СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Мы вступаем в новую эру воспитания, целью которой является скорее открытие, нежели обучение». Маршалл Маклюзи

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Мы вступаем в новую эру воспитания, целью

которой является скорее открытие, нежели обучение».

Маршалл Маклюзи

Кто-то из мыслителей сказал: по мере того, как человечество взрослеет, оно молодеет. И высот своих достигнет тогда, когда обретет счастливую легкость детства и свободу от житейских нужд, его доверчивость и слияние с миром. Но для этого нужно увидеть в детстве не переходную ступень развития, а всегда привлекательный образец, источник духовного обновления. И если взглянуть с этой точки зрения на прогресс человечества, в нём обнаружится растущее значение детства для современной культуры. И мне представляется актуальным рассмотреть, как общество в разные исторические периоды смотрело на детский возраст, на воспитание, какие идеи развивало и поддерживало, а также как вопросы воспитания рассматриваются в контексте перехода на новые стандарты для того, чтобы создать образ воспитанного и образованного человека.

В первобытном обществе целью воспитания было приобретение жизненного опыта и трудовых умений и навыков, затем основой воспитания становится семья, где преобладало воспитание трудолюбия, почитание традиций и существующего семейного уклада. С появлением государства и христианства сложившиеся ещё в языческое время жестокие патриархальные отношения получили обоснование в книгах Ветхого и Нового завета. Именно они начали определять жизнь русских людей – на них было обосновано религиозное воспитание. Детство не представлялось взрослым самоценной порой в жизни, его старались скорее миновать.

При Петре I семья, семейные традиции воспитания отходят на второй план. Нравственная религиозная проповедь, привычная для допетровской эпохи, уступает место правилам карьеры и поведения в свете. Об общем образовании граждан, о воспитании человека тогда не заботились. Поверхностная европеизация не изменила традиционного взгляда на ребенка, но теперь в нём видели не только члена православной церкви, которого следует обучить христианской добродетели, но и будущего гражданина Российского государства, которого необходимо приобщить к труду, чтобы, овладев наукой, он мог приносить пользу отечеству. «Дети воспринимались как материал, пригодный для любых, со стороны взрослых, преобразований детской природы, будь то светское образование или заграничное обучение. Если ребенок сопротивлялся или не мог освоить сложную науку, его били, «выколачивая» своеволие, как злое, природное начало. Воспитанный человек, в этот период, обученный по старому, но по-новому одетый и кланяющийся».

В правление Екатерины II вновь и обучение, и воспитание оказываются сосредоточенными под эгидой одной власти, но на этот раз – светской. Идея Ж.-Ж. Руссо, что детство - не служебно-подготовительная фаза возрастного развития, но драгоценный мир в себе, притягивала взрослых. Изменился взгляд на воспитание – подчинение и угнетение ребенка, подавление всех начинаний, порывов, в которых проступает будущий порок, отходят в прошлое. Ребенка от пороков стремились просто оградить – создавались учебные заведения «закрытого» типа, воспроизводившие искусственный мир, в котором по задумке создателей, не было места житейской пошлости, грубости. Просветители видели в ребенке благодатную почву, на которой могут взойти достойные плоды разумности и благонравия.

Отныне детство нельзя просто «пробежать» - оно важный процесс не только в накоплении знаний и полезных для жизни навыков, но главное – в формировании человека, как независимой личности. Родители стали ближе к ребёнку, его признали маленьким человеком, ветхозаветный взгляд на детскую природу отошёл в прошлое. Но это сопровождалось стремлением государства и родителей контролировать не просто ребёнка, но и его внутренний мир, мысли и волю. Современный взгляд на ребенка начал формироваться в конце XVIII века, в эпоху Просвещения. Детство провозглашалось не служебно-подготовительной фазой возрастного развития, а самоценной стадией духовного становления личности.

Православие веками формировало культуру в России, нравственность общества, созидало духовные основы семьи, оказывало существенное влияние на развитие всех сфер жизни. Церковь всегда обращала внимание на важность духовно-нравственного воспитания. Это было ярко выражено в традициях дореволюционной русской школы, многовековой опыт которой во многом был заимствован и советской системой образования.

В дореволюционной России воспитание детей было патриархальным, ответственность делилась между семьёй и церковью, а нравоучительная проповедь сочеталась с розгой. Русскую школу в России строили К. А. Сухомлинский, Д. Б. Ковалевский, Б. М. Неменский и т. д. – педагоги, которые не отрываясь от своих корней сумели реализовать в своих концепциях духовность, народность – качества, которыми во все времена характеризуют народное образование.

В советской школе, по мнению В. Ю. Троицкого, духовность была заменена идеологией, моральный кодекс молодого строителя коммунизма сохранил пафос высших идеалов. Церковь была отделена от государства, а образование провозглашалось светским.

