СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мониторинг в системе работы классного руководителя начальных классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Толковый словарь русского языка объясняет слово МОНИТОРИНГ  как постоянное наблюдение за каким-либо  процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.

В решении задач, поставленных перед современной школой ФГОС второго поколения, педагогическому мониторингу придается большое значение, так как без непрерывного систематического отслеживания результатов качества знаний и результатов воздействия воспитательно-образовательного процесса на личность обучающегося,  трудно оценить эффективность работы.

Мониторинг в школе представлен двумя уровнями.

Первый уровень (индивидуальный, персональный) - осуществляет его учитель, классный руководитель ежедневно (это наблюдение, фиксирование динамики развития каждого ученика и классного коллектива в целом или по определенным направлениям).

Второй уровень (внутришкольный) осуществляет администрация школы.

 Мониторингу первого уровня мы, учителя начальных классов, придаем большое значение, т.к. именно он представляет систему педагогического взаимодействия “учитель-ученик” и обеспечивает развитие индивидуальных способностей каждого ученика, включение его в учебную деятельность с учетом его возможностей и способностей.

Учитель начальных классов, он же классный руководитель, осуществляет следующие виды педагогического мониторинга:

дидактический мониторинг - слежение за различными сторонами учебного процесса (уровень развития учащихся, состояние успеваемости, качество знаний, умений и навыков);

воспитательный мониторинг - слежение за различными сторонами воспитательного процесса (уровень воспитанности, уровень развития классного коллектива, социум);

психолого-педагогический мониторинг - слежение за состоянием психологического здоровья обучающихся, развитием их индивидуальных способностей (совместно с психологом);

медицинский мониторинг - слежение за динамикой здоровья обучающихся (совместно с медицинским работником школы).

По основным направлениям педагогического мониторинга для учителя начальных классов разработаны ориентировочные минимальные диагностические программы изучения с целью объективного определения уровней развития заявленных качеств. Использование их в нашей практике помогает при анализе процессов и результатов развития, обучения и воспитания младших школьников.

С первых дней обучения в классе должно быть место каждому ребенку вне зависимости от его индивидуальных психофизических особенностей и склонностей. Поэтому учителю начальных классов нужно быстро и гибко реагировать на стремительно меняющуюся ситуацию, уметь спланировать учебный материал для каждого ученика, проанализировать результаты, продумать перспективные задачи его развития. Для этого, ещё до первого сентября, необходимо знать особенности развития первоклассников, их “стартовый” уровень сформированности познавательных умений и навыков. В этом учителю помогает  “Карта особенностей развития ребёнка дошкольного возраста”, которую по нашей просьбе заполняет воспитатель детского сада (для детей, посещавших детский сад), и диагностика уровня сформированности познавательных умений и навыков, которая проводится в период работы школы будущих первоклассников (март, июнь). Результаты диагностики  учителя начальных классов заносят в специальную таблицу.

Для проведения педагогического мониторинга, рассматривающего особенности развития обучающихся, особенно важна долговременная диагностика. Поэтому учителя начальных классов фиксируют её результаты в специальной карте по завершению процесса обучения на первой ступени. Это те же самые направления, что и у дошкольника, только уже за период обучения в начальной школе. Далее эту работу может  продолжить классный руководитель среднего звена.

 

17.01.2015 23:09


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!