СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Морфемика. Повторение и обобщение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий урока русского языка в 5 классе по теме:

                       «Морфемика. Обобщение изученного».

               

Цели урока.

  1. Образовательная: обобщение и систематизация знаний.

Задачи:  проверить усвоение основных понятий: однокоренные слова, значимые части слова, умение учащихся определять состав слова, работать с орфограммами в чередующихся корнях (ЛАГ, ЛОЖ, РАСТ, РОС, РАЩ), с орфограммами в приставках на З,С, с написанием букв Ы,И после Ц.

  1. Развивающая: развитие умения применять свои знания в нестандартной ситуации, развивать умение сравнивать, обобщать.
  2. Воспитательная: воспитание интереса к русскому языку, формирование навыков контроля самоконтроля, активизация познавательной деятельности; воспитание чувства коллективизма, умения работать в команде.

 

Технология: игровая.

Оборудование: презентация, раздаточный материал: карточки с заданиями, мешочки с приставками, письмо профессора Всезнайкина, гнезда с птенцами, таблички с названиями команд, табличка ЖЮРИ.

 

К началу урока парты расставлены таким образом, чтобы получились  три команды. Их названия (СИНИЕ , КРАСНЫЕ, ЗЕЛЕНЫЕ)  заранее написаны на табличках и стоят на столе.  Перед уроком кадеты распределены учителем по командам, в каждой группе поровну сильных и слабых детей. Имена и фамилии воспитанников также в табличках разложены на столах, дети рассаживаются в соответствии с ними.  Командира воспитанники выбирают самостоятельно из сильных учеников. Жюри размещается за отдельным столом, на котором тоже есть табличка. В него входят не занятые в учебном процессе преподаватели.

                         

                                         Ход урока.

1.Слово учителя.

-Здравствуйте, ребята! Вы уже заметили, что сегодня у нас не обычный урок, а соревнование на лучшего знатока морфемики.

Напомните, пожалуйста, мне, что такое морфемика?

(Морфемика - раздел русского языка, который изучает морфемы как части слова.)

А какие морфемы вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание).

Сегодня заключительный урок по теме «Морфемика».  Как вы считаете, какие цели и задачи урока мы должны сегодня поставить и решить?

(1.Повторить разбор слова по составу, однокоренные слова, основные орфограммы, изученные в разделе «Морфемика», а именно:

-правописание З,С в приставках;

-правописание букв А,О в корнях ЛАГ, ЛОЖ ,РАСТ, РОС, РАЩ;

  • правописание О,Ё после шипящих и Ц.

2.Поучимся работать в команде.

3.Делать добрые дела.)

 

Учитель: Позвольте познакомить вас с правилами игры. Вы разделились на 3 команды: СИНИЕ, КРАСНЫЕ И ЗЕЛЁНЫЕ. Давайте поприветствуем командиров и пожелаем всем участникам удачи! В течение урока каждой команде будет предложено 6 заданий, выполнять их можно самостоятельно или  сообща, но отвечает каждый член команды по очереди. Ваши ответы оценивает наше многоуважаемое жюри (представление  и приветствие жюри). Итак, начинаем!

 

            Конкурс 1 и первое доброе дело.

Птенцы выпали из гнёзд.

-Ребята! Сегодня ночью был сильный ветер, он так качал верхушки деревьев возле вашего общежития, что даже птенцы выпали из своих гнезд. Пожалуйста, помогите им найти свои гнезда! (На каждой бумажной птичке написано слово, необходимо сгруппировать их по словообразовательным гнездам)

 1 гнездо: вода, водный, водяной, подводник.

 2 гнездо: водить, водитель, выводить.

 3 гнездо: беречь, уберегли, сберегательный.

 4 гнездо: берег, бережок, побережье, набережная, береговой, прибрежный.

 5 гнездо: милый, помиловать, милашка.

 6 гнездо: разум, умница, умненький, умничать.

 

-Какое правило помогло вам вернуть птиц в родное гнездо?

Жюри подводит итоги.

 

                     Конкурс 2 и второе доброе дело.

                    Соберите рассыпанные слова.

                

- Ребята! В наше училище пришло письмо от профессора  Ардалиона Пафнутьевича  Всезнайкина. (Учитель показывает конверт с письмом). Вот что он пишет:

  1.        ! Спасайте! Помогайте!  Выручайте!

                         Дорогие ребята!

Пишет вам  профессор Всезнайкин. У меня случилось большое несчастье. Я уронил на пол толковый словарь русского языка, и все слова из него  рассыпались. Но некоторые слова я все - таки собрал, а некоторые потерялись среди других слов и очень умело замаскировались. Я обращаюсь, великие знатоки русского языка, подрастающие академики! Выручайте! Умоляю, найдите замаскированные слова. Высылаю их приметы:

 

  1. приставка  как в слове заскочить,

     корень как в слове помашет,

     суффикс как в слове шляпка,

     окончание как в слове  каблуки.  (Замашки)

 

  1.  приставка  как в слове подсолнечный,

      корень как в слове осинка,

      суффикс как в слове малиновый,

      суффикс как в слове домик

      окончание как в слове  стол. (Подосиновик).

 

  1. приставка  как в слове управление,

     корень как в слове загон,

     суффикс как в слове экскаваторщик,

  • как в слове  салон. (Угонщик).

 

  1. корень как в слове воздух,

соединительная гласная О,

  • как в слове плавание,

     суффикс как в слове кусать,

     суффикс как в слове учитель,

  • как в слове кот. (Воздухоплаватель).

 5) корень как в слове мышиный,

     соединительная гласная Е,

     корень как в слове подловить,

     суффикс как в слове приманка,

     окончание как в слове бусинка. (Мышеловка).

