СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Каждый день человек обращаемся к своей памяти, чтобы вспомнить то, что когда-то узнал, услышал или увидел.
Изучение процессов запоминания, равно как и воспроизведения ранее полученных знаний обуславливает одну из главных проблем науки. В детском возрасте именно память является основной психической функцией, и уже все остальные функции развиваются с опорой на нее. Именно поэтому проблема особенностей развития смысловой памяти у младших школьников будет всегда актуальна. Под памятью подразумевают способность человека получать, хранить и воспроизводить полученный ранее жизненный опыт. В свою очередь жизненный опыт представляет собой сочетание инстинктов, как врожденных, так и приобретенных под действием различных факторов [3, с. 55]
Если бы человек не мог бы удерживать в памяти произошедшие события, то и не смог бы развиваться. Каждое событие или ситуация воспринималась бы нами, как нечто новое. Рубинштейн так говорил: «Без памяти мы бы существовали мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее по мере его протекания, безвозвратно исчезло бы в прошлом» [1, с. 220].
В младшем школьном возрасте память подвергается значимым изменениям. Она начинает становиться все более опосредованной, приобретая характер произвольности, и регулируемой сознательно. Это происходят благодаря учебной деятельности, с которой обучающийся сталкивается.
Именно учебная деятельность запрашивает повышенные требования к уровню эффективности памяти. В процессе обучения младший школьник должен запоминать большой объем информации. Ребенку необходимо не только выучить, но и воспроизвести информацию спустя определенный промежуток времени. Без умения запоминать и воспроизводить информацию, обучающемуся не удасться успешно освоить учебную программу. Так учащиеся первого класса лучше запоминают яркие и интересные события, их память непроизвольна [2, с. 351].
Учебные задания постепенно усложняются, и уже недостаточно просто запомнить информацию, да и ее объем возрастает в разы. Младший школьник начинает овладевать различными стратегиями и способами запоминания, учится организовывать и обрабатывать получаемую информацию.
На первый план выходит смысловая память. Мыслительные процессы теперь ложатся в основу запоминания. В этом возрасте проводимая учителем целенаправленная работа по развитию высших форм произвольного запоминания дает отличные результаты. В основе смысловой памяти лежит понимание изучаемого материала. Смысловая память тесно связана с развитием языка.
Мнемические опоры позволяют воспроизводить материал. Для развития смысловой памяти дети должны научиться обобщению материала, выделять главные мысли в тексте. Эффективность запоминания во многом зависит от того насколько изучаемый материал осмыслен младшим школьником. Было ли это простое механическое запоминание или же информация запоминалась осмысленно. Разница между двумя этими видами состоит в том, что если при механическом запоминании опора идет на близость объектов, как пространственную, так и временную (запоминание идет без переработки, то есть в том порядке, в каком объекты представлены), то осмысленное запоминание опирается на логические связи между объектами, на понимание таких связей, используются связи второй сигнальной системы.
Осмысленное запоминание гораздо более продуктивно по сравнению с механическим. И требует меньшей затраты сил на воспроизведение информации [4, с.198].
Таким образом, интенсивное развитие памяти начинается уже в дошкольном возрасте, так как на данном возрастном этапе память является ведущим познавательным процессом. После поступления ребёнка в первый класс начинается перестройка всех его познавательных процессов, так как у ребенка появляется новый вид деятельности, учение. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребёнка становятся произвольность, продуктивность и устойчивость. Детям первых — вторых классов проще и привычнее запоминать непосредственно, чем осмысленно. Объём непосредственной памяти в данном возрасте даже выше, чем у взрослых. К третьему-четвертому году обучения в начальной школе память младшего школьника становится произвольной, логической, ассоциативной, т. е. опосредованной.
Литература:
Долгова В. И., Аркаева Н. И., Капитанец Е. Г. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе: монография. М.: Издательство Перо, 2015. — 200 с.
Долгова В. И., Мельник Е. В. Эмпатия. Монография. М.: Издательство Перо, 2014. 185 с.
Мамонова Е. А. Упражнения на развитие мышления, воображения, внимания, памяти. М: «Академия», 2014. — 215 с.
Матюгин И. Ю., Рыбникова И. К. Методы развития памяти, образного мышления, воображения. М.: «Эйдос», 2016. — 38с.
Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль: Академия развития, 2018. — 192 с.
© 2023, Гаврилова Ольга Евгеньевна 238