СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модель организации театрального кружка для детей с овз.

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Театр – ничуть не безделица

и вовсе не пустая вещь…

Это та кафедра, с которой

можно много сказать миру добра»

Н.В. Гоголь

Те, кто общаются с ребенком с ограниченными возможностями, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу. Все мы рождаемся с разными возможностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми у детей с ограниченными возможностями, меньше.

В структуре заболеваний, которые присутствуют у детей с ОВЗ, преобладают психоневрологические заболевания, заболевания внутренних органов, опорно-двигательного аппарата, нарушения речи, зрения и слуха. Воспитание и обучение детей c ограниченными возможностями здоровья в системе современного образования требует особого подхода со стороны педагогов, воспитателей, логопедов и других специалистов. В работе с детьми с ОВЗ большое значение имеет включение детей в активные деятельностные формы работы. В настоящее время у многих учащихся прослеживается слабая мотивация к познавательной деятельности, поэтому взрослым необходимо создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Для успешного обучения и воспитания детей с особенностями в развитии необходимо пробудить их интерес к учебным занятиям, активизировать их деятельность и творческий потенциал личности. Одним из эффективных средств и методов пробуждения живого интереса как раз и является театральная деятельность.

Огромную, ни с чем несравнимую радость, доставляет детям театр, его таинственная, обещающая чудо атмосфера, праздничное и радостное настроение. Увиденное и услышанное, а также исполненное самими детьми расширяет их кругозор, создаёт дружественную атмосферу, способствующую развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления, что особенно необходимо сегодня, когда речь детей бывает скудна и невыразительна.

Кроме эстетического воспитания театр несёт в себе возможность воспитания педагогического. Ребёнок становится не только зрителем, но и творцом, приняв деятельное участие в создании представления. Разыгрывая роль персонажа, наделённого определёнными отрицательными чертами, ребёнок учится преодолевать их или, наоборот, культивировать положительные черты.

Театр – особая форма искусства. Использование драматерапии в работе с детьми позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с нравственным воспитанием, коррекцией памяти, воображения и фантазии. Огромная сила воздействия театральной игры развивает, воспитывает многие положительные качества личности и дает реальную возможность адаптироваться ребенку в социальной среде.

Вовлечение в театральную деятельность детей с ОВЗ обеспечивает комплекс психолого-педагогических условий, способствующих положительному терапевтическому эффекту, коррекции психоэмоционального состояния, а также влияет на развитие многих компонентов личности детей данной категории. Благодаря комплексной деятельности, сочетающей драматургию, пение, движение, музыку любой ребенок может компенсировать недостаток одной способности другой, более развитой в данный момент. Искусство театра, театрализованная деятельность детей с ОВЗ является эффективным средством коррекции коммуникативных сфер у детей школьного возраста с отклонениями в развитии и одним из эффективных средств развития эмоциональной сферы детей с нарушением интеллекта.

Очень важны для детей с ОВЗ отношения в коллективе. Театрализованная деятельность способствует вовлечению данной категории детей в совместную коллективную деятельность. Коллективная работа способствует не только всестороннему эстетическому развитию, но и формированию нравственных качеств ребят, обучает нормам достойного поведения. Одна из задач педагога создать комфортный микроклимат, чтобы дети чувствовали себя единым дружным творческим коллективом.

Анализируя вышесказанное, становится очевидной необходимость организации кружка театрализованной деятельности для детей с ОВЗ в условиях детского дома - интерната, что стало бы предпосылкой для расширения их возможностей в плане инклюзии и социализации.

Театральный кружок - это модель коллективного взаимодействия, наиболее распространенная форма существования театра в современной школе. Является интересной и полезной формой внеклассной работы. Педагоги здесь не командуют и не руководят. Они создают условия полноценного разностороннего самоутверждения ребенка в любимой деятельности. Сами они не просто организаторы такой деятельности, но и полноправные ее соучастники. У педагогов и детей общие заботы, переживания и дела, а это не маловажный фактор, формирующий жизненно необходимые ценности, личностные установки

Программа театрального кружка ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, основана на психологических особенностях развития детей с ОВЗ. Театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, ну и, безусловно, конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции.

