СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Моя педагогическая философия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эссе «Моя педагогическая философия» Кому из нас не приходилось слышать от родителей, а порой и от коллег - педагогов: «Зачем ему тратить время на сочинение стихов - у него ведь нет никакого поэтического дара!... К чему эти уроки рисования - вряд ли кто-то из них станет художником!... Для чего он пытается сочинять - ведь это не музыка, а чепуха какая-то!..» Да, поэтами, художниками, композиторами станут единицы из наших учеников, но те, кто попробовал себя в творчестве, кто хоть однажды испытал радость созидания, никогда не будет равнодушным ремесленником, какой бы жизненный путь он ни выбрал. Пусть творения его наивны и несовершенны, пусть мелодии нескладны, рифмы корявы, краски слишком ярки.… Но когда-нибудь это стремление создать что-то свое, новое даст о себе знать. И из сегодняшних мальчишек и девчонок вырастут гениальные ученые, талантливые врачи, творческие учителя - мастера своего дела. Только тот, кто не боится эксперимента, кто готов ошибаться в поиске нового пути, способен совершать великие открытия, изменять мир, создавать красоту. Есть такая притча о карандаше: «Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону. - Есть пять вещей, которые ты должен знать, - сказал он карандашу, - прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть. Первое: на какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния, ты должен продолжать писать. Второе: ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом. Третье: ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь. Четвертое: твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя. И пятое: ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь Кому-то держать тебя в Своей руке». Да, каждый человек должен быть готов совершать и исправлять ошибки, чтобы оставить след на этой земле. Но смелость поиска не приходит сама по себе. Рядом обязательно должен быть человек, который может сказать тебе: «Возьми то, что хочешь узнать и понять, если трудно, разберёмся вместе». Должен быть тот, кто в поднятой руке ребёнка готов увидеть не только сигнал учителю «Я знаю», но и «Можно, я попробую». Лежащий на земле камень вряд ли заинтересует случайного прохожего, он перешагнёт через бесформенную массу, не останавливая на ней взгляд. Но тот же камень, лежащий в Саду Камней, вдруг покажется волной у берега моря, уснувшим львом или сплетением рук. Почему?... Изменились обстоятельства. Мы оказались в мире искусства, где нет ничего лишнего, бессмысленного, уродливого. Мы были готовы видеть, искать прекрасное в обыденном. А если тот же камень лежит на полу Эрмитажа, и к нему прикоснулся мастер? Теперь это уже не безликая глыба, в которой образные очертания появляются только благодаря нашему воображению, а произведение искусства, в котором оживает вечная красота и женственность Венеры Милосской, совершенство Аполлона, напряжение ума Мыслителя, надежда на искупление грехов в распростёртых над миром руках Иисуса. Так и учитель. Он не должен быть равнодушным прохожим. Он входит в класс, чтобы увидеть. Увидеть в каждом ученике распахнутую душу, неповторимую индивидуальность, увидеть то, из чего потом возникнет и красота, и совершенство, освещенные созидательной мыслью. «Я беру кусок мрамора и отсекаю от него все лишнее», - говорил Микеланджело Буонарроти. Учитель, будучи творцом личности, обладая определённой смелостью создателя, должен не столько отсекать лишнее, сколько доводить до совершенства то, что уже дала человеку природа. И заповедь Гиппократа «Не навреди» не в меньшей степени относится к учителю, чем к врачу: не разрушай, не навязывай, а помогай ребёнку открывать этот мир, видеть его бесконечное разнообразие. А если ты учишь рисовать или понимать музыку, если творчество – это как раз то, чему ты должен научить – тебе ещё сложнее. Потому что у каждого ребёнка свой мир, который живет по своим законам, мир, который наполнен своими звуками, окрашен в свой цвет, как у тех детей, которые «сидели в песочнице и играли в разноцветные стеклышки. У одного из мальчиков было темно-синее стекло. Он рассматривал через него двор и площадку. «Весь мир темно-синий», – говорил он уверенно. «Нет! – возражал другой, - Мир ярко-зеленый!» И для убедительности тряс своим стеклом. «Да что вы, в самом деле, как маленькие, – встревала девочка, - разве вы не видите, что он нежно-розовый?». «А я говорю – синий!» – протестовал первый мальчик. Но остальные дети не уступали. Они кричали все громче и громче, но никто никого не слушал. Они уже готовы были расплакаться, как вдруг к ним подошел молодой человек. «Привет», – сказал он с улыбкой. Дети от неожиданности затихли. И внимательно посмотрели на незнакомца. Он достал из папки маленький витраж. В нем не хватало буквально нескольких стекол. «Не могли бы вы мне помочь?» – спросил он, кивнув на их стеклышки… Дети дружно протянули ему маленькие кусочки. Незнакомец вставил их в свой витраж, и тот засиял. «Смотрите! – сказал незнакомец, - Мир разноцветный!»… «Да!»- согласились дети. И улыбнулись. Как же все было просто… А потом они вместе встречали разноцветный рассвет». Какой бы рутинной, непрестижной, неблагодарной не казалась порой обывателю профессия учителя, как это здорово, оказаться рядом с ребёнком в момент его первых открытий, разделить его радость, его успех, вместе с ним встречать разноцветный рассвет…
Категория: ИЗО
01.02.2015 16:51


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!