СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Наименование опыта: 10 методов успешного обучения в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Все другое в школе становится реальным и достижимым лишь тогда, когда человеку хочется учиться, когда в учении – в том, что он ходит в школу, читает, пишет, познает, - он чувствует радость и обретает человеческую гордость».                                                                                                   В. А. Сухомлинский

Наименование опыта: 10 методов успешного обучения в начальной школе.

Условия возникновения, становления опыта.

         Развитие личностных качеств и способностей младшего школьника опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому особое место  в работе я отвожу деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретённых универсальных  учебных действий  в реальных жизненных ситуациях.

         В связи с этим, по моему мнению, приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить:

- становление личности младшего школьника,

- раскрытие его индивидуальных способностей.

Каждый ребенок уникален и неповторим. Хотим мы того или нет, но он постигает окружающий мир, учится и воспитывается, исходя из своих собственных, индивидуальных возможностей и интересов. Он желает быть успешным, стремиться испытать радость открытий и удовлетворения от своих собственных ( пусть даже маленьких) побед и достижений. Ребенку хочется, чтобы его успехи были признаны окружающими, стали предметом внимания не только его самого, но и учителя, родителей, других детей. Это формирует в ребенке чувство самоуважения, уверенности в собственных силах и возможностях, а значит, стимулирует его браться за новые все более сложные задачи, смелее идти по пути своего развития. Я, как учитель, стала искать такие формы работы с учениками, которые бы помогли им преодолеть путь начальной школы и выйти с хорошими знаниями в старшую школу. Наверное, у каждого учителя есть слова, которые отражают его сущность как педагога. Мне очень нравится высказывание М.С. Громбака: «Сделать трудное – привычным,

           привычное – легким,

           легкое – приятным».

Актуальность и перспективность опыта

        Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию. Важнейшим приоритетом начального общего образования становится формирование универсальных  учебных действий, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего  обучения. Поэтому одной из острых проблем  в программе образования является гуманизация  образования

Учебная деятельность стимулирует прежде всего развитие психических процессов ученика. А помогает ему в этом, конечно учитель. Цель учителя развивать мышление, кругозор, формировать наблюдательность, совершенствовать память и внимание, вовремя установить характер и причины затруднения учебной деятельности учащихся и провести комплекс необходимой педагогической коррекции.

Трудно ли детям учиться? Существует два взгляда. Одни считают, что учеба, особенно в начальных классах, совсем не трудна. Другие - наоборот, считают, что учеба - это нелегкий труд, который обязательно, сопровождается переутомлением. Не для кого не секрет, что учителя часто слышат от родителей, мол, ребенок не запомнил, забыл записать, потому что был невнимателен. А ведь в начальных классах, так важно научить ребенка учиться и не просто учиться, а с интересом. Конечно, учеба для ребенка – нелегкий труд, но утомления, а тем более переутомления можно и нужно избежать. Но возможно это только при такой организации учебного процесса, где учащиеся – активные соучастники урока. Активное участие в проведении урока улучшает дисциплину, повышает активность и чувство удовлетворения. Ориентация обучения на системное развитие творческой активности и самостоятельности ребенка, на формирование у него познавательного интереса создает условия для разных подходов в конструировании уроков начального обучения.

        Хочу,  чтобы  каждый из моих учеников ощущал себя не только обучающимся, но и самостоятельно  действующей  личностью.

Каждый  учитель при обучении школьников ставит перед собой определённую  цель. Моя  цель  в работе с учениками начальных классов заключается  в организации процесса обучения так, чтобы он обладал системой функций, адекватных структуре личности, и одновременно с усвоением знаний и умений формировал и развивал личность в целом. При этом опираюсь на три задачи.

Создание комфортных психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие каждого ученика в соответствии с его возможностями и интересами, проходящими через его внутренний мир.

 Организовать обучение учащегося как в зоне его актуального развития, так и в зоне его ближайшего развития.

 Создать условия в процессе обучения для формирования у учащихся ключевых

 компетентностей.

     Я считаю, что данные 10 методов могут быть использованы в практике учителей начальных классов,  в том виде, котором они описаны, или взяты как «рациональное зерно» и переработаны.

Теоретическая база опыта

 

      Лев Семенович Выготский в работе "Педагогическая психология" проанализировал и выделил три научные школы, которые по-разному решали вопрос о соотношении обучения и развития.               

     Представители третьей научной школы - Л.С.Выготский, Н.А.Менчинская, К.Коффка предполагали, что обучение и развитие- два независимых, но сопряженных процесса. Согласно данному теоретическому положению, обучение продвигает вперед развитие, а развитие подготавливает и делает возможным обучение. Крылатой фразой представителей данной школы является: "Обучение забегает вперед развития".

     Ключевой позицией данной школы является понимание смысла и сущности развития. В отличие от взглядов  других школ, под развитием понимается появление в учащемся не количественных изменений (мало-много знаний, мало-много умений), а появление в личности обучаемого качественных изменений, или, выражаясь языком психологов,    психических новообразований в психике обучаемого, или способностей. В рамках данной школы сформулированы условия, при которых обучение становится развивающим.

