СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Общие сведения о ребенке
Общие сведения содержат персональные данные о ребенке и его родителях. Кроме того, важно отразить условия обучения и воспитания ребенка в семье, отношение к его образованию близких родственников, а также формулировку заключения ПМПК.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это дети-инвалиды, либо дети, имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии. К таким детям относятся дети с :
Нарушениями опорно – двигательного аппарата
Замедленным и ограниченным восприятием
Недостатками речевого и сенсорного развития
Недостатком развития моторики
Недостатками развития мыслительной деятельности
Недостаточной познавательной активностью
Недостатками в развитии личности (неуверенность в себе, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм, заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением.
Нарушением зрения
Нарушением слуха
Характеристика, включающая оценку развития обучающегося на момент его сопровождения
На основе результатов психолого-педагогического обследования составляется характеристика, включающая оценку развития обучающегося, имеющихся у него навыков и умений на момент проведения обследования. При составлении характеристики важно избегать общих фраз, отмечая особенности ребенка. В структуру характеристики включается:
1) социальная картина (семейное окружение; бытовые условия семьи; отношение членов семьи к ребенку);
2) данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии ребенка;
3) особенности проявления познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления;
4) состояние сформированности устной речи и речемыслительных операций;
5) характеристика поведенческих и эмоциональных реакций ребенка, наблюдаемых специалистами; характерологические особенности личности ребенка;
6) сформированность импрессивной и экспрессивной речи;
7)сформированность социально значимых навыков, умений: коммуникативные возможности, игра, интеллектуальные умения: счет, письмо, чтение, содержание представлений об окружающих предметах, явлениях, самообслуживание, предметно-практическая деятельность;
8) потребность в уходе и присмотре. Необходимый объем помощи со стороны окружающих: полная/частичная, постоянная/эпизодическая;
9) выводы по итогам обследования: приоритетные образовательные области, учебные предметы, коррекционные занятия для обучения и воспитания в образовательной организации, в условиях надомного обучения.
Психолого-педагогическая характеристика является итогом психолого-педагогического обследования ребенка, представляет собой оценку его актуального состояния развития и зоны ближайшего развития, становится основой последующей разработки СИПР и является ее структурным элементом.
Описание модели
Модель психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, которые в свою очередь учитывают потребности детей с ОВЗ в данном обучении. Важную роль в данной работе играют различные специалисты. Примерная модель взаимодействия специалистов, представленная ниже, способствует решению основных задач психолого - педагогического сопровождения детей с ОВЗ
Данная модель способствует:
- успешному освоению детьми с ОВЗ образовательной программы;
- положительной динамике развития психической, познавательной, физической сфер обучающихся с ОВЗ;
- развитию самостоятельности учеников с ОВЗ в рамках учебных и иных целей, заданных педагогами;
-овладению приёмами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками;
-формированию умения устанавливать адекватные ролевые отношения с педагогами;
-принятию и соблюдению обучающимися с ОВЗ классных, лицейских, социальных и этических норм;
-формированию потребности трудиться, обогащению трудового практического опыта;
-принятию и соблюдению норм здорового образа жизни;
-самостоятельному (или с помощью взрослого) определению дальнейшего профессионального или образовательного маршрута.
Описание специальных условий для получения образования
Создание всеобъемлющих условий для получения образования детьми с учетом их психофизических особенностей следует рассматривать в качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья
Наиболее обобщенно требования к условиям получения образования детьми с ОВЗ отражены в Федеральном государственном образовательном стандарте, и более подробно разработаны в Проекте специального федерального государственного стандарта начального школьного образования детей с ОВЗ (Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина, 2010). В нем говориться о том, что надо дать интегральное(обобщенное) описание совокупности условий, необходимых для реализации соответствующих образовательных программ, структурированное по сферам ресурсного обеспечения. Вместе с тем отмечается, что подобная система требований должна включать в себя специфические компоненты в соответствии с особыми образовательными потребностями детей с ОВЗ в целом и для каждой категории отклоняющегося развития, в отдельности. В конечном итоге, отмечается в Проекте, интегративным результатом реализации указанных требований должно быть:
создание среды, адекватной общим и особым образовательным потребностям, физически и эмоционально комфортной для ребенка с ОВЗ, открытой для его родителей (законных представителей); гарантирующей сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся (Проект СФГОС, 2010).
В образовательных учреждениях, в том числе, реализующих инклюзивную практику, должны создаваться условия, гарантирующие возможность:
•достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися;
•использования обычных и специфических шкал оценки «академических» достижений ребенка с ОВЗ, соответствующих его особым образовательным потребностям;
•адекватной оценки динамики развития жизненной компетенции
ребенка с ОВЗ совместно всеми участниками образовательного процесса, включая и работников школы и родителей (их законных представителей);
•индивидуализации образовательного процесса в отношении детей с ОВЗ;
•целенаправленного развития способности детей с ОВЗ к коммуникации и взаимодействию со сверстниками;
•выявления и развития способностей обучающихся с ОВЗ через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, используя возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей;
•включения детей с ОВЗ в доступные им интеллектуальные и творческие соревнования, научнотехническое творчество и проектно исследовательскую деятельность;
•включения детей с ОВЗ, их родителей (законных представителей),педагогических работников и общественности в разработку основной образовательной программы начального общего образования, проектирование и развитие внутришкольной социальной среды, а также формирование и реализацию индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;
•использования в образовательном процессе современных научно обоснованных и достоверных коррекционных технологий, адекватных особым образовательным потребностям детей с ОВЗ;
•взаимодействия в едином образовательном пространстве общеобразовательной и специальной (коррекционной) школы в целях продуктивного использования накопленного педагогического опыта обучения
детей с ОВЗ и созданных для этого ресурсов (там же).
