СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мой аул Санжи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа:

«Аул Дагестана»

Авторы работы:

Багомедов Руслан,Абдулхаликов Руслан,Багомедова Самира.

ученик 8 класса,ученик

6 класса,ученица 6 класса.

Руководитель:

Багомедова Сарият Рамазановна

учитель истории

МКОУ «Дружбинская СОШ»

2018

Дружба

Оглавление:

1.Введение_______________________________________________

.2. Время появления села____________________________

3 Версия о названии села____________________________

4. Особенности жизни санжинцев________________________

5 Лучшие люди села_________________________________

6. Заключение_____________________________________________

7 Список литературы_______________________________________

1.Введение

Тема моей исследовательской работы «История моего аула Санжи». Актуальность темы, я думаю, очевидна. Каждый человек должен знать о том месте, где родились и выросли его родители. В большой стране у каждого человека есть маленький уголок – деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая великая Родина.

…Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. Родина всегда с тобой, где бы ты не жил. И у каждого она одна. Как мама.

Мы любим Родину. А любить Родину- значит жить с нею одной жизнью.

Мне хотелось узнать, что могут рассказать названия отдельных уголков села об истории малой родины. Село появилось очень давно, и мне хотелось узнать, как именно оно появилось, почему его так назвали. Для этого я проведу своё маленькое исследование.

Для этого мне надо – научиться работать с дополнительной литературой, находить полезную информацию, учиться анализировать и делать выводы.

Моя гипотеза.

Я предположил, если объяснить происхождение и быт,отдельных уголков села, то можно узнать историю малой родины. И узнать причины переселения жителей моего села.

Наметил план действия.

Для поиска ответов я обратился за помощью к толковому словарю, поговорил со старожилами села, встретился с работниками библиотеки, посетил краеведческий музей, посетил сайты интернет.Обратился к учителям истории.

Задачи, которые я буду решать в ходе исследования:

  1. формировать опыт исследовательской деятельности;
  2. находить полезную информацию;
  3. научиться работать с дополнительной литературой;
  4. учиться анализировать и делать выводы.

Основополагающие вопросы:

  • Почему село так названо?
  • Как и почему он исчезает?

Объект изучения: окружающий мир

Предмет изучения: история моего села

План моих действий:

1.Обсудить тему в классе.

2.Искать ответы на вопросы.

3.Подготовленный материал показать своим одноклассникам.

Для поиска ответов надо:

  • Обратиться за помощью к толковым словарям.
  • Посетить краеведческий музей.
  • Встретиться с работниками библиотеки.
  • Поговорить со старожилами села.

Методы исследования: поисковый, исследовательский

Не исчезай, мое село, –

Твой берег выбрали санжинцы,

И ты в него, судьбе назло,

Вцепись своими тополями…

Как это ни печально, древний Дагестан уходит в прошлое. Одна за другой исчезают аулы, уходят в небытие даже когда-то крупные сёла. Тихо и незаметно уходят они из жизни, но не уходят из нашей памяти. Иногда так складывается жизнь, что и помочь аулам нельзя, спасти её некому. И всё же боль потери сильна. Ведь с каждой исчезнувшим аулом теряется часть духовности, культуры, милосердия, нравственности народа, изменяется исторический образ Родины! Исчезает крохотная частичка нашей огромной страны.

Человека хоронят – даты рождения и смерти пишут. А аулы и сёла стояли века! Их защищали, за них дрались, в них жили, любили, рожали детей… А уходят они при полном молчании, словно провинились перед нами. Но мы не должны похоронить вместе с ними свою память.

Больно осознавать, что на территории нашего района в последние годы обезлюдело много сел. Эти села уходили из жизни одна за другой. Уходили молча. И только оставшиеся на их месте когда-то посаженные заботливой рукой жителей деревья, построенные террасы, да одиноко стоящие стены домов как будто вопрошают нас: почему так случилось? кто виноват в смерти аулов?

Одним из таких аулов, о котором я буду говорить это - Санжи.

Время появления села.

Древнюю и богатую историю имеет это село

История села Санжи Дахадаевского района уходит далеко вглубь веков. Надгробные памятники датируются тысячелетиями до нашей эры. По архивным данным село Санжи возникло примерно 10000 лет назад.

Версия о названии села

Название Санжи произошло по некоторым данным от слова “Сана” видимо по расположению села в южной части. Неоднократно на село нападали так называемые «капурти» – неверные. Как рассказывают наши предки хоронили умерших под музыку, чтобы не нападали неверные. На кладбище много надгробных памятников, которые разбили неверные.

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА ЖИЗНИ

В 20 годы XIX столетия много жителей умерли от голода и от инфекционных заболеваний.

