СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Данное Положение разработано в соответствии с постановлением Правительства РФ N 916 от 29 декабря 2001 г. «О введении общероссийской системы мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи».
Цель: внедрение в практику работы школы системы мониторинга физического развития и физической подготовленности детей и подростков.
Задачи:
Практическими результатами проекта будут:
Организация мониторинга
Технология проведения мониторинга
Динамометрия кистевая (определение силы кисти) Оборудование: динамометр кистевой ДК-25 или ДК-50 Методика: сбросьте показания динамометра до «0». Обследуемый берет динамометр так, чтобы пальцы кисти располагались на подвижной площадке. Руку вытягивает в сторону и выпрямляет в локтевом суставе. Плавно наращивая усилие, сжимает динамометр с максимально возможной силой. Следует выполнить 3 попытки с интервалом не менее 30 секунд. В протоколе фиксируют лучший результат.
Тест Руфье-Диксона Для получения достоверных результатов теста необходимо следовать указаниям.
Этот результат представляет ЧСС2 (П2) в тесте Руфье-Диксона. Рассчитать индекс можно по формуле: ИРД=((П1-70)+2*(П2-П0)) / 10, где П0 – пульс в покое, П1 – пульс сразу после нагрузки, П2 пульс после нагрузки на 45 -60 секунде.
Осанка Осанка - это непринужденное, привычное положение тела при стоянии, ходьбе, сидении, отражающая особенности конфигурации тела. Осанка характеризуется положением туловища, выраженностью изгибов позвоночника, положением линии остистых отростков, симметричностью лопаток. Выраженность изгибов позвоночника, формирующихся у детей и подростков в процессе роста и развития, имеет большое физиологическое значение в связи с опорной и рессорной функциями позвоночника, особенно при занятиях физической культурой.
Правильная осанка характеризуется свободным, без мышечного напряжения, удерживанием головы и туловища в прямом положении. Голова при этом немного приподнята, грудь выдается вперед, живот подтянут, ноги прямые, плечи слегка отведены кзади и находятся на одном уровне; голова и позвоночник, если смотреть сзади, составляют прямую вертикальную линию, а если смотреть сбоку, позвоночник имеет небольшие углубления, соответствующие возрасту и полу, в шейном и поясничном отделах (лордозы) и небольшую выпуклость в грудном отделе (кифоз).
Для выпрямленной осанки (плоская спина) характерна очень ровная спина, вызванная сглаженностью всех физиологических изгибов позвоночника и даже их отсутствием; угол наклона таза уменьшен; грудная клетка уплощена. Причина уплощения позвоночника состоит в недостаточном наклоне таза. Уменьшение изгибов позвоночника снижает его амортизационную способность. Дети с плоской спиной предрасположены к сколиозу.
При сутуловатой осанке (круглая спина) увеличивается глубина шейного изгиба, но сглаживается поясничный, плечи опущены и сведены кпереди, угол наклона таза уменьшен, живот выпячен, углы лопаток отстают «крыловидные»), ягодицы кажутся уплощенными. Тотальный кифоз позвоночники начинается от пятого позвонка и включает шейные позвонки. Развитию круглой спины способствует продолжительное сидение в согнутом положении, стояние с опущенной грудной клеткой, а также слабость мышц спины.
Лордотическая осанка характеризуется откинутым кзади туловищем, приподнятой головой, выпяченным и отвисшим животом. Наблюдается выраженный поясничный лордоз и сглаженный шейный.
При кифотической осанке (кругло-вогнутая спина) плечи опущены, голова наклонена вперед, живот выпячен, грудная клетка уплощена, угол наклона таза увеличен. В позвоночнике отмечается увеличение глубины шейного и поясничного лордозов и грудного кифоза. Выпячиванию живота способствует ослабление мышц.
Определение видов осанки проводят путем осмотра. При этом ребенка осматривают спереди, сзади и в профиль. Обнаженного до пояса ребенка ставят на расстоянии 1-1,5 м от исследователя так, чтобы на него падал свет. Температура воздуха в помещении, где проводится осмотр, должна быть не ниже 18-20° С. Осмотр следует начинать через 1-1,5 мин после раздевания ребенка (за это время ребенок обычно принимает привычную для него позу). Определение изменений осанки в сагиттальной плоскости (сзади наперед) проводят при положении ребенка в профиль, когда хорошо видны физиологические изгибы позвоночника (шейный, грудной, поясничный), соотношение которых, собственно, и формирует осанку.
Тип осанки |
Код для внесения в карту |
Правильная |
1 |
Выпрямленная |
2 |
Сутуловатая |
3 |
Лордотическая |
4 |
Кифотическая |
5 |
При правильной осанке показатели глубины шейного и поясничного изгибов близки по значению и колеблются в пределах 3-4 см в младшем школьном возрасте и 4-5,5 см в среднем и старшем.
Частота заболеваний Нужно определить, сколько раз в году болел ученик. Можно узнать в журнале класса. Случай заболевания выглядит как пропуск всех предметов в течение дня. И такая картина наблюдается в течение нескольких дней подряд. Затем посещаемость восстанавливается. Следует суммировать периоды пропусков, наблюдавшиеся в течение учебного года.
Число пропущенных по болезни дней Можно узнать в журнале класса. Случай заболевания выглядит как пропуск всех предметов в течение дня. Следует суммировать пропущенные дни за учебный год.
Группа здоровья Можно узнать в журнале класса.
