СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Изменения, происшедшие в начале XXI века в нашем обществе, в том числе в системе образования, открыли новые возможности в педагогической деятельности. Концепция модернизации российского образования предполагает переход к личностно - ориентированному обучению, т.е. такому учению, которое дает детям знания, необходимые для их саморазвития. Когда познавательная деятельность навязывается, то познавательные мотивы ослабевают, что в конечном итоге порождает отрицательное отношение к процессу учения в целом. Наиболее известные авторы Н.И. Алексеев, В.И. Андреев, И.С. Якиманская и в целях самоактуализации личности предлагают совместное (учитель-ученик) проектирование учебной деятельности. Это выражается в совместной постановке целей, стимулирует учащихся на поиск смысла, связей, результатов исторических явлений.
Учитель и ученики определяют способы, средства достижения целей, источники информации, критерии оценки результатов.
Т. о. личностно-ориентированное учение, направленное на самореализацию личности, базируется на следующих принципах:
Целью обучения должно быть развитие личности, общих и специальных способностей.
Учителя и ученики являются равноправными субъектами обучения.
Учителя должны помочь ученикам освоить целенаправленное управление собственным учением.
Необходимо учитывать, что ребенок не есть маленький взрослый. Он живет иначе. Он живет в мире других ценностей. Мир взрослых делал и делает все, чтобы заставить его быть уже сейчас таким, каковы взрослые. В качестве иллюстрации, можно привести строки малоизвестного стихотворения И. Гете:
Глядит ребенок наш кругом -
Пред ним знакомый отчий дом.
С рожденья слышать он привык
Вполне сложившийся язык.
На ближнее он кинет взгляд -
Ему про дальнее твердят.
Растет - не дав передохнуть,
К добру готовый кажут путь:
Вот это - очень хорошо,
А это - плохо и грешно,
И сам он должен тем-то быть.
Как нужно жить, творить, любить -
Все это писано давно,
И хуже - в книжках уж дано.
И вот, затерянный навек,
Стоит наш юный человек,
Все для него предрешено:
Пред ним - дороги лишь такие,
Какими раньше шли другие.
Более двухсот лет назад великий немецкий поэт перечислил буквально все, против чего восстает ныне философия образования. Учитель, прежде всего, является партнером, координатором и советчиком в процессе обучения.
Ученик должен иметь право выбора вида, содержания, формы, средств и способов образования.
Важнейшим принципом является уважение личности ребенка. Дети чувствуют уважение и, видя пример педагога, начинают отвечать взаимностью. Учитель и ученик должны составлять союз более старшего и опытного с менее опытным, но ни один из них не должен стоять над другим. Учитель – это не диктатор, а наставник, протягивающий руку и помогающий ребенку подняться по лестнице познания.
Современная концепция развития образования определяет и новое качество обучения: формирование практических навыков получения, анализа информации; способность к самообучению; самостоятельную работу и возможность самоорганизации учащихся. В новом подходе важный смысл приобретает вопрос о том, как преподавать обществоведческие дисциплины, чтобы добиться основных целей — создания условий для формирования самостоятельной, социально активной личности, гражданина своей страны.
Это нацеливает преподавателей на совершенствование форм, приёмов, методов обучения, внедрение в учебную практику новых педагогических технологий, позволяющих реализовать компетентностный подход в обучении истории.
Их выбор определяется как запросами современного мира, так и спецификой предмета.
Изучение истории призвано формировать историческое мышление, что предполагает развитие навыков сравнения, сопоставления, обобщения, анализа информации. В результате обучения учащиеся должны научиться ориентироваться в историческом времени, понимать многомерность социального пространства, причинно-следственную взаимосвязь событий прошлого и последующего развития, уметь работать с информацией в разных знаковых системах (текст, схемы, карты, видеоряд). Эти компетенции могут быть сформированы как в рамках традиционной системы, так и в результате применения новых педагогических технологий.
К ним в преподавании истории и обществознания относятся технология критического мышления, проектная, модульная, исследовательская и другие им подобные.
