СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Аннотация
В статье раскрывается проблема учебной мотивации с позиции изменившихся ценностных ориентаций в социуме.
Ключевые слова:
Студенты, среднее специальное образование, мотивация, обучение
Abstract
The article describes the problems of learning motivation from the position of changed value orientations in society.
Keywords:
students, secondary special education, motivation, education
Проблема влияния внешних факторов на учебную деятельность студентов является одной из актуальных. Заключается она в том, что действие внешних факторов не всегда приводит к положительным результатам в обучении. В наши дни молодому поколению необходимо всё больше мотивировать себя на саморазвитие и реализацию жизненных и моральных ценностей, а также сформировать внутреннюю установку по отношению к себе, к окружающим людям.
Данный вопрос интересен тем, что развитие личности обеспечивает переход в саморазвитие, самореализацию, если обучающийся мотивирован на учебные и личностные достижения. В переходные периоды социального развития студентов возникают новые мотивы, ценностные ориентации, потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего возрастного периода. Одним из основных условий благоприятного личностного развития и эффективной профессиональной подготовки является формирование мотивации студентов к обучению.
Цель нашего исследования заключается в выявлении ценностных ориентаций, обеспечивающих учебную мотивацию студентов колледжа, будущих учителей физической культуры. Исследование проведено на основе тестирования по методике «Ценностные ориентации» (М.Рокич). Студентам предлагалось из 18 предложенных ценностей-целей выбрать три наиболее и три наименее значимые ценности (рис. 1).
Рис. 1. Наиболее важные ценности-цели студентов отделения физической культуры
Данные на рисунке 1 свидетельствуют о том, что главные ценности для студентов 1 и 3 курсов физкультурного отделения – это здоровье и наличие надежных и верных друзей. Если посмотреть внимательнее, то можно увидеть, что наиболее высокие значения именно у первокурсников, и это можно объяснить их поиском своего места в социуме.
После этого были проведены исследования на мотивы получения педагогической профессии. Студентам было предложено пронумеровать утверждения в порядке значимости. Учебные мотивы понимаются как частный вид мотивации, включенный в деятельность учения.
Иерархия положительных познавательных мотивов у студентов первого и третьего курсов практически одинаковая (рис. 2).
Балл |
Мотивы 1. Профессия педагога требует общения с разными людьми. 2. Профессия нравится моим родителям. 3.Профессия предполагает высокое чувство ответственности перед обществом. 4. Желание стать полноценным членом общества. 5.Профессия соответствует моим способностям к педагогической деятельности. 6. Профессия педагога является престижной в обществе. 7. Профессия дает возможность для расширения кругозора и эрудиции. 8. Профессия дает возможность для самообразования. 9. Профессия избрана моими друзьями. 10.Профессия позволяет получить высокооплачиваемую работу. 11.Среднее профессиональное образование является базой для дальнейшей профессиональной деятельности и образования. 12. Профессия рекомендована учителями школы. 13. Профессия единственно возможная в сложившихся обстоятельствах. 14. Профессия позволяет использовать профессиональные умения вне работы. Рис. 2. Мотивы освоения педагогической профессии |
От первого места до седьмого установлена следующая последовательность значения мотивов:
Установлено, что больше всего на выбор профессии первокурсников физкультурного отделения влияют родители, высокое чувство ответственности, желание стать полноценным и уважаемым членом общества, личностные качества и способности, а также следует обратить внимание на то, что среднее профессиональное образование является базой для дальнейшей профессиональной деятельности и образования.
Заостряю внимание на том, что мотивация рождается в том случае, когда студент замечает успех в определённой области, отсюда растёт интерес к профессии и, следовательно, прогресс. Повышая свое мастерство и компетентность, студент самореализуется. Развитие и обогащение социально значимых мотивов человека определяется содержанием его ценностно-ориентационной деятельности, а ее внешнее проявление определяется направленностью личности на внешнее окружение (мир людей и предметный мир).
Исходя из полученных данных, можно предположить, что в колледже формируется индивидуальная позиция студента. При этом, ведущим фактором становления индивидуальной позиции становится создание условий для проявления субъектности студента. Она связана с образом жизни, готовностью принимать на себя ответственность за других и за свой коллектив, поступать независимо от частных обстоятельств и ситуаций.
Таким образом, формирование положительного осознанного отношения к
избранной профессии является важным фактором повышения учебной мотивации студентов. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся является необходимым фактором, позитивно влияющим на их профессиональное самоопределение на протяжении всех лет обучения в колледже. При этом обязательным условием реализации ситуации успеха в учебной деятельности является повышение уровня самооценки студентов, формирование благоприятного психологического микроклимата в системе отношений «студент – студент», «преподаватель – студент».
Список литературы
1. Бордовская Н. В. Как мотивация влияет на успешность в учебной деятельности. Педагогика: учебник для вузов. – СПб., 2001. – С. 185–201.
2. Дубовицкая Т.Д. К проблеме диагностики учебной мотивации // Вопросы психологии. 2005. – № 1. – С. 73–78.
3. Лапина О. В. Учебная мотивация как фактор повышения качества образовательного процесса // СПО. – 2008. – № 3. –С. 61–63.
© 2019, Никитина Виктория Игоревна 317