СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Моделирование разноуровневых ситуаций межкультурного общения на уроках английского языка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, так как коммуникативная компетенция ориентирована на достижение практического результата в овладении английским языком, на образование, воспитание и развитие личности школьника.

Стандарт основного общего образования по иностранному языку ставит задачи на достижение качественно новых целей в изучении иностранного языка, а именно: развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной. Известно, что построение коммуникативного процесса обучения в первую очередь потребует моделирования именно ситуации, как единицы общения и как формы его функционирования.

Ситуация является формой функционирования общения, единицей общения, которое предполагает, что процесс обучения строится как модель процесса общения. В коммуникативном обучении ситуации используются не на завершающей стадии усвоения материала, они не приложение к обучению, а его сущностная основа на всех стадиях освоения материалом и является основой управления процесса обучения иноязычному общению.

Ситуация – сложный феномен и требует широкого и глубокого подхода к его исследованию. Важное значение приобретает нахождение критериев, с помощью которых можно методически верно смоделировать ситуацию речевого общения.

Как известно, успех в обучении иностранным языкам определяется правильной организацией учебного процесса. Вовлечение школьников в активную речевую деятельность на уроке – задача учителя. И поэтому одним из наиболее эффективных средств раскрытия творческого потенциала учащихся является обучение общению. Научить школьников общаться естественным образом на иностранном языке в условиях учебного процесса – проблема сложная.

В общении реализуются различные формы деятельности (учебно-познавательная, общественно-политическая, трудовая, спортивная, художественная, бытовая). Содержанием общения выступают проблемы, основой которых являются предметы обсуждения.

Моделирование реальных речевых ситуаций общения на уроках – это технология, способствующая формированию ключевых компетенций при изучении иностранного языка. Она может применяться на различных этапах обучения английскому языку и способствует развитию навыков устной и письменной речи, расширяет словарный запас и лингвистический кругозор учащихся.

Пассов Е. И. выделяет несколько типов ситуаций:

  • Ситуации социально-статусных взаимоотношений. (Урок-телемост, обсуждение прав и обязанностей граждан других стран, беседа с иностранцами о традициях, обычаях, быте страны изучаемого языка)
  • Ситуации ролевых взаимоотношений. (проигрывание неформальных ролей в ситуации речевого общения поможет лучше узнать взаимоотношения детей, повлиять на личностные качества учащихся, на их мотивацию к изучению языка)
  • Ситуации отношений совместной деятельности. (Обмен опытом, групповая работа)
  • Ситуации нравственных отношений.

Основные параметры моделирования реальных речевых ситуаций общения:

  • мотивированность
  • целенаправленность
  • информативность процесса общения,
  • новизна
  • ситуативность
  • характер взаимодействий общающихся
  • система речевых средств.

Условия создания реальных речевых ситуаций общения:

  • Постановка коммуникативных задач, которые связаны с личностью и жизнью обучающегося, затрагивают его эмоциональную и интеллектуальную сферы;
  • Использование разнообразных стимулов, учитывающих особенности школьников разного возраста, уровень их знаний, навыков и умений;
  • Стимулирование учащихся на выражение своего отношения к прослушанному, увиденному, прочитанному.

Моделирование реальных речевых ситуаций общения на уроках английского языка ставят обучающихся в условия, сходные с естественными, будят воображение, заставляют оформлять свои мысли и чувства иноязычными средствами, позволяют активизировать разговорные формулы, повседневно-бытовую лексику и грамматические структуры, не фиксируя на них свое внимание.

Моделирование реальных ситуаций общения можно представить в следующих упражнениях:

  1. представленная тема к указанной ситуации с учётом коммуникативной задачи (задаётся в виде тактики речевого поведения, ключевых образцов);
  2. серия картинок, с использованием ключевых слов (картинки изображают последовательность действий);
  3. ситуативные картинки с простой (усложненной) неразвернутой ситуацией;
  4. моделирование ситуаций на основе видеофильмов и презентаций;
  5. на основе сообщаемой информации;
  6. использование имеющихся данных о ситуации, например, начало и окончание диалога;
  7. на основе ключевых слов;
  8. на основе визуального стимула и ключевых слов;
  9. тексты с неразвернутой ситуацией;
  10. к монологическому высказыванию путём оживления и расширения последнего;
  11. моделирование ситуаций применительно к новым условиям в рамках данной темы;
  12. типичные ситуации общения по теме;
  13. составление микро-диалогов на разные темы;
  14. составление разнообразных диалогов и микро-диалогов к общению в условиях полилога (дискуссии, пресс-конференции, телемоста);
  15. к серии предлагаемых обстоятельств.

В заключение хотелось бы отметить, что моделирование реальных речевых ситуаций общения на уроках английского языка:

  • способствует формированию ключевых компетенций;
  • помогает решать учителю коммуникативные задачи, которые относятся к целевому аспекту обучения и тесно связаны с содержанием обучения;
  • уменьшает утомляемость учащихся;
  • повышает качество обучения;
  • обеспечивает развивающий, проблемный характер обучения;
  • стимулирует речемыслительную активность школьников, развитие их любознательности, целеустремленности, трудолюбия;
  • приобщает к культурным ценностям другого народа.
23.05.2017 13:41


Рекомендуем курсы ПК и ПП