СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Мотивация. Психология определяет это понятие так.
Мотивация – осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий и определяющие их направленность и цели. Термин мотивация используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека.
Таким образом, мотивацию составляют побуждения, вызывающие активность человека и определяющие направленность этой активности.
Мотивация. Педагогика трактует это понятие так.
Мотивация – общее название для процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.
Учебная мотивация – проявляемая учащимися мотивированная активность при достижении целей учения. Наиболее значимыми для учащихся являются следующие мотивы:
Своеобразие учебной мотивации состоит в том, что в процессе деятельности по ее осуществлению ученик усваивает знания и формируется как личность.
Доказано, что одним из главных условий успешного обучения является мотивация учения.
Для того чтобы грамотно организовать процесс мотивации и управлять им, необходимо провести
Наиболее значимыми в этой работе можно считать следующие установки и действия учителя:
– учет возрастных особенностей школьников;
– выбор действия в соответствии с возможностями ученика;
– совместный с учащимися выбор средств по достижению цели;
– использование коллективных и групповых форм работы;
– использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;
– использование игровых технологий;
– нестандартная форма проведения уроков;
– создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества;
– создание ситуации успеха;
– вера учителя в возможности ученика;
– применение поощрения и порицания;
– формирование адекватной самооценки у учащихся;
– эмоциональная речь учителя.
Скороходова Н.Ю в книге “Психология ведения урока” пишет: “Технология развития мотивации учения в современной школе строится на развитии мотива достижения учеников. Эта технология включает как создание особой учебной программы с большим количеством фиксируемых градаций по сложности задач, времени усвоения и т.п., так и особый стиль взаимодействия учителя и ученика на уроке”.
Анализируя результаты анкетирования учащихся и действий учителей можно составить план коррекционной работы по созданию мотивационной сферы учащихся.
Процесс формирования мотивации должен стать значительной частью работы учителя. Формированию положительной мотивации к учению является урок. Урок был и остается основным элементом образовательного процесса.
На уроке работают двое – учитель и ученик, и только правильно организованная работа может побуждать ученика учиться.
Привить интерес к изучаемому предмету – значит добиться в дальнейшем высокого уровня обученности учащихся и хороших показателей качества знаний, то есть достичь основной цели обучения. Существует множество методов, посредством которых можно заинтересовать детей, повысить их учебную мотивацию.
В настоящее время сложно представить подготовку к занятиям, их проведение без использования современных информационно-коммуникативных технологий. При этом применение информационных технологий заставляет пересматривать не только планирование, но и содержание учебного предмета. Также меняется и роль обучающихся. Задача школьников сводится к постоянному самостоятельному поиску, обобщению и систематизации изучаемого материала, так как современные информационные системы обеспечивают доступ к большому объему знаний. И для того, чтобы “не потеряться” в этом потоке информации ребенку нужна помощь учителя, владеющего современными педагогическими технологиями.
Большой популярностью у учителя стали пользоваться следующие виды работы:
Учитель ставит перед собой следующие цели:
Использование современных технологий на уроках помогает создать благоприятную эмоциональную обстановку, повышает мотивацию обучающихся к изучаемому материалу, углубляет знания, способствует развитию психологических процессов, что в конечном итоге, повышает качество знаний обучающихся.
Заметно повышает мотивацию учащихся благоприятный и продуктивный микроклимат на уроке. Его поддержанию на уроке способствует вовлечение в деятельность всех учащихся класса; создание нестандартных ситуаций; демонстрация достижений каждого учащегося на каждом уроке; умение хвалить любого ученика на каждом уроке, даже за малые достижения и успехи.
Учитель в своей работе не должен забывать о таком понятии, как активная мотивация.
Активная мотивация предполагает, что
Значительное влияние на развитие мотивации учения могут оказывать родители. Для формирования положительной мотивации родителям можно опираться на следующие советы педагогов:
Диагностика структуры учебной мотивации школьника
Инструкция для учащихся
Оцени, насколько значимы для тебя причины, по которым ты учишься в школе. Для этого обведи кружком нужный балл:
0 баллов – почти не имеет значения;
1 балл – частично значимо;
2 балла – заметно значимо;
3 балла – очень значимо.
