СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Начнем с мотивации - внутренних и внешних предпосылок эффективного обучения школьников. Самым сильным мотиватором педагоги назвали интерес учеников к определенному предмету (ответ выбрали 75% ответивших*), в то время как желание получить высокую оценку оказалось только на втором месте (его назвали 57% участников). На третьем месте с 37% оказался вариант “Четкая связь между успешной учёбой и будущей карьерой” - по-видимому, недооцененный фактор, который мог бы помочь школьников увидеть учебный материал в новом свете.
Следующий вопрос, который был задан учителям: какие методические приёмы и стратегии они используют для мотивации учеников на лучшие результаты. С большим отрывом победил вариант ответа “Использование интернет-ресурсов в дополнение к урокам”, который отметили 76% участников. Также примерно половина учителей повышают мотивацию с помощью регулярных домашних заданий и проверочных работ или тестов для контроля освоения материала, а также с помощью приёмавзаимной проверки знаний одних учеников другими (55% и 48% соответственно). Заметим, что, в отличие от образовательных ресурсов, предлагающих справочную информацию и готовые курсы, дублирующие или дополняющие учебную программу, проект “Знания” направлен именно на взаимодействие учащихся друг с другом для взаимной помощи и тренировки в форме вопросов и ответов.
Следующие вопросы об онлайн-ресурсах показали, что учителя рекомендуют ученикам обращаться к интернет-ресурсам даже чаще, чем к традиционному источнику информации - книгам (84% против 79%).
Какие это ресурсы? Чаще всего участники опроса называли ресурсы для подготовки к ЕГЭ с официальными образцами заданий и готовыми примерами их решения - одним из лидеров стал официальный сайт Федерального института педагогических исследований, публикующий, содержащий открытый банк заданий ЕГЭ и ОГЭ, а также федеральный портал “Российское образование”.
В меньшинстве оказались те, кто рекомендует ученикам образовательные видео - как на общедоступных платформах, например, YouTube, так и на специальных, предлагающих видеолекции или ролики с объяснениями конкретных тем по школьным предметам. Школьные учителя не очень охотно рекомендуют ученикам использовать “Википедию” и совсем неохотно - интернет-поисковики. Возможно, это связано с отсутствием гарантии точности информации, которую можно найти в свободной энциклопедии или в результатах общего поиска = 87% участников опроса подтвердили, что объясняют своим ученикам, как определять достоверность найденной информации.
По мнению самих учителей, специализированные образовательные ресурсы - самый надежный источник качественной и достоверной информации. Так посчитали 75% опрошенных. 57% также назвали в качестве надежного источника материалы, подготовленные и опубликованные другими учителями. Для 51% критерием достоверности также является ссылка на источник данных.
Какие выводы позволяют сделать результаты опроса? Наиболее перспективными с точки зрения практического использования представляются интернет-сайты, одновременно мотивирующие учеников к получению высоких оценок (или использующих другие формы соревнования и элементы игры - например, рейтинги), дающие возможность для виртуального взаимодействия учеников, которое хорошо повлияет и на навыки совместной работы на уроке, а также предлагающие четкую связь программного материала с окружающим миром - нередко такой подход используется в образовательных видеоматериалах.
© 2016, Брыкина Кристина Николаевна 181