СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Проблема развития памяти у младших школьников была и останется одной из самых главных и актуальных проблем. Хорошая память – это одно из условий приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без навыков запоминания невозможно функционирование отдельной личности и общества в целом. Память младшего школьника является первостепенным компонентом в учебно-познавательной деятельности. Младшие школьники воспринимают окружающий мир эмоционально и чувствительно, что способствует наилучшему усвоению мнемических приёмов.
Цель работы: выявить эффективные мнемические приёмы развития памяти и их дальнейшее применение в процессе обучения.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Изучение уровня развития памяти у детей младшего школьного возраста было осуществлено с помощью теста А.А.Смирнова: «Исследование продуктивности преднамеренного запоминания» в школе № 69, 4-ого "А" класса.
В тестировании было использовано 18 предметных картинок, подобранных по обобщающему признаку (мебель, овощи, транспорт).
Ребенку предлагалось 18 предметных картинок, в состав которых входит 3 серии картинок (по 6 в каждой), подобранных по принципу сходства по какому-то обобщающему признаку (например, 6 картинок с изображением мебели, 6 картинок – овощей, 6 картинок – транспорта). После им было дано задание: «Возьми эти картинки (давалась стопка картинок, при этом они сложены не строго по сериям и порядку, а в случайной последовательности). Теперь рассмотри их внимательно и запомни. Постарайся запомнить как можно больше, потому что потом ты должен будешь их вспомнить и мне называть».
После был проведён анализ данного тестирования, и он позволил выявить уровень развития памяти у младших школьников:
По результатам теста было выявлено, что дети в данном классе не умеют пользоваться рациональными приемами для запоминания, у большинства детей не конца сформированы навыки классификации. Конкретизация задания также не способствовала лучшему запоминанию. Поведение детей во время тестирования было импульсивным. Вначале дети проявили интерес и азарт к заданию, но затем он быстро угас и пропал.
Из данной диаграммы можно понять, что только 40% детей имеют средний уровень развития произвольного запоминания, 25 % - высокий, 35 % - низкий уровень.
Результаты теста указывают на необходимость поиска приёмов способствующих развитию для повышения уровня развития памяти младших школьников до более высокого.
В процессе изучения психолого – педагогической литературы позволило мне найти и выявить несколько мнемических приемов по развитию произвольного запоминания у младших школьников:
- классификация на существительные, прилагательные, глаголы; группирование дикорастущих и культурных растений; выделение среди арифметических действий сложение и вычитание.
2. Аналогия - установление сходства, подобия в определенных отношениях предметов явлений или понятий
- сравнение геометрических фигур; нахождение сходства между частями речи; установление подобия между видами животных.
3. Серийная организация материала - установление или построение различных последовательностей.
- упорядочивание букв алфавита; распределение геометрических фигур по возрастанию значений их площадей, периметров и т.п.
4. Схематизация - изображение или описание чего-либо в основных чертах, упрощение представления запоминаемой информации.
- использование таблиц, графиков, карточек - подсказок, пиктограмм.
5. Смысловое соотнесение - соотнесение запоминаемой информации по смыслу с какой-либо другой, уже знакомой информацией.
6. Составление плана - выделение и фиксация опорных пунктов
- составление плана написания изложения; выделение главных частей в литературном тексте.
7. Повторение — многократное повторение одной и той же информации одними и теми же или различными способами.
- при заучивании стихотворений, правил или закономерностей, слов на другом языке.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что процесс обучения с применением мнемических приёмов, создаст благоприятную возможность для развития памяти у детей младшего школьного возраста.
Список используемой литературы:
1. Память и её воспитание / Ипполитов Ф.В., Истомина З.М., Махлах Е.Е., Самохвалова В.И. и др. - М.: Знание, 2012. - 480 с.
2. Смирнова А.А. Возрастные и индивидуальные различия памяти. - М.: Просвещение, 2011. - 298 с.
3. Круцецкий В.А. Основы педагогической психологии. – М.: Просвещение, 2012. - 255 с.
4. Савин Н.В. Методы обучения в начальных классах. – М.: Просвещение, 2013 – 367 с.
© 2017, Федяй Диана Валерьевна 1461