СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мнение М. Р. Львова о фонематическом восприятии и звуковом анализе и синтезе у младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мнение М. Р. Львова о фонематическом восприятии и звуковом анализе и синтезе у младших школьников

(по книге «Речь младших школьников и пути ее развития»)

ОВЛАДЕНИЕ РЕЧЬЮ РЕБЕНКОМ

Человек всю свою жизнь совершенствует речь, овладевает богатствами языка. В раннем детстве у него возникают потребности общения, которые он удовлетворяет по средствам простейших элементов речи. Потребность выражать свои мысли с возрастом расширяется, разнообразится. Развиваясь, ребенок пользуется все более сложными языковыми единицами. Обогащается словарь, по данным исследователей, изучавших словарь детей (Т. Г. Дьякова, А. Н. Гвоздев, И. С. Державин, И. Е. Синица, Г. В. Пархоменко, Н. А. Лисенкова, Н. А. Рыбников, Н. М. Соколов, Т. Н. Ушакова и др.), содержит в среднем:

- у ребенка 3 лет – от 100 до 1000 слов;

- у ребенка 4 – 5 лет от 100 до 4000 слов;

- у ребенка 6 – 7 лет, поступающего в первый класс школы, - от 3000 до 7000 слов;

- у ребенка 10 лет, переходящего из начальных классов в среднее звено школы, - от 7000 до 12000 слов;

усваивается фразеология, ребенок овладевает закономерностями словообразования, словоизменения и словосочетания, многообразными синтаксическими конструкциями. Эти средства языка он использует для передачи своих все усложняющихся знаний, для общения с окружающими людьми в процессе своей деятельности.

Первоначально ребенок выражает свои чувства, побуждения и мысли отдельными словами, лишенными четкого грамматического оформления. Но вскоре, примерно с двухлетнего возраста, он начинает интуитивно улавливать систему в языке. В его высказываниях появляются различные части речи, употребленные в нужных падежных, временных, родовых и иных формах, конструируются предложения. Не зная правил и не испытывая в них никакой нужды, ребенок безошибочно склоняет, спрягает, связывает слова в словосочетания и даже иногда образует совершенно новые слова, придерживаясь законов словообразования. К семилетнему возрасту дети уже в основном владеют важнейшими средствами морфологии и многими формами синтаксиса.

Иными словами, дети овладевают родным языком через речевую деятельность.

ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Книга М. Р. Львова «Речь младших школьников и пути ее развития» - программное пособие, которое поможет выработать систему развития речи школьников на протяжении всего начального курса обучения, то есть с 1 по 4 классы.

В ней собраны и представлены примеры упражнений, начиная с заданий на уровне слов, заканчивая заданиями на уровне связной речи. Это обеспечивает всестороннее развитие не только речи, но и личности ребенка в целом.

Что же касается работы над фонематическим восприятием у детей, то это лучше всего показать на методике работы над словарем, когда детям объясняются значения слов различными способами, в зависимости от ситуации.

Например, через показ предмета или действия: рассказ Соколова – Микитова «Лето в лесу» (2 класс) – использование звукозаписи для демонстрации голоса животных, например, - кукушки.

Для этого можно сначала дать детям прослушать звукозапись, потом попросить воспроизвести по подражанию голос кукушки, после чего задать следующее задание с соответствующей инструкцией:

«Слушайте меня внимательно и хлопайте в ладоши только тогда, когда услышите звук [К]»

Таким образом, по мнению М.Р. Львова, фонематическое восприятие - это различение в звуковом потоке отдельных звуков речи, обеспечивающее понимание слов, различение их значений.

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ

Работа над звуковым анализом и синтезом так же представлена в данном пособии и протекает на различных уровнях: от слова к связной речи, что, несомненно, обеспечивает системность в обучении.

Приведем пример звукового анализа и синтеза на уровне работы над словарем, с включением слов для анализа, в предложение, что в последующем приучит детей, не только к пониманию смысла слов в контексте, но и облегчит их самостоятельное прочтение художественной литературы.

Предложение из рассказа Г. Скребицкого «На лесной полянке зимой» (1 класс):

«На самом краю полянки, в канаве, под опавшими листьями, под снегом, будто под толстым одеялом, спят лягушки».

Детям можно дать следующее задание:

«Внимательно прослушайте предложение. Сколько всего слов в нем? Найдите 2, 4, 6 слово в предложении».

Таким образом, М. Р. Львов говорит о том, что для звукового анализа и синтеза необходимо хорошо развитое фонематическое восприятие, так как оно обладает способностью осуществить операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова, то есть умения различать отдельные звуки в речевом потоке, выделять звуки из слов, из слогов. Устанавливать порядок следования их друг за другом в слове, различать фонемы гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие, что и обеспечивает в последующем основу для успешного овладения навыком звукового анализа и синтеза.

РОЛЬ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ В ОВЛАДЕНИИ ЯЗЫКОМ, ПО МНЕНИЮ

М. Р. ЛЬВОВА

М. Р. Львов говорит о том, что фонематический слух и фонематическое восприятие тесно связаны между собой, но это не одно и тоже понятие.

Следует понимать, что сначала ребенок овладевает фонематическим слухом, и только потом – фонематическим восприятием, причем совершенствование последнего у него больше протекает в период обучения в школе.

Поэтому становится очевидным некая ступенчатость в овладении навыками фонематического слуха и фонематического восприятия, то есть необходимо сначала хорошо закрепить у ребенка понятие о фонематическом слухе и умение им пользоваться, и только потом давать представление о фонематическом восприятии и навыках его использования.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что фонематический слух и фонематическое восприятие накладываются друг на друга – хорошо сформированный фонематический слух становится базой для успешного формирования фонематического восприятия.

Поэтому хорошо сформированные данные навыки позволят в последующем ребенку овладеть родным языком без затруднений. Не спровоцируют у него возможного возникновения ошибок письма и чтения, которые весьма стойкие и с трудом поддаются коррекции.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Львов М. Р.Речь младших школьников и пути ее развития». Библиотека учителя начальных классов. Москва «Просвещение» 1975.Ук. 278. – 176 с.

  2. Развитие речи младших школьников. Межвузовский сборник научных трудов. Ответственный редактор М. Р. Львов.

    Статья: «Характеристика словаря учащихся». Москва 1983. 6128,84. – с 4.

  3. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пос. для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1987. Ук. 387. – 232 с.

Категория: Логопедия
08.12.2015 10:18


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!