Особенность состоит в том, что дети погружаются в занятия театральным творчеством естественно, без принуждения; они попадают в мир музыки, слова, литературы, хореографии и т.д. при этом рождается сотворчество, так как театр – это коллективный вид творчества, в котором нужно общаться, вместе решать возникающие творческие проблемы. От каждого ребёнка потребуются все его способности, заложенные от природы, даже те, о которых он не подозревает

Целью организации театрального кружка является развитие творческих способностей детей, формирование навыков социальной адаптации средствами театральной деятельности в условиях дома-интерната.

Для достижения основной цели, были поставлены перед собой несколько задач. Все они тесно переплетены между собой, дополняют друг друга и, выполняя одну невозможно не поставить перед собой другие.

1. Первая и самая главная задача – это социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья.

2. Развитие эмоциональной сферы детей. Играя разные роли, исполняя танцы, где эмоциональные характеристики каждого героя позволяют детям испытать разнообразные чувства (гнев, страх, радость, печаль и т.д.), значительно обогащается эмоциональный опыт детей.

3. Повышение уровня самооценки у детей. На этом этапе очень важно сформировать у детей уверенность в себе, в свои силы, свои возможности и способности. Выступая на праздниках, принимая посильное участие в музыкальных постановках и театрализованных играх, перед зрителями, дети учатся преодолевать тревожность, робость и страх. Коллективная театрализованная деятельность предоставляет детям равные возможности для участия в инсценировках и праздниках.

4. Реализация творческих возможностей каждого ребенка. На любом музыкальном празднике, в любой театрализованной постановке, независимо от выраженности диагноза (двигательных способностей детей, уровня умственного развития), каждый ребенок исполняет доступную для него роль.

5. Формирование умения вступать в диалогическое взаимодействие с детьми и взрослыми. Участие в театрализованной деятельности, применение элементов театрализованной игры положительно влияет на речевое развитие детей. Оно способствует обогащению словарного запаса, формированию грамматического строя речи, формированию монолога и самое главное диалога.

В работе кружка предусматриваются следующие направления:

«Знакомство с театральной культурой». Знакомство с видами театрального искусства. Приобретение знаний о профессиях, костюмах, атрибутах театра. Формирование культура зрителя.

«Учимся говорить». Развитие речевого аппарата и правильной артикуляции, четкой дикции, разнообразной интонации речи; умения сочинять небольшие сказки, подбирать простейшие рифмы, произносить скороговорки; расширять словарный запас.

«Основа кукольного театра». Знакомство с различными видами театров: напольный (люди-куклы, конусный, тростевой), обучение приемам кукловождения различных кукольных театров (конусный, настольный, бибабо, пальчиковый).

«По следам сказок». Развитие умений и навыков воображения, сценического внимания, перевоплощения. Развитие игрового поведения, находчивости, способности творчески относиться к любому делу, умений общения со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях, формирование навыков действия с воображаемыми предметами.

Для успешной реализации программы необходимо создать условия, которые бы способствовали раскрытию творческих способностей:

- оборудовать «театральную зону»;

-оборудовать место для хранения костюмов и реквизита;

-создать необходимые условия для реализации творческих способностей и творческой активности: костюмы, маски, ширму, сцену, занавес;

-музыкальное и мультимедийное обеспечение: звуковая аппаратура, микрофоны, музыкальный центр, аудио и видео материалы.

Для участия в постановках спектаклей привлекаются дети разных способностей и возможностей здоровья (дети с нарушениями интеллекта, опорно - двигательного аппарата, речи, отсутствием речи).

Работа над спектаклем предполагает совместную деятельность взрослого и ребёнка, взаимодействие в тесном тактильном и визуальном контакте. Совместное обсуждение постановки спектакля, коллективная работа по его воплощению, само проведение спектакля – все это сближает участников творческого процесса, делает их союзниками, коллегами в общем деле, партнерами.

Активное участие воспитанников в постановках спектаклей стимулирует развитие сохранных возможностей.

Общее состояние ребенка, его эмоциональная настроенность - важное условие успешного воспитания и обучения. Необходимо стремиться к тому, чтобы сделать жизнь ребят веселой, интересной, яркой и содержательной, создавая атмосферу радости детского творчества, сотрудничества.

28.09.2017 10:16


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!