СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Еще в 2014 году Глава «Ростехнологий», ректоры ведущих вузов и депутаты заявили о нехватке инженерных кадров и обратились к Президенту В.В.Путину сделать ЕГЭ по физике обязательным для сдачи.
Слухи о проведении третьего обязательного экзамена ходят не один год и пока не подтверждаются. Если такое и произойдет, то остается определить, какой экзамен это может быть. В Министерстве образования вновь начали обсуждать вопрос о возможности введения обязательного единого государственного экзамена по физике. Проект введения ЕГЭ готовит депутат Госдумы Гаджимет Сафаралиев.
По его словам, принятие такой меры важно в связи с политикой импортозамещения, объявленной в России. «Кем мы будем замещать? Именно кем, потому что я имею в виду не результаты промышленного производства, а результаты интеллектуальной деятельности, попросту, мозги. На технические факультеты поступает немного молодых людей, а физика нужна нам для дальнейшей индустриализации всей страны», — отметил парламентарий. Уже этой осенью соответствующий документ будет внесен на рассмотрение парламента.
В связи с актуальностью настоящего вопроса было проведено небольшое исследование с целью изучить понимание старшеклассниками его важности, мотивацию и причины того или иного отношения к учебному предмету.
Одним из критериев важности учебного предмета является его «обязательность». Знают о том, что экзамены по физике, химии были раньше обязательными для всех, всего лишь 12,5% опрошенных. В таком случае, большинство оказывается психологически не готовыми к тому, что этот предмет может быть включен в список наравне с математикой и русским языком.
Ответы на следующий вопрос «Зачем изучать естественные науки (физику, химию, биологию…)?» показали, что в целом старшеклассники понимают ценность естественнонаучных знаний: «для общего развития, расширить мировоззрение» – ответили 85,8% опрошенных, «для профессии» – 11,9%, «не нужно, лишняя информация» – 2,3%.
Далее было предложено оценить, насколько легко (0 баллов) - трудно (10 баллов) изучать естественные науки и проанализировать причины затруднений/успехов. В среднем, сложность физики была оценена на 4,6 баллов.
В числе причин затруднений по предмету были названы:
- склад ума («я гуманитарий») – 14,6%
- не нравится, не интересно – 12,5%
- большой объем материала – 10,4%
- лень – 7,3%
- невнимательность – 4,2%
В числе причин успехов по предмету:
- склад ума – 12,5%
- интерес, желание – 9,3%
Таким образом, в основном старшеклассники ссылаются не на внешние, а на внутренние причины, что является хорошей предпосылкой для мотивации к саморазвитию. Далее, мы попросили в качестве «интеллектуальной разминки» согласиться либо не согласиться с некоторыми утверждениями, имеющими целью пробудить любопытство, смотивировать старшеклассников к пониманию ценности изучаемого предмета как лично для себя, так и для общества.
Так, с тем, что изучение физики в наибольшей степени, по сравнению с другими предметами, требует совершения мозгом работы, измеряемой в Джоулях, согласились – 51%. Занятие этим сложным предметом ведёт к увеличению количества межнейронных связей мозга – 63,5%. Количество страдающих старческими умственными отклонениями меньше всего у физиков и химиков – 30,2%. Среди физиков, в сравнении с другими специальностями, наибольший процент людей, ведущих здоровый образ жизни – 18,7%. Страны, которым приходится опираться только на внутренние технические разработки, экзамен по физике имеют среди перечня обязательных – 64,6%. Вопросы в этой категории вызвали оживление среди учащихся, и тем не менее, последний «блиц»-вопрос, как и последующие, напрямую связан с политикой страны.
На вопрос «Согласны ли вы с тем, что хорошее знание физики - один из факторов, закладывающих независимость страны в 21 веке?» ответили «Да» 49% анкетируемых. Отношение к тому, что экзамен по физике будет обязательным, положительное у 14,5%, нейтральное – 30,3%, отрицательное – 55,2%.
61,5% опрошенных считают, чтобы содействовать лучшему пониманию и интересу к естественным наукам, необходимо меньше теории и больше практики, наглядных примеров из жизни, опытов, экспериментов, повысить уровень преподавателей – 7,3%, «все и так нормально» – 7,3%.
Резюмируя, исследование подтвердило, что на этапе введения любого обязательного экзамена необходимо формировать осознанную мотивацию у обучающихся, совершенствовать образовательные программы и методику преподавания.
© 2018, Хмельницкая Оксана Владимировна 434