Эссе «Моя педагогическая философия»
Кому из нас не приходилось слышать от родителей, а порой и от коллег - педагогов: «Зачем ему тратить время на сочинение стихов - у него ведь нет никакого поэтического дара!... К чему эти уроки рисования - вряд ли кто-то из них станет художником!... Для чего он пытается сочинять - ведь это не музыка, а чепуха какая-то!..» Да, поэтами, художниками, композиторами станут единицы из наших учеников, но те, кто попробовал себя в творчестве, кто хоть однажды испытал радость созидания, никогда не будет равнодушным ремесленником, какой бы жизненный путь он ни выбрал. Пусть творения его наивны и несовершенны, пусть мелодии нескладны, рифмы корявы, краски слишком ярки.… Но когда-нибудь это стремление создать что-то свое, новое даст о себе знать. И из сегодняшних мальчишек и девчонок вырастут гениальные ученые, талантливые врачи, творческие учителя - мастера своего дела.
Только тот, кто не боится эксперимента, кто готов ошибаться в поиске нового пути, способен совершать великие открытия, изменять мир, создавать красоту.
Есть такая притча о карандаше:
«Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону.
- Есть пять вещей, которые ты должен знать, - сказал он карандашу, - прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай,
и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть.
Первое: на какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния, ты должен продолжать писать.
Второе: ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом.
Третье: ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь.
Четвертое: твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя.
И пятое: ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь Кому-то держать тебя в Своей руке».
Да, каждый человек должен быть готов совершать и исправлять ошибки, чтобы оставить след на этой земле. Но смелость поиска не приходит сама по себе. Рядом обязательно должен быть человек, который может сказать тебе: «Возьми то, что хочешь узнать и понять, если трудно, разберёмся вместе». Должен быть тот, кто в поднятой руке ребёнка готов увидеть не только сигнал учителю «Я знаю», но и «Можно, я попробую».
Лежащий на земле камень вряд ли заинтересует случайного прохожего, он перешагнёт через бесформенную массу, не останавливая на ней взгляд. Но тот же камень, лежащий в Саду Камней, вдруг покажется волной у берега моря, уснувшим львом или сплетением рук. Почему?... Изменились обстоятельства. Мы оказались в мире искусства, где нет ничего лишнего, бессмысленного, уродливого. Мы были готовы видеть, искать прекрасное в обыденном. А если тот же камень лежит на полу Эрмитажа, и к нему прикоснулся мастер? Теперь это уже не безликая глыба, в которой образные очертания появляются только благодаря нашему воображению, а произведение искусства, в котором оживает вечная красота и женственность Венеры Милосской, совершенство Аполлона, напряжение ума Мыслителя, надежда на искупление грехов в распростёртых над миром руках Иисуса.
Так и учитель. Он не должен быть равнодушным прохожим. Он входит в класс, чтобы увидеть. Увидеть в каждом ученике распахнутую душу, неповторимую индивидуальность, увидеть то, из чего потом возникнет и красота, и совершенство, освещенные созидательной мыслью.
«Я беру кусок мрамора и отсекаю от него все лишнее», - говорил Микеланджело Буонарроти. Учитель, будучи творцом личности, обладая определённой смелостью создателя, должен не столько отсекать лишнее, сколько доводить до совершенства то, что уже дала человеку природа. И заповедь Гиппократа «Не навреди» не в меньшей степени относится к учителю, чем к врачу: не разрушай, не навязывай, а помогай ребёнку открывать этот мир, видеть его бесконечное разнообразие.
А если ты учишь рисовать или понимать музыку, если творчество – это как раз то, чему ты должен научить – тебе ещё сложнее. Потому что у каждого ребёнка свой мир, который живет по своим законам, мир, который наполнен своими звуками, окрашен в свой цвет, как у тех детей, которые «сидели в песочнице и играли в разноцветные стеклышки.
У одного из мальчиков было темно-синее стекло. Он рассматривал через него двор и площадку.
«Весь мир темно-синий», – говорил он уверенно.
«Нет! – возражал другой, - Мир ярко-зеленый!» И для убедительности тряс своим стеклом.
«Да что вы, в самом деле, как маленькие, – встревала девочка, - разве вы не видите, что он нежно-розовый?».
«А я говорю – синий!» – протестовал первый мальчик. Но остальные дети не уступали. Они кричали все громче и громче, но никто никого не слушал. Они уже готовы были расплакаться, как вдруг к ним подошел молодой человек.
«Привет», – сказал он с улыбкой.
Дети от неожиданности затихли. И внимательно посмотрели на незнакомца.
Он достал из папки маленький витраж. В нем не хватало буквально нескольких стекол.
«Не могли бы вы мне помочь?» – спросил он, кивнув на их стеклышки…
Дети дружно протянули ему маленькие кусочки. Незнакомец вставил их в свой витраж, и тот засиял.
«Смотрите! – сказал незнакомец, - Мир разноцветный!»…
«Да!»- согласились дети. И улыбнулись. Как же все было просто…
А потом они вместе встречали разноцветный рассвет».
Какой бы рутинной, непрестижной, неблагодарной не казалась порой обывателю профессия учителя, как это здорово, оказаться рядом с ребёнком в момент его первых открытий, разделить его радость, его успех, вместе с ним встречать разноцветный рассвет…