В настоящее время село пустует, дома разрушены. В целях благоустройства своих семей все жители постепенно покинули свои домашние очаги и в 1969 году переселились в пос. Дружба Каякентского района. А часть жителей разъехались в разные уголки республики и России. Наши земляки трудятся в разных городах и районах республики. Основная территория занята лесами. В лесах растут деревья липа, береза, дуб, сосна, ель, осина, ива и др. Много фруктовых деревьев диких груш, яблок, абрикос, барбарис, калина рябина, алыча, шиповник. На лесных полянках красным ковриком стелется брусника, земляника, костяника.

В лесу много диких зверей: кабаны, зайцы, волки, медведи, куницы, барсуки. Много дичи, куропаток, тетерев, глухарей. На речке Уллучай, которая протекает рядом с селом водится ценная рыба форель. Природные условия вполне благоприятствовали для жизни в этих местах. На вершине горы выше села местности «Чибклила Бек» находилась сигнально-сторожевая крепостная башня, о чем свидетельствует остатки фундамента.

С древнейших времен традиционным занятием санжинцев было земледелие и скотоводство, преимущественно в горной местности овцеводство, разведение пчел. Выращивали коноплю, ячмень, овес, морковь, редьку, картофель. Основным пахотным орудием у санжинцев служил горный плуг.

Из домашних кустарных производств получили развитие шерстяное и конопляное ткачество теплых шерстяных носков, рукавиц, свитера и др.

В Санжах были развиты промыслы связанные обработкой дерева. В частности производство земледельческих орудий - плуги и принадлежности для плугов, ручки для кос, седла для ишаков, деревянные грабли. Этим ремеслом в последнее время занимался знаменитый шутник Раджабов Гасанали.

Основным транспортным средством у санжинцев были верховые лошади, а для хозяйственной нужды ишаки. Наиболее распространенная форма жилища у санжинцев - двухрядные двух-трех, местами четырехэтажные жилища с плоскими крышами, небольшим двориком, верандой на фасадной солнечной стороне. В целях безопасности и экономии пахотной земли Санжи расположено по южному склону горы как бы прелепляясь к нему своими этажами таким образом, что плоская крыша нижнего дома является двором вышестоящего. Окна были настолько малы, что напоминали бойницы.

Национальный костюм санжинцев состоит из рубахи, штанов, черкески, овчинных шуб, бурки, овчиной папахи, у наиболее зажиточных – шапки из каракуля.

Главным элементом головного убора санжинок были чухта и ашмаг – большое покрывало.

В повседневной пище у санжинцев преобладали изделия из теста, мяса, молочных продуктов, дикорастушые травы, крапива, конский щавель, мята и др.Самым распространенным блюдом был хинкал, супы, пельмени из мяса, творога, зелени и яичные, чуду из творога, мяса, зелени, картошки с сушенным мясом.

Лучшие люди села

Среди санжинцев выросла своя интеллигенция. Успехов добились они в развитии науки и других сферах деятельности. Из маленького села вышли замечательные люди, кандидаты наук, врачи, учителя, агрономы, сегодня с гордостью можем отмечать, таких наших земляков, награжденных в период службы армии орденами и медалями как старшина, заслуженные работники: депутат Верховного Совета СССР Гасаналиева Ашура. Председатель Дахадаевского райисполкома Абдуллаев Гусен,

Главный врач МУЗ ЦРБ Кайтагского района, заслуженный врач Республики Дагестан, хирург, травматолог-ортопед высшей категории Гаджикурбанов Магомед Гасаналиевич. Заведующая кардиологии Буденовской ЦР Жапарова Альбина Рамазновна.

Председатель счетной палаты Кайтагского района Гасаналиев Гаджи Гаджикурбанович,

Кандидат наук, ст. научный сотрудник НИИ педагогики Гаджимурадов Сиражудин Магомедович, оператор Гаджимурадов Гаджимурад Асхабалиевич.

Долгие годы директором Дружбинской средней школы и в последующем главой администрации пос. Дружба работал Бахмудов Исакади Омарович. Знаменитие камнетесы: Абдулхаликов Курбан, Исмаил, Кампай, Ибрагим, Гасаналиев Валиюлагь, Магомед, Гусенов Магомед.

Жапаров Тавлу, Бахмудов Исакади, Гусейнов Абдулхалик, Гаджикурбанов Магомед, Джабраилов Курбанмагомед, Жапаров Магомедвали, Гусенов Абдулла, Жапаров Рамазан и моряк Гасаналиев Курбан.

В настоящее время продолжает службу участник чеченских событий Абдулхаликов Артур Кампаевич.

В Cанжах нет семьи, которая не имела своего кунака – друга семьи

Каждый санжинец старается, имеет кунака в других селах, районах и среди представителей соседствующих народов.

Особенно ценили и дорожали куначеством, доставшимся по наследству от деда или от отца к сыну.

Заключение

Меня переполняет чувство восхищения, и радости при виде красоты моего села. Проведя исследовательскую работу, я пришел к выводу, что историю родного аула надо знать обязательно. Но мало говорить о любви к аулу, о том, где ты сегодня живешь. Важно знать историю родной аула как главную составляющую истории своей малой Родины.

Категория: История
20.01.2019 18:55


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!