                    

Каждый кадет объясняет по одному слову.

Оценка жюри.

 

                                              Конкурс 3.

  •  

- А сейчас передохнем и сыграем в прятки с буквами З и С.

                                   Прятки с буквами З и С.

Ребята! Буквы З и С предлагают вам сыграть с ними в прятки. Они уже, как вы видите, спрятались. Вам нужно найти их и вставить в слова. Но сначала давайте вспомним, в каком случае в приставках пишется буква З, а в каком С? В каких словах нет приставки,  и  они начинаются с З? (здесь, здоровье, здание). Перед вами карточка, вы по очереди вставляете  пропущенные буквы, выделяете орфограммы, а потом сдаете листок жюри.

                                        Карточка №3.

Бе…жалостный, и…портить, в…дыхать, ра…жимать,  в…порхнуть, ра…носить, бе…шумный, бе…цельный, и…кусать, ра…гадать, …дание, и…чезать, …десь, …бить,  …доровье, ра…будить, ра…вирипеть, ра…спросить, во…двигнуть, во…петь.

                                   Оценка  жюри.

                                 

                                       Конкурс 4.

                            Замороженные приставки.

  • Ребята, морозы заморозили приставки. Следующее доброе дело - нужно их разморозить. Поставьте, пожалуйста, вместо звездочек буквы перед корнями ЛАГ, ЛОЖ. Я принесла для вас мешочек с приставками. Каждой команде раздается мешочек, в котором на  листочках написаны приставки: из, вы, про, раз, в, с, из, по, пере, пред, по.

Задание выполняется на карточке №4 и сдается в жюри.

                                     Карточка №4.

 

(с)  *ЛАГать

(по) **ЛАГать

(из) ** ЛАГать

(пере) **** ЛАГать

(пред) (по) ******ЛАГать

(из)  **ЛОЖить

(вы)  **ЛОЖить

(про) *** ЛОЖить

(раз) *** ЛОЖить

(в) * ЛОЖить.

 -Ребята, а можно ли употреблять последние 5 слов без приставок? Почему?

                

                          А сейчас гимнастика для глаз.

 

                           

         

                           Слово предоставляется жюри.

                                       

 

                                       

                                            Конкурс №5.

 

  • Ребята! Перед нами слезная история ученика, который не умеет писать изложения и  слаб  в орфографии. (Текст читает учитель со слайда.) От каждой команды вызываются по 1 кадету, которые вставляют пропущенные буквы.

                             

 

-Ребята, какие правила мы вспомнили, вставляя пропущенные буквы?

 

 

                                              Конкурс №6.

                                         Неугомонный росточек.                                     

У каждой команды есть листок с текстом, который  читает учитель. Участники игры по очереди вставляют пропущенные буквы. Затем свою работу сдают  в жюри.                       

                                           Неугомонный р…сточек. 

          Мне исполнилось 11 лет - вполне солидный возр...ст. На день рождения мне подарили какой-то маленький р…сток в горшочке. Сказали, что это очень редкое р…стение, что в нашем климате оно вообще почти не р…стёт, и если я сумею его выр…стить, то я герой. На нем должен выр…сти удивительный плод, наполненный настоящими изумрудами! Взял я этот р…сточек и начал его выр…щивать.  Поливал каждый день, удобрения сыпал. А он сразу в р…ст пошёл, дал отр…стки и как начал р…сти- подр….стать! Я ужасно удивлялся!

      Через неделю он уже так подр…с, что выше меня стал, через две  выр…с больше папы! А через три  так разр…сся, что в комнате умещаться перестал!

      Не знаю теперь, что мне с моим быстрор…стущим цветочком делать! Боюсь, что  изумрудов мне не дождаться: р…сточек мой скоро так разр…стётся, что нам всем от этой р….стительности в доме места не останется!

 

- Ребята, расскажите,  какие правила помогли вам выполнить это задание?

 

                                             

                                            

 

 

                                         Конкурс №7.

 

                                     Разоблачим оборотня!

-Ребята! А вы знаете, кто такой оборотень? Давайте, обратимся к словарю С. Ожегова. (В сказках, народных поверьях оборотень - существо, способное менять человеческий облик и превращаться в животное, предмет. ) А у нас есть буква – оборотень, но мы научимся ее разоблачать. Это будет еще одно наше доброе дело.  Эта буква гнездится в корне  слова, под боком у шипящих, и  всегда под ударением! Ее ударяют, а она не признается, что она оборотень. Но мы с вами знаем, как ее разоблачить. Вы уже догадались, о каких буквах идет речь?  Конечно же, о О и Ё в корне слова после шипящих.

Расскажите, как пишутся буквы О,Ё после шипящих в корне слова?

По одному члену команды на доске вставляют буквы.

 

Оценки жюри.

 

                                 

 

     

                                               

                                       Конкурс №8.

 

                         В гостях у добрых бабушек Ы  и  И.

-Ребята, вы потрудились, устали. Предлагаю вам пойти в гости на чай  к добрым бабушкам Ы и И. Решите, к какой бабушке вы идете. Но не с пустыми руками! Та команда,  которая  идет к бабушке Ы, выписывает  со слайда  слова с Ы, а та, что идет к бабушке И, выписывает слова с  И.

 

 

-Ребята, каким правилом вы воспользовались?

Учитель:

- Время нашего урока истекло, и мы предоставляем слово жюри.

Жюри подводит итоги. Члены победившей команды получают пятерки в журнал.

Рефлексия.

-Ребята! Вам понравился наш урок –игра?

 Достигли мы поставленных целей?

       Какое задание было самым интересным? А какое самым сложны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Русский язык
07.02.2015 17:58


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!