     Процесс учения – это процесс деятельности ученика, направленный

на становление его сознания и его личности в целом. Деятельностный подход в образовании связан еще с одним важным положением. Обучение деятельности предполагает на первом этапе совместную учебно-познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя. Как писал Выготский, «то, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно... Исследуя, что ребенок способен выполнить самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня. Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня».

     Знаменитая «зона ближайшего развития» у Выготского - это как раз то, что лежит между материалом, который может быть усвоен ребенком только в процессе совместной деятельности, и тем, что он уже способен усвоить самостоятельно.

Новизна опыта

 

     Новизна выражается и в том, что в процессе обучения у школьников формируется устойчивый интерес к изучению предметов через использование активных форм и методов обучения, исследовательскую деятельность на уроке, интенсифицируется традиционный процесс обучения.

     В данном опыте показано, как,  используя  личностный подход  на уроках через различные активные формы учебного процесса можно добиться повышения качества образования. Новизна заключается в практическом преломлении знакомых уже методик,

в понимании формирования и развития познавательной компетентности школьников с целью их более высокой адаптации и социальной реализации.

Ведущая педагогическая идея

     Систематическое  применение личностно-ориентированного подхода  по развитию учебных универсальных действий  через различные формы учебного процесса, повышающие качество образования в начальной школе. Научить развиваться можно только при постоянном включении ребенка  в деятельность по преодолению затруднений с последующим осознанием этапов деятельности, позволивших выйти из затруднения.

Технология опыта.

Никто не будет оспаривать, что детей в начальной школе надо научить самостоятельно, учиться. Самостоятельность мышления следует рассматривать как важнейшую составляющую в характеристике особенностей личности школьника. Чем самостоятельнее в своих поступках и деятельности человек, тем в большей степени он зрелая личность.

Параллельно с развитием самостоятельности мышления у ребенка развивается и речь, которая организует и уточняет мысль, позволяет выразить ее обобщенно, отделив важное от второстепенного.

Самостоятельность мышления характеризуется следующими умениями:

- выделять главное, видеть общую закономерность и делать обобщенные выводы;

- последовательно, логично обосновывать свои действия и контролировать их;

- применять знания в новых условиях, часто в усложненных, с элементами творческого подхода к достижению цели;

- доходить до истины, не обращаясь за помощью к другим.

Не менее важно отметить, что идеи развития самостоятельности мышления входят в понятие гуманизации учебно-воспитательного процесса школы, ибо осуществление этих идей – не что иное, как истинно гуманное отношение к ребенку, позволяющее вовремя помочь и ускорить процесс становления самостоятельной личности, создав условия для ее самовыражения.

Задача учителя начальных классов и состоит в том, чтобы научить ребенка выделять существенные признаки и отличать их от несущественных. Способствовать формированию умения устанавливать различные отношения между предметами и явлениями и  умения доказать свой логический ход.

Поэтому я начала работу над темой «Формирование умений выделять главное». Для работы я взяла два предмета: литературное чтение и русский язык. В первую очередь это связано с тем, что с началом школьного обучения резко возрастает необходимость усвоения учебного материала, представленного в словесной форме. Разные виды словесного материала представляют разную трудность для понимания. Наиболее труден для понимания младших школьников, прежде всего в силу своей  структуры, художественный текст. Так как в художественном тексте не всегда идет совпадение фабулы и основного смысла. К трудностям можно отнести еще и то, что каждое художественное произведение так или иначе, затрагивает эмоциональную сферу человека, поэтому при недостаточной степени развития соответствующих познавательных структур анализ личных впечатлений о произведении может подменить анализ его основного смысла.

Работа над пониманием главной мысли художественного произведения ведется уже с первых лет обучения в школе. Основной этап работы непосредственно связан с формированием умения понимать текст. Здесь можно выделить две ступени: проникновение в фабулу и вычленение  главной мысли.

Понимание содержания текста, фабулы художественного произведения начинается с работы над заголовком: его осмыслением, интерпретацией, с попытки предугадать, о чем пойдет речь в тексте, с актуализации в связи с данным конкретным заголовком некоторые имеющихся у школьников знаний. Если учитель на уроках систематически требует от учеников выделения главного, то у них постепенно формируется стремление, а позже и потребности выделять главное и обосновывать те или иные положения. И хотя, обучение по формированию умений выделять главное – процесс длительный, выходящий за пределы начального обучения, начинать и проводить его необходимо с первого класса.

Далее требую от учеников достаточного и полного воспроизведения фабулы произведения («О чем этот рассказ, стихотворение и т.д.?») без привнесения собственного содержания и личных впечатлений о произведении. Для этого нужно, чтобы ученик хорошо понял это текст. Основным приемом, на этом этапе, стал для меня прием «Многократного обращения к тексту». Когда ученик в течении урока обращается к тексту до 15 – 18 раз, перечитывая его каждый раз с новым заданием, вот тогда – то ребенок открывает в нем что-то новое, чего не заметил при первом чтении.

