СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыкальные термины (квартет, полонез, прелюдия)

Нажмите, чтобы узнать подробности

КВАРТЕТ

Проказница Мартышка, Осёл, Козёл, Да косолапый Мишка Затеяли сыграть Квартет. Достали нот, баса, альта, две скрипки И сели на лужок под липки, - Пленять своим искусством свет.

Вы, конечно, знаете эту басню И. А. Крылова. Называется она “Квартет”. Слово это имеет не одно значение. Как и название интервала - кварта(об интервалах вы, наверное, успели прочитать) - оно происходит от латинского quartus - четвёртый. Что называют словом “квартет”? Прочтите снова строки басни: “затеяли сыграть квартет.” Значит, прежде всего квартет - это название произведения. Произведения многочастного (первая часть которого написана, как правило, в сонатной форме) и предназначенного для четырёх - отсюда и quartus - исполнителей. Наиболее часто квартеты пишут для двух скрипок, альта и виолончели. Крылов имел в виду именно такой квартет: “басом” раньше называли виолончель. Называется он струнным, так как рассчитан на исполнение одними только струнными инструментами. Струнные квартеты писали Бетховен, Чайковский, Бородин, Шостакович и многие другие композиторы.

Квартеты для другого состава инструментов встречаются значительно реже. Например, фортепианный - для скрипки, альта, виолончели и фортепиано. Бывают и квартеты для духовых инструментов. В операх довольно часто встречаются квартеты вокальные - ансамбли, в которых участвуют четыре действующих лица оперы. Например, в последнем акте оперы Верди “Риголетто” есть квартет Герцога, Джильды, Маддалены и Риголетто.

Участники исполнения квартетных пьес тоже называются квартетом. Так, существовал одно время вокальный квартет сестёр Фёдоровых, которые пели специально для них сделанные четырёхголосные обработки народных песен. Но наиболее распространены, конечно, струнные квартеты в составе двух скрипачей, альтиста и виолончелиста.

Квартеты носят иногда имена великих музыкантов. Так, один из старейших коллективов в нашей стране - квартет имени Л. Бетховена. Большой известностью пользуются квартет имени А. П. Бородина, ленинградский квартет имени С. И. Танеева. За последние годы сложились квартеты имени С. С. Прокофьева и имени Д. Д. Шостаковича.

ПОЛОНЕЗ

Этому великолепному, величественному танцу-шествию дали название французы. Polonais по-французски значит "польский".

У каждого танца своя судьба. Но если для большинства старинных танцев характерен постепенный переход в чисто инструментальную музыку, а затем - забвение жанра, то исторический путь полонеза был динамичным. Его истоки - в крестьянском торжественном и степенном танце-шествии которым сопровождался уход крестьян с полевых работ. Танец был чисто мужской, четырехдольный. Популярен он был и в шляхетской среде, однако там его характер был иным - воинственным.

По-видимому, к концу XVII века полонез приобрел тот ритм, который и стал его отличительной чертой. Это трехдольный ритм с раздробленной первой долей, благодаря чему в полонезе удивительным образом сочетаются грациозность танца с твердостью марша.

В XVIII веке полонез довольно широко вошел в инструментальную музыку. Однако его не перестали танцевать. Он продолжал жить как танец, а следовательно, и развиваться. Танцевальный и инструментальный полонезы воздействовали друг на друга и расширяли свои выразительные возможности. Сочинялись полонезы и салонно-элегические - вспомните знаменитый Полонез М. К. Огиньского Прощание с родиной. Всеобщей любовью пользовались оркестровые полонезы с хором. Таков полонез О. А. Козловского Гром победы, раздавайся!

Непревзойденной вершиной жанра стали фортепианные полонезы Ф. Шопена. Это целые поэмы, в них ощущается мощное воздействие оркестрового письма. Горделивые и рыцарственные, блестящие и трагичные, они были не просто глубоко личными произведениями композитора, но стали символами Польши — его прекрасной и страдающей под чужеземным игом родины.

ПРЕЛЮДИЯ

Многие люди, особенно в детстве, когда впервые слышат это слово, воспринимают его в смысле "при людях". Не так ли? Хочется его подправить и писать через "и".

