СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Методы активизации учебной деятельности на уроках английского языка
Основной задачей обучения иностранному языку я считаю формирование у учащихся языковых и страноведческих знаний, а также умений в говорении, чтении и письме, которые позволили бы учащимся в процессе общения с носителем иностранного языка реагировать на услышанное или прочитанное, выразить свое мнение, задать вопрос и ответить на него устно или письменно. Для решения этой задачи необходимо систематически работать над методами повышения активности у учащихся во время урока иностранного языка и во время самоподготовки дома. И прежде всего эта активность будет зависеть от того, есть ли у учащихся интерес к предмету.
Часто считается, что учителя иностранного языка находятся в привилегированном положении. Отчасти с этим можно согласиться: на уроках английского языка класс делится на подгруппы, иностранный язык, особенно английский, очень популярен, и почти все уже поняли, что без знания иностранного языка очень трудно существовать в современном мире, найти престижную работу и т.д. Действительно, практически все ученики хотят изучать английский язык, но это совсем не означает, что они хотят упорно трудиться, чтобы знать язык. Изучение английского языка, также как и изучение любого другого предмета, требует нелегкой систематической работы, тем более, что подавляющее большинство учеников не имеют возможности общаться с носителями языка.
Поэтому тут встает вопрос об усилении мотивации учебной деятельности, так как заинтересованность и интерес, даже если они очень сильны, далеко не всегда приводят к активной деятельности. О мотивации мы говорим тогда, когда заинтересованность и интерес привели к активной деятельности, стали ее мотивами. Высокая мотивация учебной деятельности означает, что заинтересованность в ней учащихся способствовала проявлению волевых усилий, достаточно действенных, чтобы преодолеть все внутренние и внешние препятствия. Степень мотивации — это степень заинтересованности, вызывающая активность. В основе мотивации лежит осознание учеником полезности и необходимости своих действий или деятельности в целом, а также предвосхищение чувства удовлетворения, получаемого от самого процесса деятельности или достижения ее цели. Это значит, что учащиеся должны четко знать цели и задачи, стоящие перед ними в той или иной деятельности, должны чувствовать удовлетворение от работы над тем или иным упражнением, осознавать достигнутый прогресс в изучении языка.
Поэтому с первого урока английского языка я стараюсь заинтересовать учащихся: сообщаю им интересные факты о языке, провожу беседу о роли иностранного языка в жизни и деятельности современного человека; рассказываю о том, чем будем заниматься на уроках, что следует делать для того, чтобы научиться говорить, читать и писать по-английски; разъясняю, что только систематические занятия приводят к успеху и дают желаемые результаты. И затем в начале каждого урока сообщаю ученикам цели и задачи урока, знакомлю с планом урока, предлагаю пути решения поставленных задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, с уровнем их подготовленности.
Активизации учебной деятельности ребят в большой степени способствует использование в обучении нестандартных или нетрадиционных форм работы.
Хочу рассказать о некоторых наиболее удачных (на мой взгляд) мероприятиях, имевших место в моей практике. Такие мероприятия обычно реализуются после изучения какой-либо темы или нескольких тем и выполняют функцию обучающего контроля, то есть сочетают проверку с повторением материала по теме с воспитанием учащихся, с развитием их творческих способностей.
Конечно, много таких мероприятий в течение учебного года не проведешь - они требуют больших затрат времени, а поддерживать интерес к языку необходимо постоянно. И здесь на помощь приходят нестандартные уроки типа «Урок - КВН» или «Урок — смотр».
Очень интересно и полезно для учащихся использование chants, то есть джазовых мелодий в качестве ритмической и мелодической основы для формирования речевых навыков употребления той или иной речевой формы и обучения типичным правилам речевого поведения. Выучить фразы в стихотворной форме значительно легче, чем отрывок прозы, поэтому и структуры, ритмически и мелодически оформленные, запоминаются легко и надолго.
Зажечь искорку интереса в глазах ученика, сделать учение посильным и радостным помогают игровые моменты, особенно для учащихся на начальной стадии обучения иностранному языку, так как известно, что основным видом практической деятельности детей является игра. Поэтому я старюсь использовать игру на каждом уроке. Самая незатейливая игра не оставит равнодушным ни одного ребенка, самый нерадивый не откажется поиграть. Обычно первая разговорная тема при изучении иностранного языка –«Знакомство». Но разве интересно знакомиться с одноклассником, которого знаешь уже не один год? Совсем другое дело - сыграть роль в»спектакле кукольного театра», где знакомятся «кукла Dаша и кукла Маша» или медвежонок Винни находит себе новых друзей. При введении вопросительной формы глагола to be oчень скучно много раз повторять «Is it a bear?», держа игрушку в руках, зато можно без затруднений хоть сто раз повторить вопрос, отгадывая, что за предмет находится в «волшебном мешке»:
- Is it a fox? Is it brown? Is it big or small? And etc.
Игра используется особенно часто на начальном этапе обучения иностранному языку, она повышает заинтересованность учащихся в работе, помогает им лучше усвоить материал, делает урок более эффективным.