Группа здоровья |
Код для внесения в карту |
Основная |
1 |
Подготовительная |
2 |
Специальная |
3 |
Проба Ромберга-2 Оценивает состояние вестибулярного анализатора. Оборудование: секундомер. Методика: Убедитесь, что окружающие предметы с углами достаточно удалены от места проведения пробы на случай падения обследуемого. В положении стоя обследуемый устанавливает свои стопы одну за другой на одной линии, пятка к носку. Руки вытягивает вперед и разводит их чуть шире плеч. Кисти рук распрямлены, пальцы разведены в стороны, но не напряжены. По команде закрывает глаза, одновременно с этим запускают секундомер. Отслеживают признаки потери равновесия, как-то: переступание ногой, падение. В этом случае проба прекращается и фиксируется время, в течение которого обе стопы находились на опорной поверхности. Время, в течение которого обследуемый поддерживал состояние равновесия, вносится в протокол.
Требования к выполнению контрольных тестовых упражнений
Наклон туловища вперед (гибкость) Гибкость определяется в исходном положении сидя при наклоне туловища вперед (ноги прямые). На полу возле пятки наносится метка мелом. Линейкой с точностью до 1см замеряется положение относительно метки кончиков пальцев рук, вытянутых вперед к ступням. Если пальцы далее метки, гибкость положительная (+), если ближе метки – отрицательная (-). Выполняются три наклона вперед с постепенно увеличивающейся амплитудой, на четвертом регистрируется результат в течение 5 с.
Прыжок в длину с места Исходное положение: стать носками к стартовой черте, приготовиться к прыжку. Прыжок выполняется двумя ногами с махом руками. Длина прыжка с трех попыток измеряется с точностью до 1 см от стартовой линии до пятки ноги, оказавшейся сзади. Измерение проводится с помощью рулетки.
Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на коленях (отжимание) Исходное положение: упор лёжа на коленях, голова, туловище, бедра составляю прямую линию, ноги полусогнуты в коленях. Сгибание рук выполняется до уровня примерно 10 см от груди до пола, не нарушая прямой линии тела, а разгибание – до полного выпрямления рук, при сохранении прямой линии «голова – туловище – бёдра». Дается одна попытка. Фиксируется количество отжиманий от пола при условии правильного выполнения теста в произвольном темпе. Девушки выполняют тест с 1 по 11 класс, юноши – с 1 по 4 класс.
Челночный бег 3х10 м (координационный бег) Бег осуществляется трехкратно между двумя линиями, стойками, установленными на расстоянии 10 метров друг от друга. С помощью секундомера фиксируется время прохождения всей дистанции. Например, зафиксировали на хронометре – 18,51 – запишем в протокол – 18,6. Время участника фиксируется на один хронометр.
Подтягивание в висе на перекладине Исходное положение: вис на перекладине. Сгибание рук выполняется до касания подбородком перекладины, а разгибание – до полного выпрямления рук, при сохранении прямой линии «голова – туловище – ноги». Тест выполняют юноши с 5 по 11 класс.
Бег на 1000 м с высокого старта Бег выполняется с высокого старта по команде «на старт – марш». На дистанции при необходимости возможен переход на ходьбу (спортивную и обычную). Время фиксируется в минутах и секундах. Время округляется в сторону увеличения. Тест выполняют юноши с 5 по 11 класс.
Тест бег на 500 м с высокого старта Бег выполняется с высокого старта по команде «на старт – марш». На дистанции при необходимости возможен переход на ходьбу (спортивную и обычную). Время фиксируется в минутах и секундах. Время округляется в сторону увеличения. Тест выполняют девушки с 1 по 11 класс и мальчики с 1 по 4 класс
Бег 30 м с высокого старта Бег выполняется с высокого старта по команде «на старт – марш». Время фиксируется в секундах и десятых долях секунды. Сотые доли секунды округляются в сторону увеличения. Время участника фиксируется на один хронометр. Тест выполняют девочки и мальчики с 1 по 4 класс.
Бег 60 м с высокого старта Бег выполняется с высокого старта по команде «на старт – марш». Время фиксируется в секундах и десятых долях секунды. Сотые доли секунды округляются в сторону увеличения. Время участника фиксируется на один хронометр. Тест выполняют девушки и юноши с 5 по 9 класс.
Бег 100 м с высокого старта Бег выполняется с высокого старта по команде «на старт – марш». Время фиксируется в секундах и десятых долях секунды. Сотые доли секунды округляются в сторону увеличения. Время участника фиксируется на один хронометр. Тест выполняют девушки и юноши с 10 по 11 класс.
За последние годы в России обострилась ситуация с состоянием здоровья населения. По статистическим данным, 53 % детей имеют ослабленное здоровье, 2/3 детей в возрасте до 14 лет имеют хронические заболевания, лишь 10 % выпускников школ можно назвать здоровыми. Общая заболеваемость детей в возрасте до 14 лет выросла на 16 %, в возрасте 15-17 лет - на 18 %.На этом фоне снижается уровень физической подготовленности учащейся молодежи [3]. Существующее положение актуализировало работу по реализации мониторинговых исследований в различных сферах деятельности и на различных уровнях, в том числе и в сфере физической культуры с целью повышения эффективности процесса физического воспитания учащейся молодежи. Мониторинг состояния физического здоровья детей, подростков, молодежи - это сложная информационно-аналитическая и прогнозная система, включающая наблюдения за состоянием физического здоровья на уровне индивида и социальной группы, оценку его результатов и прогнозирование состояния здоровья в будущем как для индивида, так и для группы индивидов, объединенных по территориальному признаку или характеру деятельности - процесс наблюдения за объектом, оценивание его состояния, осуществление контроля за характером происходящих событий, предупреждение негативных тенденций развития.
© 2017, Фатхуллина Ирина Николаевна 240