СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мой взгляд на воспитание

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитанию подрастающего поколения всегда уделялось огромное внимание. За многие тысячелетия человеческой истории сменилось много воспитательных систем – от первобытной «Делай, как я» и средневековой «Слово учителя – закон» до современных либерально-демократических систем, ставящих во главу угла личность и интересы ребенка. Правильно ли последнее, или нет – решать не нам, а последующим поколениям. Пока же можно лишь выявить основные тенденции сегодняшнего воспитания (сводящиеся, преимущественно, к проблемам).

Первая – отсутствие идеологического воспитания. Уничтожив одним махом систему пионерии, либеральные антигосударственники 90-х на следующие почти пятнадцать лет предоставили детей во внеучебное время самим себе (не говоря уже о том, что идеологом стало ТВ, после чего все мальчики хотели стать бандитами, а девочки - проститутками). Сейчас же эти же самые люди цинично удивляются падению уровня начальной (семейной) воспитанности и нравственности. Да, начиная с начала двухтысячных, государство пытается исправить это упущение, но успехи пока минимальны – и будут минимальны, пока в государстве не появится объединяющая все возрасты и поколения идеология, а также четко продуманная (и бесплатная) система кружков, секций и прочих форм организации «по интересам» учащихся.

Вторая проблема – превращение учителя в некоего «модератора», следящего за большей частью самостоятельным изучением предмета учащимися. Как учитель истории, я абсолютно возмущен такой системой: само изучение истории предполагает (при грамотном преподавании предмета) воспитание и (sic!) самовоспитание ученика на примере выдающихся исторических личностей, а также через приводимые конкретные исторические ситуации. К тому же, то, что ученик еще не способен полностью осознать всю важность учебы для своей дальнейшей жизни, что он еще не сформирован как личность (что происходит лишь к выпуску из школы), – все это означает, что сам процесс образования (а значит, и воспитания) подразумевает под собой некий уровень насилия: точно так же, как и в случае с социализацией в целом, общество заставляет ребенка усваивать знания и различные нормы морали, поведения в общество, и т.д. Именно поэтому учитель должен оставаться учителем.

Третье – уменьшение прав учителя по сравнению с правами ученика. Веками учитель был непререкаемым моральным авторитетом, которого боготворили и боялись. Достаточно вспомнить практически любое произведение русской (и не только) классики, где упоминаются педагоги. Еще недавно это безмерное уважение со стороны общества и родителей проявлялось во всем. Где это теперь? Теперь, когда на первом месте «права личности ребенка» (хотя есть эта личность до выхода из школы – большой вопрос), мы видим в Сети и СМИ лишь бесконечные видео, в которых ученики издеваются над учителями. Хотите, чтобы у нас были школы, как в фильме «187»? А ведь дождетесь.

Четвертое – недостаточное воспитание (либо полное его отсутствие) в семье. К сожалению, в последние годы в стане родителей все чаще слышится фраза «мы его к вам [в школу] привели – вот вы его и воспитывайте» (хотя в Конституции РФ – высшем законе страны, на минуточку! – сказано, что первостепенно право (и обязанность) на воспитание ребенка принадлежит именно родителям/лицам, их заменяющим!), естественно, что при таком подходе большая часть усилий школы по воспитанию личности уйдет в пустоту.

И пятое – замена патриотизма «верноподданничеством». Дети не станут патриотами оттого, что участвуют во всяческих официально-показных мероприятиях, акциях, митингах и прочих проводимых «для даты» и «для галочки» общественных мероприятиях. Равно как и не станут патриотами, видя как, в зависимости от времени, превозносят одних исторических деятелей, и хулят других. Пока будут почитаться люди наподобие Солженицына, Николая II, лидеров Белого движения, и будет замалчиваться подвиг настоящих патриотов и государственников и Империи, и СССР. Чего и не будет, пока не будет выработана единая идеология.

Вот вам и уроборос. Нельзя решить одно, не выполнив другого.

Почему в своем сочинении я затронул только проблемы, и не сказал почти ничего о воспитании? – спросите вы.

Потому, что пока не будут решены эти проблемы, ни о каком настоящем воспитании не может идти речь. Пока не решены эти проблемы – у общества, у государства, у школы, что называется, связаны руки. Пока все это не будет решено, никакие усилия школы по воспитанию настоящего Человека, Гражданина, Патриота, Личности не увенчаются полным успехом. Ибо в этом деле не может быть двойственности и двойных стандартов. Равно как и учителя не представить офисным менеджером, представляющим образовательные услуги. Сотни поколений наших предков, от первобытных людей, до великих педагогов прошлого клали свои жизни, здоровье и силы на алтарь педагогической науки не для того, чтобы неблагодарные потомки пустили все их наследие по ветру, превратившись в мартышку из басни, только с гаджетом вместо очков.

Преемственность. Сохранение наследия. Уважительное отношение ко всем периодам нашей истории. Реформы ради наших детей, а не ради реформ.

Вот мантра, которую государству нужно повторять ежесекундно и претворять в жизнь. Сделаем – и тогда можно будет говорить о действительно воспитании. Тогда – и только тогда – мы воспитаем настоящего человека.

Категория: Всем учителям
24.10.2022 20:47


Рекомендуем курсы ПК и ПП