СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Одним из приоритетных направлений реформирования образования определена необходимость достижения качественно нового уровня в изучении иностранных языков». Иностранный язык – это не просто учебный предмет. В отличие от других предметов, это целая отрасль, поскольку раскрывает перед человеком казну иноязычной культуры, новые стили жизни. Поэтому овладение иностранными языками определено как один из приоритетных направлений реформирования образования. Формирование сознания в процессе изучения иностранных языков происходит путем раскрытия способов мышления. Специфика иностранного языка как учебного предмета заключается в том, что общение является не только конечной целью обучения, а средством ее достижения. Именно Учитель делает все возможное и невозможное для этого. Творческая личность Учителя – необходимое условие реформирования образования. Учитель, который творчески реализует свои педагогические способности, развивает и укрепляет внутренний тяга к самосовершенствованию видит смысл не только в самостоятельном творческом поиске.
Значительным вкладом в педагогическую и психологическую науку являются исследования В.В.Давыдова, П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова, Д.Бы. Эльконина, выявившие возможности значительного повышения активности школьников в учебно-познавательной деятельности.
Исследования И.А.Катищева, Н.Ф.Талызиной, Л.Т.Турбовича доказано, что повышению эффективности учебной деятельности способствует использование компьютеров. Они выступают как средства улучшения качества каналов прямой и обратной связей в учебном процессе, помогая повысить производительность труда учителя, процесс усвоения учебной информации, методов коррекции деятельности учащихся.
Вопросы активизации ученика, который учится принадлежат к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, так как обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся.
Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения учащихся. Ее особая значимость состоит в том, что учение направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний остается формализм, который проявляется в отрыве заученных теоретических положений от умения применить их на практике.
Долгое время одной из важнейших проблем дидактики являются: каким образом активизировать учащихся на уроке? какие методы обучения необходимо применять чтобы повысить активность учащихся на занятиях? Решение задачи повышения эффективности учебного процесса требует научного осмысления проверенных практикой условий и средств активизации учащихся.
В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения должны быть направлены на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, которая может смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т. е. личности саморазвивающейся.
В учебном заведении особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию применения активных форм обучения.
В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.
Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:
• отстаивать свое мнение;
• принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
• ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;
• рецензировать ответы товарищей;
• оценивать ответы и письменные работы товарищей;
• заниматься обучением отстающих;
• объяснять таким, что слабее учится, непонятные места;
• самостоятельно выбирать посильное задание;
• находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);
• создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;
• решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.
При выборе тех или иных методов обучения необходимо прежде всего стремиться к продуктивному результату. При этом от учащегося требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности ученика.
Если необходимо не только понять и запомнить, но и практически овладеть знаниями, то естественно, что познавательная деятельность не может не сводится только к слушанию, восприятию и фиксации учебного материала. Вновь полученные знания он пробует тут же мысленно применить, прикладывая к собственной практике и формируя, таким образом, новый образ профессиональной деятельности. И чем активнее протекает этот мыслительный и практический учебно-познавательный процесс, тем продуктивнее его результат. Вот почему активизация познавательной деятельности в процессе изучения английского языка имеет такое важное значение.
Принцип связи с практикой, жизнью.
Обучение английскому языку должно быть построено на реальных примерах, событиях - это играет важную роль в обучении учащихся в условиях социального заказа и способствует активизации познавательной деятельности.
Формирование знаний и умений по английскому языку, социокультурной воспитанности, культуры проходит успешнее, если учитель, не увлекаясь объяснениями, добивается приближения к практической работе.
Принцип систематичности и последовательности в обучении.
Знания и умения учащихся должны быть определенной системой, а их формирование - осуществляться в такой последовательности, чтобы элемент учебного материала, который изучается, был логически связан с другими его элементами.
Для приведения знаний в систему важную роль играет обобщение изучаемого материала. В практике работы учителя этот принцип реализуется в первую очередь в тематическом и поурочном планировании, в обеспечении четкой структуры каждого занятия. Особая ответственность в осуществлении данного дидактического принципа лежит на разработчиках учебных программ. Именно в программах, прежде всего, учебно-воспитательный процесс (формирование знаний и умений, воспитание и развитие) должен быть представлен как тщательно продуманный, обоснованный, логичный, что обеспечивает преемственность структуре, системе и последовательности.
Принцип доступности обучения.
Из этого принципа вытекает, что обучение английскому языку следует осуществлять с учетом умственных и физических возможностей учащихся, достигнутого ими уровня знаний и умений, развития. Вместе с тем доступность не тождественна легкости в обучении, материал, который изучается, должен требовать определенных усилий для его усвоения.
Реализуя этот принцип, учителю следует иметь в виду не только теоретические сведения, но и физическую нагрузку на организм учащихся при выполнении ими практических работ, регулировать ее.
Преподаватель достигает доступности в обучении лучше, если на каждом занятии учитывает уровень подготовленности наук, учатся по основаниям, умело применяет учебные демонстрации, наглядного пособия.
Принцип проблемности
Путем заданий, которые последовательно усложняются, или вопросов создать в мышлении учащегося такую проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью преподавателя и с участием других слушателей, основываясь на своем или чужом опыте, логике. Таким образом, учащийся получает новые знания не в готовых формулировках преподавателя, а в результате собственной активной познавательной деятельности. Особенности применения данного принципа в процессе преподавания английского языка требуют и специфических форм проведения занятий, педагогических приемов и методов. И самое главное, что содержание проблемного материала должно подбираться с учетом интересов учащихся.
Принцип взаимообучения
Не менее важным при организации познавательной деятельности является принцип взаимообучения. Следует иметь в виду, что дети в процессе обучения могут обучать друг друга, обмениваясь знаниями. Для успешного самообразования необходимы не только теоретическая база, но и умение анализировать и обобщать явления, которые изучаются, факты, информацию; умение творчески подходить к использованию этих знаний; способность делать выводы из своих и чужих ошибок; уметь актуализировать и развивать свои знания и умения.
Принцип индивидуализации
Для любого учебного процесса важным является принцип индивидуализации - это организация учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ученика. Для обучения этот принцип имеет исключительное значение, поскольку существует очень много психофизических особенностей:
- состав класса;
- адаптация к учебному процессу;
- способность к восприятию нового.
Все это требует применять такие формы и методы обучения, которые по возможности учитывали бы индивидуальные особенности каждого, т. е. реализовать принцип индивидуализации учебного процесса.
Принцип самообучения
Не менее важным в учебном процессе является механизм самоконтроля и саморегулирования, т. е. реализация принципа самообучения. Данный принцип позволяет индивидуализировать учебно-познавательную деятельность каждого на основе его личного активного стремления к пополнению и совершенствованию собственных знаний и умений, изучая самостоятельно дополнительную литературу, получая консультации.
Принцип мотивации
Активность как самостоятельной, так и коллективной деятельности возможна лишь при наличии стимулов. Поэтому в числе принципов активизации особое место отводится мотивации учебно-познавательной деятельности. Главным в начале активной деятельности должна быть непринужденность, а желание решить проблему, познать что-либо, доказать, оспорить.
Принципы активизации учебно-познавательной деятельности, также как и выбор методов обучения,должны определяться с учетом особенностей учебного процесса.
-80%
© 2016, Терещенко Элла Николаевна 3064