Существует множество классификаций методов преподавания. Активно используются в изучении историко-обществоведческих дисциплин такие методы, как групповая и индивидуальная формы работы учащихся; словесные (рассказ, лекция, беседа, диспут, объяснение), наглядные (иллюстрация, демонстрация, презентация), практическо-лабораторные, игровые; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, исследовательский и др. Выбор преподавателем в практике преподавания истории тех или иных методов обусловлен как содержанием материала, так и целями и задачами, ожидаемыми результатами, которые ставит учитель в соответствии с условиями, уровнем подготовленности учащихся, собственных
Так как в основе любого метода лежит познавательная учебная деятельность, целесообразно применять такие методы обучения, как исследовательский и метод проблемного изложения.
В современной педагогике существует понятие «стратегия в преподавании». Выделяются три группы стратегий преподавания — пассивная, активная и интерактивная. Для первой группы характерно то, что преподаватель занимает центральное место на занятии, передаёт имеющуюся у него информацию учащимся, а они её воспринимают. Помимо речи преподавателя в качестве источника информации может выступать текст учебника, документальный фильм, иллюстрация, подтверждающая тот или иной аргумент учителя. Пассивная стратегия ни в коем случае не должна восприниматься как устаревшая и не подходящая для преподавания историко-обществоведческих дисциплин. Здесь особую роль играет специфика предмета. Так, большой объём изучаемого материала требует максимальной плотности его изложения, что лучше всего может сделать сам учитель, тщательно отобрав главное; необходимо учитывать и сложность изучаемого материала
В активной стратегии преподавания главным является получение информации от учителя через систему вопросов со стороны обучающихся. В отличие от пассивной стратегии, совершается переход от одностороннего воздействия к непосредственному взаимодействию, хотя и проходит оно всё ещё по линии «учитель—ученик». Акцент переносится с лекционных методов к обсуждению, а учебный процесс в основном строится в диалоговом режиме. У обучающихся появляется возможность получить ответы на волнующие их вопросы.
Преподавание приобретает индивидуальный характер, а ученики воспринимаются как самостоятельные личности, их мнение становится значимым.
Это возможно, если у преподавателя достаточное количество времени для пояснений и уточнений; не очень объёмный материал, позволяющий развивать обсуждение;
Интерактивная стратегия включает в преподавание элемент взаимодействия учеников между собой в процессе обучения. Акцент делается на сотрудничество и взаимодействие учеников между собой.
Очень ценится умение педагога передать инициативу ученикам и перестать быть «точкой притяжения» всех вопросов и событий на занятии. Преподаватель также изначально не определяет, насколько ответы учащихся соответствуют его ожиданиям. Ничто не должно сдерживать творчество и инициативу учеников.
В целом, если говорить о пассивном варианте стратегии преподавания, то для него характерна категоричность, чёткая структуризация. В активной стратегии преобладает обсуждение, а в интерактивных — проектно-поисковое направление.
В любой из трёх стратегий можно достичь положительного результата в преподавании истории и обществознания, каждая из них может в определённой ситуации быть наилучшей и наиболее оправданной для достижения поставленных целей.
Стоит учесть, что лекция может с формальной точки зрения выглядеть как пассивная стратегия, но при этом активно воздействовать на учащихся своим внутренним содержанием (то есть заставляет задуматься, самостоятельно найти дополнительную информацию, обратиться с вопросами к учителю, вызывать дискуссию между учащимися).
В педагогике сложилось устойчивое мнение, что содержание диктует методику преподавании. Однако не только содержание определяет стратегию в преподавании, но и цели, задачи, ожидаемые результаты, которые ставит учитель истории в зависимости от сложившихся условий, особенностей обучающихся, собственных интересов и ресурсного обеспечения.
В школьной практике преподавания истории и обществознания и права учитель, естественно, не может и не должен использовать какую-либо одну технологию или стратегию. Лучше всего уметь применять комбинацию методик в своей системе преподавания, выбирая те, которые наиболее эффективно будут работать в каждом конкретном случае.
© 2015, Черкасова Наталья Игоревна 1702