СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мнемические приёмы развития памяти у младших школьников в процессе обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема развития памяти у младших школьников была и останется одной из самых главных и актуальных проблем. Хорошая память – это одно из условий приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без навыков запоминания невозможно функционирование отдельной личности и общества в целом. Память младшего школьника является первостепенным компонентом в учебно-познавательной деятельности. Младшие школьники воспринимают окружающий мир эмоционально и чувствительно, что способствует наилучшему усвоению мнемических приёмов.

Цель работы: выявить эффективные мнемические приёмы развития памяти и их дальнейшее применение в процессе обучения.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития памяти у детей младшего школьного возраста.
  2. Выявить уровень развития памяти у детей младшего школьного возраста (в школе, где прохожу дуальное обучение).
  3. Найти и изучить эффективные мнемические приёмы развития памяти младших у школьников в процессе обучения.

Изучение уровня развития памяти у детей младшего школьного возраста было осуществлено с помощью теста А.А.Смирнова: «Исследование продуктивности преднамеренного запоминания» в школе № 69, 4-ого "А" класса.

В тестировании было использовано 18 предметных картинок, подобранных по обобщающему признаку (мебель, овощи, транспорт).

Ребенку предлагалось 18 предметных картинок, в состав которых входит 3 серии картинок (по 6 в каждой), подобранных по принципу сходства по какому-то обобщающему признаку (например, 6 картинок с изображением мебели, 6 картинок – овощей, 6 картинок – транспорта). После им было дано задание: «Возьми эти картинки (давалась стопка картинок, при этом они сложены не строго по сериям и порядку, а в случайной последовательности). Теперь рассмотри их внимательно и запомни. Постарайся запомнить как можно больше, потому что потом ты должен будешь их вспомнить и мне называть».

После был проведён анализ данного тестирования, и он позволил выявить уровень развития памяти у младших школьников:

По результатам теста было выявлено, что дети в данном классе не умеют пользоваться рациональными приемами для запоминания, у большинства детей не конца сформированы навыки классификации. Конкретизация задания также не способствовала лучшему запоминанию. Поведение детей во время тестирования было импульсивным. Вначале дети проявили интерес и азарт к заданию, но затем он быстро угас и пропал.

Из данной диаграммы можно понять, что только 40% детей имеют средний уровень развития произвольного запоминания, 25 % - высокий, 35 % - низкий уровень.

Результаты теста указывают на необходимость поиска приёмов способствующих развитию для повышения уровня развития памяти младших школьников до более высокого.

В процессе изучения психолого – педагогической литературы позволило мне найти и выявить несколько мнемических приемов по развитию произвольного запоминания у младших школьников:

  1. Группировка - разбивка материала на группы по каким-либо основаниям.

- классификация на существительные, прилагательные, глаголы; группирование дикорастущих и культурных растений; выделение среди арифметических действий сложение и вычитание.

2. Аналогия - установление сходства, подобия в определенных отношениях предметов явлений или понятий

- сравнение геометрических фигур; нахождение сходства между частями речи; установление подобия между видами животных.

3. Серийная организация материала - установление или построение различных последовательностей.

- упорядочивание букв алфавита; распределение геометрических фигур по возрастанию значений их площадей, периметров и т.п.

4. Схематизация - изображение или описание чего-либо в основных чертах, упрощение представления запоминаемой информации.

- использование таблиц, графиков, карточек - подсказок, пиктограмм.

5. Смысловое соотнесение - соотнесение запоминаемой информации по смыслу с какой-либо другой, уже знакомой информацией.

6. Составление плана - выделение и фиксация опорных пунктов

- составление плана написания изложения; выделение главных частей в литературном тексте.

7. Повторение — многократное повторение одной и той же информации одними и теми же или различными способами.

- при заучивании стихотворений, правил или закономерностей, слов на другом языке.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что процесс обучения с применением мнемических приёмов, создаст благоприятную возможность для развития памяти у детей младшего школьного возраста.

Список используемой литературы:

1. Память и её воспитание / Ипполитов Ф.В., Истомина З.М., Махлах Е.Е., Самохвалова В.И. и др. - М.: Знание, 2012. - 480 с.

2. Смирнова А.А. Возрастные и индивидуальные различия памяти. - М.: Просвещение, 2011. - 298 с.

3. Круцецкий В.А. Основы педагогической психологии. – М.: Просвещение, 2012. - 255 с.

4. Савин Н.В. Методы обучения в начальных классах. – М.: Просвещение, 2013 – 367 с.

23.12.2017 08:09


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!