СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний? Школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.
Как же развить у ребёнка положительную мотивацию к учебной деятельности? Решить эту задачу надо через развитие познавательной активности школьников и через организацию учебной ситуации, когда ученик может чувствовать “ситуацию успеха”. И здесь немаловажную роль играют интересные, хорошо продуманные уроки с использованием различных педагогических технологий.
Условия, для проявления познавательной деятельности:
В числе основных факторов, побуждающих учащихся к активности, можно выделить:
На уроках русского языка я очень часто использую приемы обучения, которые основаны на состязательности, поэтому побуждают учащихся к познавательной активности:
«Кто больше?» На уроках по изучению частей речи провожу состязание «Кто больше напишет имена прилагательные к слову, например, корова». Даю на задание 2 минуты, за это время дети соревнуются, кто больше напишет подходящие имена прилагательные. По ходу задания учащиеся учатся правильной сочетаемости имен прилагательных и имен существительных.
Такие задания-состязания можно провести на уроках по любому разделу русской грамматики. Например, по разделу «Фонетика»: «Кто больше напишет слова с твердыми согласными или со звонкими согласными?»; по разделу «Синтаксис»: «Кто больше напишет с однородными членами?»; «Кто больше напишет предложение с дополнениями?» и т.д.
«Кто больше?» Учащиеся выходят к доске и пишут слово с орфограммой до ошибки. Кто больше всех напишет слова без ошибок, тот и побеждает. Такие состязания можно провести и по разделу «Словообразование»: «Кто больше всех сделает морфемный разбор слов?»
«Письмо неграмотной старушки». На доске написан текст с ошибками, кто больше всех и быстрее исправит ошибки, тот побеждает.
«Кто станет проверяющим?» Учащиеся выполняют упражнение на любом уроке. Кто быстрее всех выполнит упражнение правильно, становится учителем, проверяющим работы одноклассников. Обычно выбираются 2 проверяющих, которые получают оценку 5.
Такие состязательные упражнения лучше всего проводить в 5-6-х классах. В это время у учащихся закладываются основы положительного отношения к предмету. формируется устойчивый интерес к предмету, создается «ситуация успеха» для каждого школьника. Особенно такие упражнения актуальны в 5-м классе, когда происходит адаптация школьника при переходе на новую ступень обучения.
На уроках литературы важно организовать такое обучение, чтобы пробудить интерес учащихся к творчеству того или иного писателя, найти нечто необычное, изюминку или использовать краеведческий материал, чтобы учащиеся приходили на уроки литературы с радостным чувством, с чувством ожидания какого-нибудь открытия.
Очень важно использовать новые педагогические технологии, чтобы урок достиг этих целей. В приложении я привожу 5 сценариев моих уроков литературы, проведенных в разные годы.
Прежде всего это информационные технологии. Использование продуктов информационных технологий (презентация, видеоматериалы, учебный фильм и др.) как высокоэффективного средства обучения не только обеспечивает повышение уровня подготовки учеников, но и существенно влияет на их мотивационную сферу, предопределяя формирование учебно-познавательных мотивов изучения предмета, которые обеспечат успешность овладения знаниями и умениями в будущем.
Информационные технологии – это не только демонстрационные материалы, но и средство обучения. Так, проектная работа обучающихся может быть выполнена с помощью информационных технологий, когда школьник сам самостоятельно создает свой продукт познания: презентацию, сочинение, ролик и т.д.
Пример такого задания можно видеть в сценарии урока «Одна загадка Н.В. Гоголя». Более сильные учащиеся приготовили слайды о героях поэмы «Мертвые души», в которых дается информация о персонажах и вопросы для одноклассников. Отрывок урока:
«Помещик Манилов» - работа Егоровой Күннэй. В слайд вошли сведения о внешности Манилова, об его семье, усадьбе, доме, о его мечтах и об его страсти. Ученица подчеркивает такие художественные детали, как 2 кресла, покрытые рогожей, 2 разных подсвечника, блюдо, которым угощали Чичикова, - щи.
Задания Күннэй :
«Помещик Ноздрев» - работа Ивановой Чэмэлиинэ. В слайд вошли сведения о внешности и манере поведения Ноздрева, сведения об его семье, доме, кабинете и об его страсти. Художественные детали: отсутствие книг и бумаг в его кабинете, бутылки вина всегда за столом, «турецкие кинжалы» с русским авторством.
Задания Чэмэлиинэ:
Информационные технологии должны применяться при обучении таким образом, чтобы облегчать подачу учителем и понимание учениками материала, они дают широкие возможности в демонстрации применения учебных предметов на практике. На уроках учитель показывает видеоуроки, презентации, чтобы расширить содержание урока.
На своих уроках я использую презентации, отрывки различных фильмов, мультфильмов, а также видеоуроки образовательной платформы Московской Электронной Школы –МЭШ.
© 2021, Иванова Агния Афанасьевна 102