Планировка римского дома. Фреска и мозаика — основные средства декора. |
1 |
|||
Типы христианских храмов: ротонда и базилика. Мозаичный декор. Христианская символика. |
1 |
|||
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ (14 ЧАСОВ) |
||||
Византийский центрально-купольный храм как обиталище Бога на земле. Космическая символика |
1 |
|||
Топографическая и времен-ная символика храма. Стилистическое многообра-зие крестово-купольных храмов Древней Руси. |
1 |
|||
Византийский стиль в мозаичном декоре. |
1 |
|||
Византийский стиль в иконописи. Икона. |
1 |
|||
Формирование московской школы иконописи. Русский иконостас. |
1 |
|||
Московская архитектурная школа. Раннемосковское зодчество. Ренессансные черты в ансамбле Московского Кремля. Новый тип шатрового храма. |
1 |
|||
Фресковые росписи на тему Величания Богородицы. Знаменный распев. |
1 |
|||
Фресковые росписи на тему Величания Богородицы. Знаменный распев. |
1 |
|||
Романская культура. Отображение жизни человека Средних веков в архитектуре монастырских базилик, барельефах, фресках, витражах. |
1 |
|||
Готика. Готический храм — образ мира. Внутренний декор храма: витражи, скульптура, шпалеры. |
1 |
|||
Основные этапы развития готического стиля. Региональные особенности готики. Франция. |
1 |
|||
Проторенессанс в Италии. Эстетика Аре нова в литературе. |
1 |
|||
Аллегорические циклы Арс нова. |
1 |
|||
Специфика Аре нова на Севере. |
1 |
|||
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДАЛЬНЕГО И БЛИЖНЕГО ВОСТОКА В СРЕДНИЕ ВЕКА (4 ЧАСА) |
||||
Взаимодействие инь и ян — основа китайской культуры. Архитектура как воплощение мифологических и религи-озно-нравственных представ-лений Древнего Китая. |
1 |
|||
Японские сады как квинтэссенция мифологии синтоизма и философско-религиозных воззрений буддизма. |
1 |
|||
Образ рая в ар Образ мусульманского рая в архитектуре дворцов.хитектуре мечетей. |
2 |
© 2015, Арсенюк Алена Олеговна 3420