В СССР ведущую роль в воспитании детей взяло на себя государство, школе и обществу был отдан приоритет над семьёй, которой также отводилось важное место. В 1920-е годы осуществляется настоящая педагогическая революция, символом которой стала педагогическая система А. С. Макаренко. Именно он, в 1988 году, ЮНЕСКО был признан одним из четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в XX веке. Новая система воспитания была основана на научных и гуманистических принципах, ориентирована на формирование у ребёнка всесторонне развитой личности, активной жизненной позиции, социальной ответственности и трудовых навыков. Одной из главных задач советской педагогики было искоренение насилия над ребёнком в семье. В советских детях воспитывали патриотизм, коллективизм, дружбу, взаимопомощь, самостоятельность, трудолюбие, неравнодушие, готовность помогать старшим, честность, самодисциплину. В советской школе велась многоплановая системная работа, которая имела положительное значение в воспитании подрастающего поколения. Главным недостатком в данной работе была чрезмерная политизация в воспитании.

Следует признать, что последние 15 лет в нашей стране воспитанию не уделялось должного внимания, и в сфере образования ориентиры были утрачены. В итоге поколение 90-х годов называют поколением «next» - поколением, которое не имеет должного представления о патриотизме, о славном прошлом своей Родины, о долге перед Отечеством. Нельзя не заметить, что нынешнее подрастающее поколение охватывает безразличие. Им неинтересно, что происходит в их родной стране, улице, доме, да и в своей душе. Это поколение может оказаться в духовной пустыне, всё информационное наполнение которой – это покемоны, телепузики, компьютерные стрелялки, комиксы.

Какой же сегодня 10- 13- ти летний россиянин, в руках которого скоро окажется наша страна? «Это отрок, одетый в джинсы, с вязаной шапочкой на голове, он умеет включать и выключать компьютер, слушает рэп, втихаря покуривает. Люди скажут: «Ну и что? Мы были почти такими же и ведь выросли». Да, выросли, но выросли оторванными от духовных корней. А если розу срезать с куста, оторвать от корней и поместить даже в хрустальную вазу, она скоро увянет, утратит аромат, всю красоту и жизненную перспективу. Тоже самое может случиться и с народом, оторванным от своих корней».

Утрата современным поколением духовно - нравственнных основ национальной культуры, потеря исторической культурной преемственности крайне опасна. В обстановке кризиса общественной социальной жизни это приводит к экстремизму, нигилизму. Поэтому на наши плечи ложится ответственность за судьбу будущего, за выполнение стратегической задачи XXI века – «осознание и раскрытие человеческой души истинно бессмертного человека, который создаёт по своему образу и подобию новое духовное общество и новую духовную цивилизацию». Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся первостепенной задачей современной образовательной системы.

Грядущие перемены в системе российского образования обязывают нас, учителей, быть готовыми к ним. Сегодня в школах идёт работа по созданию условий для успешного перехода на новый стандарт.

Суть нового в следующем определении: «Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна предусматривать приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности».

Начальная школа – самоценный принципиально новый этап в жизни ребёнка, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. Ребёнок приходит в школу, уже имея многие личностные качества, но развитие личности – процесс длительный, протекающий в течение всей жизни человека. Именно начальная школа вносит существенный вклад в этот процесс. В этот период особое значение приобретает грамотная, целенаправленная работа по формированию детской личности

Какой он современный ребёнок XXI века?

  • Современный ребёнок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем чётких внешних и внутренних границ.
  • Сегодня существует и усиливается конфликт между характером присвоения ребёнком знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность) и вне школы (клиповость, хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой).
  • Современный ребёнок живёт иллюзией свободы. Изоляция детей от проблем, которыми живут взрослые, искажает их социализацию, нарушает процессы их взросления.
  • Подмена реальных форм виртуальными.
  • Переориентация воспитания с коллективной на индивидуалистическую.

Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина РФ ориентирует нас на «современный национальный идеал — «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

В чём мы видим новые требования ФГОС к духовно-нравственному воспитанию?

o в перестройке взглядов учителя на новое (принятие нового): для поворота ребёнка к духовности учитель сам должен стать носителем высших духовных ценностей;

o в целостности направления духовно-нравственного воспитания (охватывает все направления воспитательного процесса);

o в системе мероприятий, тематических модулей, направлений в условиях непрерывного образования и преемственности;

o в просветительской работе среди родителей;

o в интегративности программ духовно-нравственного воспитания;

o духовно-нравственное воспитание – сквозная линия всего школьного уклада жизни (проходит через урочную и внеурочную деятельность на основе ресурсной интеграции и социального партнёрства);

o духовно-нравственное воспитание предполагает интеграцию усилий школы, семьи, учреждений культуры и спорта, общественных объединений;

o при планировании любого воспитательного мероприятия необходимо сначала отбирать формы работы, а потом наполнять их содержанием;

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, которые мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям. Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.