1 |
Чтобы я хорошо учил предмет, мне должен нравится учитель. |
0 1 2 3 |
2 |
Мне очень нравится учиться, расширять свои знания о мире. |
0 1 2 3 |
3 |
Общаться с друзьями, с компанией в школе гораздо интереснее, чем сидеть на уроках, учиться. |
0 1 2 3 |
4 |
Для меня совсем немаловажно получить хорошую оценку. |
0 1 2 3 |
5 |
Все, что я делаю, я делаю хорошо – это моя позиция. |
0 1 2 3 |
6 |
Знания помогают развить ум, сообразительность, смекалку. |
0 1 2 3 |
7 |
Если ты школьник, ты обязан учиться хорошо. |
0 1 2 3 |
8 |
Если на уроке царит обстановка недоброжелательности, излишней строгости, у меня пропадает всякое желание учиться. |
0 1 2 3 |
9 |
Я испытываю интерес только к отдельным предметам. |
0 1 2 3 |
10 |
Считаю, что успех в учебе – немаловажная основа для уважения и признания среди одноклассников. |
0 1 2 3 |
11 |
Приходится учиться, чтобы избежать надоевших нравоучений и разносов о стороны родителей и учителей. |
0 1 2 3 |
12 |
Я испытываю чувство удовлетворения, подъема, когда сам решу трудную задачу, хорошо выучу правило и т.д. |
0 1 2 3 |
13 |
Хочу знать как можно больше, чтобы стать интересным, культурным человеком. |
0 1 2 3 |
14 |
Хорошо учиться, не пропускать уроки – моя гражданская обязанность на данном этапе моей жизни. |
0 1 2 3 |
15 |
На уроке не люблю болтать и отвлекаться, потому что для меня очень важно понять объяснение учителя, правильно ответить на его вопросы. |
0 1 2 3 |
16 |
Мне очень нравится, если на уроке организуют совместную с ребятами работу (в паре, бригаде, команде). |
0 1 2 3 |
17 |
Я очень чувствителен к похвале учителя, родителей за мои школьные успехи. |
0 1 2 3 |
18 |
Учусь хорошо, так как всегда стремлюсь быть в числе лучших. |
0 1 2 3 |
19 |
Я много читаю книг, кроме учебников (по истории, спорту, природе и т.д.). |
0 1 2 3 |
20 |
Учеба в моем возрасте – самое главное дело. |
0 1 2 3 |
21 |
В школе весело, интереснее, чем дома, во дворе. |
0 1 2 3 |
Ключ
Мотивы |
Номера ответов |
Познавательные |
2 9 15 |
Коммуникативные |
3 10 16 |
Эмоциональные |
1 8 21 |
Саморазвития |
6 13 19 |
Позиция школьника |
7 14 20 |
Достижения |
5 12 18 |
Внешние (поощрения, наказания) |
4 11 17 |
Мотивация учения
Цель анализа: определить действия учителя по созданию мотивационной сферы
учащихся.
Установки и действия учителя |
Параметр эффективности |
|
потенциал (самоанализ) в % |
анализ посещенных уроков в % |
|
Учет возрастных особенностей школьников |
||
Выбор действия в соответствии с возможностями ученика |
||
Совместный с учащимися выбор средств по достижению цели |
||
Использование коллективных и групповых форм работы |
||
Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий |
||
Использование игровых технологий |
||
Нестандартная форма проведения уроков |
||
Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества |
||
Создание ситуации успеха |
||
Вера учителя в возможности ученика |
||
Применение поощрения и порицания |
||
Формирование адекватной самооценки у учащихся |
||
Эмоциональная речь учителя |
Основные идеи педагогики сотрудничества
© 2015, Анохина Юлия Викторовна 1186