Одним из средств повышения интереса к английскому языку является квиз, особенно шуточный. Вообще хотелось бы отметить важность использования материалов, содержащих элементы юмора. Проблема положительного влияния юмора как эмоционального фактора при изучении иностранных языков является одной из наименее исследованных и в методическом и в психологическом планах. Надо сказать, что проблема эта довольно обширная. Она включает в себя и немаловажные вопросы воспитания чувства юмора, и использования юмора как психофизиологического фактора разрядки, и как дополнительного стимула, который может помочь обучению, запоминанию. Учебный материал, подобранный с педагогическим тактом и мягким юмором, вносит свой вклад в дело создания в классе приятной атмосфера, которая в свою очередь и должна создать тот психологический настрой, без которого невозможна никакая плодотворная работа по овладению иностранным языком. Конечно, внести в класс юмор - дело не простое, особенно если сам учитель не обладает природным даром юмора. В этом случае, я думаю, на помощь учителю должны прийти методисты, занимающиеся созданием учебных материалов, дав учителю такой материал, в котором юмор был бы его составной и естественной частью и таким образом являлся бы не только стимулом для класса, но и стимулом для учителя усовершенствовать свой урок в этом направлении. Это несомненно должно помочь решению проблемы мотивации при обучении иностранному языку в средней школе. Итак, шуточные квизы. Вызывая ученика к доске и предлагая ему высказаться по той или иной теме или пересказать текст, мы руководствуемся необходимостью. А решив ту или иную шуточную задачу, даже самые пассивные ученики испытывают желание говорить. Например, вот такая задача:
There are four corners in the room. There is a cat in every corner. There are three cats opposite each cat. There is a cat, sitting on the tail of each cat. How many cats are there in the room? (4).
Давая письменное задание, стараюсь подобрать материал, который может заинтересовать ребят, вызвать желание выполнить его самостоятельно, по возможности в числе первых, так как выполнение заданий требует не только знаний в области языка, но и смекалки, логического мышления, например:
1. The wise sultan.
Once upon a time there lived a very clever sultan. One day he called his ten goldsmiths and ordered to make ten coins each. Each coin was to weigh exactly ten grams of pure gold. All the goldsmiths did their best to please the sultan but one of them decided to cheat him. He made all his coins one gram short. The sultan heard about it and invented a clever trick to catch the goldsmith red – handed. He asked all goldsmiths to bring their coins. Then he took scales and weighed a certain number of coins from each of the goldsmiths only once. Their weight appeared to be 540 grams. This was enough for him to find out who had cheated him.
How did the sultan find out who the cheat was? What trick did he invent?
2. Translate into English:
· чистое золото –
· сделать все возможное –
· обмануть кого-либо –
· на один грамм меньше –
· поймать с поличным –
· какое-то количество монет –
· вес оказался равным –
· этого было достаточно –
3. Write 5 – 6 sentences to explain what you think will happen the cheat then.
Help: to throw into prison, execute, send to another country, forgive, etc.
Как известно, обучение иностранному языку нацелено на формирование и развитие личности, способной и желающей участвовать в общении на изучаемом языке. Очевидно, что достижение этой цели становится возможным, если созданы мотивы и условия, в которых учащиеся могут проявлять познавательную активность и испытывать желание реально пользоваться приобретенными знаниями и сформированными речевыми навыками и умениями. И еще одним методом способствующим этому, а также развивающим активное самостоятельное мышление ребенка, обучающим его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые ему дает школа, а уметь применять их на практике, является проектная форма работы, которая приобретает все больше сторонников. Работа над проектом предполагает создание максимально благоприятных условий для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников: развивает их воображение, фантазию, мышление. При этом формируется внутренний мотив говорения, возникает необходимость что-то сказать, которая диктуется желанием принять участие в общении. Надо отметить, что учащиеся с удовольствием принимают участие в подготовке очередного проекта, так как коллективная форма работы дает возможность найти применение их индивидуальным способностям, потребностям, интересам и талантам; для каждого в проекте находится дело по душе и по силам. Кроме того, в группе, работающей над проектом, есть сильные ученики, которые при необходимости оказывают помощь другим учащимся. При подготовке проекта ребята часто пользуются словарями и справочниками, узнают и запоминают много новой лексики по той или иной теме. Использование метода проектов реально превращает учащегося из объекта обучения в субъект учебной деятельности. Учитель же выступает в роли помощника и консультанта. Проектная методика помогает разнообразить урок, развивает способность к общению, укрепляет межличностные отношения, обеспечивает условия для развития всех речевых умений, так как учащиеся поставлены в условия, когда они вынуждены пользоваться иностранным языком как средством общения.
Таким образом, практическая деятельность убеждает нас в том, что разнообразные активные формы обучения иностранному языку вызывают интерес у школьников, способствуя росту мотивации к изучению языка, а следовательно, помогают достижению целей обучения, намеченных современной программой.
© 2016, Козлова Ангелина Юрьевна 1457