ФГОС предъявляет высокие требования к личности учителя. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников открытые ко всему новому – ключевая особенность школы будущего. Новой школе нужен новый учитель. Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений к своей работе, к учащимся и другим людям, к самому себе. Эти отношения являются для ребенка убедительным комментарием к тем нравственным идеям, которые утверждаются в процессе обучения. Действенность нравственного воспитания определяется личным примером самого воспитателя. Учитель должен помнить, что воспитывает не проведённое мероприятие, а пережитое ребёнком эмоциональное состояние.

Важную роль в системе воспитательной работы играют школьные традиции, которые необходимо обновить и взять с собой в «новую школу», т.к. каждое мероприятие является ярким эмоциональным переживанием.

Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур общественно — педагогической экспертизы.

Таким образом, отношение взрослых к детям и детству, и то, как государство и общество воспринимает и воспитывает своих детей позволяет создать портрет воспитанного и образованного человека в разные эпохи:

  • Античность: Идеал мудреца, человека совершенного, ищущего Блага;
  • Христианство: Образовать в человеке образ Божий – идеал служения Королю и Богу. Семь свободных искусств. Классическое гуманитарное образование, основанное на теории «Семи свободных искусств» античности. «Тот, кто не изучал классических языков, латыни и греческого, не читал классических авторов, – не образован!»;
  • Новое время – эпоха нового, гуманистического образования, воспитания личности решительной, уверенной в себе, инициативной, но и ответственной в действиях. Время создание нового человека – профессионала, специалиста;
  • XX век – образ человека-творца, осуществляющего свое призвание в мире – образ человека-винтика, функции, – образ ученого, – образ гуманиста!
  • XXI век – образ высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.

XXI век – «уже родился, он сидит перед нами за партой, чтобы мы, воспитатели, учителя, вселили в него мудрость прошлых веков, заботу нашего века, идеалы будущего и тем самым вдохновили его к самоутверждению». Разве мне, современному воспитателю, трудно понять ту истину, что мне доверено ковать 21 век, строить «новую школу», которая должна представлять собой «институт, соответствующий целям опережающего развития, где будет обеспечено изучение не только достижения прошлого, но и технологии, которые пригодятся в будущем? Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности». И такая школа должна представлять собой «свободную ассоциацию учащихся, ставящих себе целью путём совместных усилий проложить себе дорогу в царство мысли». Именно о такой школе мечтала Н. К. Крупская ещё в XX веке. Поддерживая её идею о гуманной педагогической системе, Ш.А. Амонашвили восклицает: «Удивительное чувство охватывает человека в царстве мысли! Что это? Чувство вдохновения? Не только в этом царстве ты можешь пережить необыкновенное чувство, ты рождаешься как личность, ты утверждаешься, возвышаешься, самооткрываешься. Но какое чувство может овладеть учителем, когда тот видит, что его питомцы меняются прямо на глазах, их не узнать, они становятся другими, как будто у всех выросли крылья? Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелинами».

Мне ещё раз хотелось бы обратиться ко всем, от кого зависит воспитание и образование наших детей: давайте, наконец, перейдём от полемики к конкретным действиям и совместными программами взаимодействия семьи, школы, общественности и церкви найдём то доброе, что можем мы дать детям.

Список литературы

  1. Амонашвили Ш. А. Как живёте дети? – М.: Просвещение, 1991.-175 с.
  2. Каптерев П. Ф. История русской педагогики - СПб.: АЛЕТЕЙЯ, 2004. – 560 с.
  3. Ключевский В. О. Исторические портреты - М.: Правда, 1990. - 622 с.
  4. Кон И. С. Ребенок и общество: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003. – 336 с.
  5. Мид М. Культура и мир детства. - М.: Просвещение,1988. - 428 с.
  6. Молоднякова А.В. Основные положения федерального государственного образовательного стандарта общего образования [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://numi.ru/fullview.php?id=19913
  7. Сахапова Л. М. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: актуальные проблемы введения. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.uchportal.ru/load/131-1-0-11571
  8. Тишков В. А., Кондаков А. М., Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина РФ – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2010. – 24 с.
  9. Ушакова О.Б. ФГОС нового поколения: вопросы воспитания и внеурочной деятельности [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.edc.samara.ru/files/august/pro_sek/gor_sek
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2010. – 31 с.
  1. Эпштейн М., Юкина Е. Образы детства//Новый мир. – 1979. - № 12. – с. 25 – 38
  2. http://hpsy.ru/public/x2624.htm
24.09.2017 19:26


Рекомендуем курсы ПК и ПП