Ученики полностью освоили текст, перед ними становится вопрос: «Что хотел сказать автор этим произведением, какова его главная мысль?» Тем самым ребенок переходит на следующую ступень, непосредственно связанную с выявлением смысла текста. Теперь от него требуется не воспроизведение содержания (хотя краткий пересказ всего текста или некоторой его части допустим), а обязательное наличие заключительной фразы о главной мысли, даже если понимание ее достигло еще требуемого уровня четкости и ясности.

И наконец, на завершающей стадии работы ученик формирует главную мысль в обобщенной форме, в ряде случаев не связывая ее непосредственно с конкретным содержанием.

Творчество учителя – творчество учеников. Дети – барометр урока  Все мы понимаем, что на уроке должен работать каждый ребенок, и не просто работать, а в силу своих способностей и с интересом. Первой попыткой, дать каждому ученику высказаться на уроке баз стеснения и с достоинством, стала методика «Шпаргалка» (Приложние 1. Иллюстрация 1-4).. Этот прием запоминания можно использовать при работе с разнообразным материалом на любых уроках. Схематизация позволяет развивать операции обобщения, способствует формированию логического мышления, развитию воображения, представления и творческих способностей. Детям с большим трудом дается пересказ, а тут еще текст Г.Скрибицкого «На лесной полянке», где много названий насекомых, многие из которых дети слышат впервые. На помощь приходит «Шпаргалка» - изображение текста в рисунке. Домашнее задание: подготовить пересказ по рисунку. Урок удался. Первые ученики пересказывали неуверенно, но потом начали экспериментировать – пересказывать по рисунку соседа. Ученики почувствовали уверенность в своих силах и перестали бояться. Можно отображать в своих рисунках что угодно, части речи и правила на уроках русского языка. Очень трудно заставить ученика выучить то, что трудно, но каждый ребенок нарисовавший «часть речи», уже почувствовал, понял, самостоятельно нашел и выделил существенные признаки. При ответе ему осталось перевести правило с «языка» рисунка на язык слов, и дети это делают с большим увлечением. Вначале ученик воспроизводит правило, опираясь на листок, но со временем он ему становится, не нужен. «Шпаргалками» разрешено пользоваться и на уроках  литературного чтения, познания мира, русского языка при изучении тем, где много незнакомых слов.

      Прием «Объединения в рисунке основных черт изучаемого явления, предмета части речи».(Приложение 1. Иллюстрация 5, 6) Понятие «Части речи» дается детям с трудом, много новых терминов и понятий. С целью активизации познавательной деятельности по темам части речи я использую опорные схемы. Но это не схемы, в прямом смысле этого слова. Это рисунки, которые рождаются на глазах детей и при помощи детей. С помощью рисунков учу выделять главное, т.е. существенных признаков и отличать от несущественных. Эти рисунки помогают сформировать у детей обобщенное представление о конкретной части речи и в то же время выделить главные, только ей присущие, признаки. С учетом своих возможностей, без заучивания правил дети осознали новые понятия, связи и отношения, сумели развить доказательность и логическую последовательность. Это значит, что рисунок решал проблему творчества на разных этапах усвоения, непосредственно на уроке.

Прием «Воссоздания правила». Никогда не заставишь ученика выучить то, что трудно и не интересно. У нас в классе такой проблемы не стоит. Каждый ребенок нарисовавший «Часть речи», уже почувствовал, понял, самостоятельно нашел и выделил существенные признаки. Теперь ему осталось перевести на «язык» рисунка на язык слов и дети это делают с большим увлечением. Вначале ученик воспроизводит правило, опираясь на листок, но со временем он ему становится не нужен,  т.к. происходит непроизвольное запоминание.

Еще один такой ход, который я использую при воссоздании правила. Я прошу детей представить себя уже взрослыми – «Представьте себе, что вы уже выросли, стали большими. Закончили институт, стали учеными. И вас попросили помочь в составлении правила для учеников 3 класса. Составьте такое правила, чтобы оно легко запоминалось, т.к. в нем должно быть все самое главное». Дети с большим интересом составляют правило сами, с вниманием слушают товарищей, находят у них ошибки, исправляют их.

 Применение этого приема дает во-первых полную заинтересованность, во-вторых практически полное усвоением материала.

Так же  ученикам очень нравится методика «РАФТ», (Приложение 1. Иллюстрация 7). но не в обычном, знакомом нам облике, а при составлении устных рассказов, маленьких сообщений в начале урока. На уроке математики, при изучении темы «геометрические фигуры и их элементы» ребенку трудно принять геометрические фигуры ( квадрат, треугольник, точка…), так как для него это отвлеченные понятия. Но если дать ему в руки рисунок, на котором изображен квадрат в виде человечка и, сказать, что ученик, и есть этот самый квадрат, то он расскажет вам все о квадрате, как о себе самом.  Этот прием можно использовать на уроке русского языка при изучении частей речи. При изучении темы «Вода» на уроке «Познание мира», ученики представляли себя капелькой воды и вели рассказ от ее лица. Эти приемы помогают раскрыть каждого ребенка, помочь ему именно в том месте, где он затрудняется. И, наверное, самое главное– это то, что дети не боятся трудностей, они знают, что есть много приемов запомнить материал, даже самый сложный.

21.02.2015 11:42


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!