СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Моё призвание - педагог!

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Царственное слово»… Исключительное определение слову дала Анна Ахматова. Как хочется, чтобы оно отозвалось в душах моих учеников, отозвалось добром, теплом, светом… Как сохранить «царственное слово», чтобы оно могло отозваться?.

«Русский язык, - сказал Виктор Садовничий, - нуждается в особой защите».

Нуждается в защите русское слово, которое хочется донести до учеников. Часто задаю себе вопрос: «Как донести до детских сердец слово о добре и любви, слово о глубинах и смыслах жизни?» Я буду постоянно вопрошать себя, как в детских сердцах моё «слово отзовётся». А пока вхожу в класс и…

Вот они передо мной эти 26 пар детских глаз, смотрящие с надеждой и осторожностью… «что нас дальше ждет, кто он, этот новый учитель и что он нам принесет?» и множество других невысказанных вопросов читаю в глазах этих детей.

Что я им скажу, о чем поведаю? Что я им принесу, как слово наше отзовется? Что я им дам: «хлеба или камень, рыбу или змею»? Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Мф. 7; 9-10. А ведь такая опасность поджидает каждого учителя. Сколько живет людей, потерявшихся в этой жизни, не имеющих стержня, унывающих, злобных; сколько ненависти разлито вокруг нас. А ведь эти люди были когда-то смышлеными детишками…

Как в них отозвалось наше слово? Не подали ли им «камень» вместо «хлеба»? Конечно же, общество не вправе взваливать всю ответственность на учителя, но учитель вправе, и, наверное, обязан сам брать на себя бремя ответственности за воспитание Человека. Человек! Какое высокое звание в этом слове. Человек – чело веков, ум, логос всех времен. Человек – беспредельность и глубина, образ Божий и, соответственно, величайшее достоинство.

Двадцать шесть пар детских глаз следят за тобой с надеждой, ищущей поддержки. И вновь задаю этот вопрос: «Как слово наше отзовется, как сердца детского коснется?.». «Как?.» неустанно звучит в собственном сердце…Педагог должен быть сегодня профессионалом, должен мастерски владеть словом.

Я – учитель. Осознание глубины понимания этого слова приходит со временем. Учитель не может быть педагогом только в рамках класса. Современный учитель должен не только давать знания, но и формировать ценностно­-ориентированную личность. Надо чувствовать ритм времени: в совершенстве владеть компьютером, много читать, быть в курсе всех кинопремьер, театральных и музыкальных новинок. Но главное предназначение педагога – быть компасом в изменяющемся мире, нести знания и человеческое добро. Хорошо, если это получается, но бывают трудности, ошибки, казалось бы, нерешаемые проблемы. Век живи, век учись! Педагогическая дорога терниста. Но если бы сегодня передо мной вновь встал вопрос о выборе профессии, задумываться бы не стала– только учителем!

Школа – храм… Храм не только знания, но и веры. Веры умных и образованных людей, веры, избавленной от иррациональных, мистических реликтов, но не теряющей при этом своей важнейшей смыслообразующей функции, без которой жизнь, даже наполненная самыми современными знаниями, не может быть достойной уникального творения природы, каким является Человек…

Не преувеличивали ли древние значение слов, ставя знак равенства между словом и жизнью человека? Пожалуй, нет. Человек выражает свои мысли и чувства при помощи слова. Грязные мысли и чувства ведут за собой грязные слова и плохие поступки. Чистые мысли и чувства сопровождают хорошие слова и добрые поступки. Эта связь закономерна. Древнегреческий философ Сократ говорил своим ученикам: «Заговори, чтобы я тебя увидел». Наш современник поэт Евгений Винокуров сказал об этом так:

Люди состоят из слов, Которые им внутрь вошли.

Главная задача моя вообще, а сегодня особенно, - донести слово до своих учеников. Ничего более важного на уроке нет, потому что в литературе и русском языке всё: идея и чувства, идеалы и верования, этика и эстетика, социология и психология - всё, пользуясь строкой Пастернака, «образ мира, в слове явленный».

Ты рождённый землёю,

Ты заступник

Её красоты, правоты.

Думай, думай -

Иначе, зачем ты?

Действительно, одна из задач учителя-словесника, на мой взгляд, помочь учащимся не только овладеть навыками грамотного письма. Подобно биосфере, каждого из нас по отдельности и в целом окружает атмосфера родного языка и родной культурной среды. Слово не только называет какой-либо предмет, признак, действие, явление. Как в атоме при его расщеплении освобождается невиданной силы энергия, так и слово при его изучении отдаёт информацию, накопленную предками в течение многих веков, нередко даже тысячелетий…

Если я сумею быть услышанной и понятой, то отзовётся слово в сердцах моих учеников человеческим теплом, лучистым светом; оно отзовётся и в их добрых делах и поступках… Поэтому моё призвание – педагог!

Категория: Русский язык
21.04.2016 20:18


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!