СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Н. Н. Поликарпов. Прерванный полёт

Нажмите, чтобы узнать подробности

Николай Николаевич Поликарпов (28 мая (9 июня) 1892 – 30 июля 1944)

Знаменитого авиаконструктора, нашего земляка Николая Николаевича Поликарпова называли королём истребителей. Официальная история достижений Н. Н. Поликарпова широко освещена в отечественных источниках и за рубежом. Однако в биографии одного из первых Героев Социалистического Труда и депутата Верховного Совета СССР есть своя ложка дёгтя: трагическая цепь авиакатастроф, трения с режимом, репрессии в его конструкторском бюро задолго до войны. Всё это отображено историками недостаточно.

Сын попа должен сидеть в тюрьме

Борьба с «контрреволюционностью», стартовавшая в конце 20-х годов, коснулась поликарповцев при проектировании истребителей И-5 и И-6. Внедрение бипланов в серию шло успешно и раньше поставленных сроков. Увы, сильнее замыслов авиастроителей и КПД моторов оказался. донос в ОГПУ. «Доброжелатель» упрекал сына попа, беспартийного авиаинженера в излишней расточительности и в приверженности к «непролетарской школе» самолётостроения. Доносчик не утруждал себя формулировками, обвинив конструктора в проектировании «заведомо вредительских самолётов и пропихивании их в серию вопреки воле коллектива». К тому времени за флагманом авиатреста стояли разработки и испытания Ил-400, ПМ-1, ДИ-1, И-3, ДИ-2. В 1927-м Николай, подгоняемый успехами зарубежных авиафирм, трудился с товарищами над У-2, Р-5, И-6, Л-2. Никто из них представить не мог, что их окрестят «вредителями». В результате анонимного пасквиля последовали обыск на квартире и арест 24 октября 1929 года. Поликарпова обвиняли как «участника контрреволюционной вредительской организации в авиапромышленности». Конструктор едва успел попрощаться с женой Шурой и дочерью Марианной – «чёрный ворон» умчал его на Лубянку.

К счастью для Поликарпова и пролетарских ВВС, расстрельный приговор заменили 10 годами исправительно-тру­довых лагерей. После допросов и унижений в застенках Лубянки Николая ненадолго переводят отнюдь не в лучшие условия Бутырской тюрьмы, откуда вскоре он попадает в спешно организованное Особое КБ под надзором ОГПУ и лично И. В. Сталина. Вспоминались родное село Георгиевское и Ливны, Орёл, товарищи по духовной семинарии и 1-й классической гимназии, учёба в Санкт-Петербурге. С тоской думал о жене, дочери. Каково им теперь? Волновался не зря: его жена Александра нигде не могла устроиться на работу из-за ареста супруга. Родных Поликарпова спасла защита со стороны авиаторов и доктора А. Рауэра. Из секретного КБ вылетит в небо на благо обороны Отчизны истребитель И-5, одобренный на смотринах самим вождем. Очевидцы рассказывали, как после аплодисментов он с присущей ему издёвкой спросил «шарашников»: «А вас здесь не угнетают?». И-5 было выпущено 800 экземпляров. Оценивая успехи авиастроителей, коллегия ОГПУ решила осудить его условно. А постановлением ЦИК СССР от 7 июля 1931 года на следующей день Н. Поликарпова освобождают по амнистии.

Король истребителей

В дальнейшем наш земляк дорабатывал У-2, Р-5, И-3, их модификации, проектировал штурмовики, истребители, разведчики, гидросамолёты, бомбардировщики. Он стал угрюмо-молча­ливым, излишне взыскательным, утратил юмор – аукнулась «внутренняя тюрьма».

Во время испытания биплана И-15 и моноплана И-16 он подружился с Валерием Чкаловым, который лично обучал летать команду «короля истребителей». Все крылатые машины ЦКБ Поликарпова превзошли ожидания, став самолётами эпохи пятилеток, освоения Заполярья, Дальнего Востока, сражений в Китае, Испании, на Халхин-Голе, в Финляндии и в годы Великой Отечественной войны.

В годы войны Поликарпов бесконечно курсировал по маршруту Москва – Новосибирск и обратно: в Новосибирске располагался опытный авиазавод, где он был главным конструктором. Игнорируя первые признаки надвигающейся неизлечимой болезни, авиа­конструктор радуется успехам «ночных ведьм», бивших немцев на У-2, 606-го авиаполка, отличившегося на Р-5 под Москвой, ведёт архив побед И-16, И-153 над «мессерами» и «Фокке-Вуль­фами». Было чем гордиться: авиапромышленность СССР выпустила в сражения 6 500 И-15 в модификациях, 9 450 И-16, почти 4 000 «Чаек», около 7 000 Р-5, 33 000 У-2!

Пережитые испытания сократили жизнь подвижнику отечественной авиации. 30 июля 1944 года 52-летний Поликарпов умер от рака.

Профессор и доктор наук, он преподавал проектирование самолётов в МАИ. Главконструктор опытного авиазавода «Москва – Новосибирск», он до конца состоял в руководстве научно-методи­ческого совета в Главуправлении наркомата авиапромышленности, готовил книгу «Конструкция самолёта».

Поликарпов не дожил до Победы, хотя приближал её каждую минуту своей жизни разумом, воплощённым в оружие Победы.

Источник: http://opravda.ru/news.php?extend.12266.12

Памятник Н. Н. Поликарпову в Орле

Выдающиеся авиаконструкторы. Николай Поликарпов

https://www.youtube.com/watch?v=Wq17fL3uK5k

Категория: Всем учителям
25.04.2017 00:00


© 2017 477

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие записи

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!