На самом деле это латинское слово, вошедшее во многие европейские языки, означает совсем другое. Но сходство с русским в нем действительно есть, хотя и не по части "людей", а как раз наоборот. "Пре" похоже на русское "пред", "перед" и означает то же самое. Перед чем же? Перед ludere - игрой. Как же так, почему перед игрой, что, сама прелюдия -это не игра?

Все началось с импровизаций перед исполнением сложнейших полифонических произведений, которые писали для органа в XVI-XVII веках. Для того, чтобы такие сочинения воспринимать, уметь следить за переплетением голосов и следовать за мыслью автора, - нужно основательно настроиться, погрузиться в ту атмосферу звуков, которая будет характерна для основного произведения. Поэтому такая настройка поначалу была не произведением, а подготовкой к нему и называлась прелюдированием. Если основное произведение - фугу или ричеркар — можно сравнить со строгой архитектурной постройкой (правильной, регулярной, как раньше называли), то прелюдию - с окружающим природным пейзажем, парком вокруг нее, так свободна и "просторна" музыка прелюдий, в основе которой импровизация, полет фантазии. Бурные органные пассажи прелюдий гулко и величественно разносились под сводами соборов, увлекая и завораживая слушателей.

До середины XVIII века импровизация была нормой музицирования. Поэтому прелюдирование было распространено также и в клавирной музыке, и в лютневой. Однако время его кончилось тогда, когда музыкальные интересы людей переместились из соборов или частных гостиных в многолюдные светские залы, где главным героем-исполнителем стал оркестр.

Прелюдировать можно одному композитору-исполнителю. А как прелюдировать оркестру? Получится невообразимая какофония. На смену сложнейшим "готическим" постройкам полифонических произведений пришли формы более простые, удобные для восприятия. Надобность в предварительной настройке отпала. А новые произведения - симфонии, концерты, увертюры -стали начинаться так ярко и броско, что сразу привлекали и концентрировали внимание слушателя. Прелюдия ушла в вечность вместе с фугой.

Всю вторую половину XVIII века и начало XIX века прелюдия как бы спала летаргическим сном. Казалось, жанр навсегда потерял свою жизненную силу. Однако истории музыки понадобилось, чтобы исчерпал себя стиль классицизма, почти забывший сложные полифонические формы и сопровождавшее их прелюдирование, чтобы на заре эпохи романтизма вдруг засверкали ценности далекого барокко. Засверкали они, естественно, совершенно по-новому.

О чем думал юный Фридерик Шопен, когда его осенила одна из многих гениальных идей? Может быть, то особое, одухотворенное восприятие природы, пейзажа, тяга к естественности чувств, которые владели романтиком, напомнили ему о том, что подобные настроения умели удивительно передавать старые мастера в своих прелюдиях: нежных и созерцательных, неистово бурных, мечтательных, протестующих, восторженных, торжествующих и т. д., и это в будущем ярко проявилось в шопеновском творчестве.

Однако прошло много времени, сменилось несколько поколений. Иными стали речь? манеры, облик людей, линии архитектуры и одежды. И то, о чём мог поведать органист прихожанам своего собора, уже не подходило для камерно-салонного музицирования пианиста в кругу друзей или в изысканном концертном зале. Образцами ему скорее могли послужить клавирные миниатюры того же Баха, отличающиеся великим разнообразием настроений. Однако если для Баха прелюдия существовала чаще при фуге, хотя у него же возникли и так называемые хоральные прелюдии (обработки протестантских хоралов для органа), то для Шопена она стала полноценным независимым произведением, и само слово перестало соответствовать своему первоначальному смыслу. С этих пор, с начала XIX века, прелюдией (иногда в мужском роде - прелюдом) стали называть небольшую пьесу, как правило, запечатлевшую какое-то одно настроение.

Оттого, что прелюдии бывают столь невелики и мимолетны, их нередко объединяют в циклы. Прелюдии пишут для фортепиано, скрипки, ансамблей, оркестра и т. д.

В XX веке Д. Д. Шостакович - великий полифонист - возродил баховскую традицию и написал цикл из 24 Прелюдий и фуг. Его примеру последовали многие композиторы.

Остается добавить, что слово прелюдия давно уже употребляется иносказательно, например, когда говорят о событии, предшествовавшем какому-то более значительному действию.

18.12.2017 20:55


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!