Значительное разнообразие категорий детей с ОВЗ, включающих в себя, в том числе и наличие или отсутствие инвалидности определяет и значительную вариативность специальных образовательных условий распределенных по различным ресурсным сферам (материально-техническое обеспечение, включая и архитектурные условия, кадровое, информационное, программно0методическое и т. п.).
Таким образом, можно говорить о целостной системе специальных образовательных условий: начиная с предельно общих, необходимых для всех категорий детей с ОВЗ, до частно)специфических и индивидуально)ориентированных, определяющих эффективность реализации образовательного процесса и социальной адаптированности ребенка в полном соответствии с его конкретными особенностями и образовательными возможностями.
Перечень специалистов, участвующих в реализации психолого-педагогического сопровождения
Работа с детьми с ОВЗ не будет эффективной без командного взаимодействия специалистов.
Именно в целях комплексного психолого-педагогического сопровождения детей: в образовательном учреждении создан и работает ПМПк, заседания которого проводятся в соответствии с планом работы на год. В состав консилиума входят: Психолог
Логопед
Дефектолог и др.
Состав может варьироваться для каждого конкретного случая психолого-педагогического сопровождения ребенка
Перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося (программа сотрудничества школы и семьи)
Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося включает перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося. При разработке данного раздела программы сопровождения учитывается отношение родителей к ребенку в целом и к его образованию в частности. При приеме ребенка в образовательную организацию с родителями подписывается договор об образовании, в котором устанавливается ответственность и обязательства основных участников образовательного процесса.
С учетом того что часто родители, несмотря на уже школьный возраст ребенка и многолетний жизненный опыт его воспитания, находятся в сложном эмоциональном состоянии, в депрессии, испытывая чувство вины в связи с имеющимися проблемами развития ребенка, и ввиду недоверия к специалистам, потому что не видят существенных изменений в его развитии. Недостаток информации или ее искажение по правовым, психолого-педагогическим, медицинским вопросам помощи ребенку нередко приводит к ошибочным действиям со стороны родителей в отношении ребенка. Кроме того, трудности в семье (психологические, межличностные, материальные), часто негативное отношение социального окружения приводят к изолированности семьи, нередко и к ее распаду. В такой ситуации трудно ожидать, что члены семьи будут сразу готовы к сотрудничеству с педагогами. Последние рискуют быть не услышанными не потому, что родители не хотят этого, а потому что они не готовы к взаимодействию. Поэтому специалистам важно осознавать необходимость психологической помощи родителям. Именно она обычно является первым шагом на пути к устойчивому сотрудничеству семьи и специалистов.
В целях психологической поддержки родителей, по их желанию, организуются группы, в которых родители обсуждают специально отобранные психологом темы. В рамках данного направления проводятся индивидуальные консультации родителей и членов семьи с психологом. Важную психотерапевтическую роль играет родительский клуб, где организуется общение родителей и детей в форме проведения культурно-досуговых мероприятий, а также тематических встреч, на которых обсуждаются актуальные вопросы развития и социальной интеграции ребенка.
По мере разрешения психологических проблем, развития общения с другими более опытными родителями создаются благоприятные условия для расширения сотрудничества со специалистами образовательной организации по вопросам обучения и воспитания детей. Психолого-педагогическая помощь включает мероприятия, проводимые образовательной организацией с родителями (законными представителями), например:
- консультации по всем вопросам оказания психолого-педагогической помощи ребенку;
- просвещение по вопросам воспитания и обучения ребенка-инвалида;
- участие родителей (законных представителей) в разработке СИПР;
- согласование требований к ребенку и выбор единых подходов к его воспитанию и обучению в условиях образовательной организации и семьи;
- помощь в создании для ребенка предметно-развивающей среды дома;
- выполнение заданий, составленных специалистами образовательной организации для занятий с ребенком в домашних условиях;
- участие родителей в работе психолого-медико-педагогических консилиумов по актуальным вопросам помощи их ребенку;
- регулярные контакты родителей и специалистов (телефон, Интернет, дневник и др.) в течение всего учебного года и др.
Кроме того, важную роль играет участие родителей
Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов
В качестве средств, которые могут быть включены в данный раздел СИПР, рассматриваются:
- кресло-коляска, подъемник, душевая каталка, ортопедическое кресло (мешок), вертикализатор;
- прибор для альтернативной коммуникации (коммуникатор, планшет), электронная кнопка для привлечения внимания;
- игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы аромабаночек, вибромассажер;
- предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины), звучащие предметы для встряхивания, предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины);
- средства для фиксации ног, груди; мягкие формы и приспособления для придания положения лежа, сидя, стоя; автомобильное кресло;
- средства для развития двигательных функций: гимнастический мяч большого диаметра, гамак, коврики, тренажеры типа "МОТОмед" и др.;
- другой материал, предложенный в программах по учебным предметам примерной АООП.
Средства мониторинга и оценки результативности сопровождения
Мониторинг результатов обучения проводится один раз в полугодие. В ходе мониторинга участники экспертной группы оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, определенных индивидуальной программой. Например: "выполняет действие самостоятельно", "выполняет действие по инструкции" (вербальной или невербальной), "выполняет действие по образцу", "выполняет действие с частичной физической помощью", "выполняет действие со значительной физической помощью", "действие не выполняет". Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.
В конце первого полугодия по итогам мониторинга экспертной группой в случае необходимости могут быть внесены изменения в СИПР. В конце учебного года на основе анализа данных на каждого учащегося составляется характеристика, делаются выводы и ставятся задачи для СИПР на следующий учебный год.
Разработанная экспертной группой СИПР, а также внесение в нее изменений принимается педагогическим советом образовательной организации и утверждается приказом руководителя.
© 2021, Красильникова Юлия Владимировна 830