СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Направления профилактической работы в учебной группе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебная группа является основным компонентом организации педагогического процесса в ОУ. Именно в ней организуется учебная деятельность, формируются социальные отношения между обучающимися. Вопросы социальной помощи, организации досу­га решаются тоже в группе. В ней осуществляется формирование коллектива, формируется необходимая для реше­ния задач эмоциональная атмосфера.

И хотя куратору отводится большая роль в организации профилактической работы в группе, но без помощи сотрудников социально-психологической службы ОУ, зав. отделений, представителей администрации, родителей студентов, медицинского работника, сотрудников ПДН профилактическая работа не будет в полной мере эффективной.

Можно выделить следующие задачи профилактической работы: • Диагностическая. Кураторы, социальные педагоги, психологи изучают личность студента: общие данные, знакомятся с биографиями (сведениями о родителях, о месте рождения и месте прожива­ния до поступления в ОУ), получают информацию о состоянии здоровья, здесь очень важен контакт с медицинскими работниками, изучают особенности развития интеллекту­альной, мотивационной, эмоциональной, волевой сферы, саморегуляции, взгляды и отно­шения; особенности мышления; самооценку; оценку окружа­ющей действительности; сферу интересов, потребностей и желаний; особенности семейного воспитания, взаимоотноше­ния в семье; положение учащихся в группах, в которые они входят. Данные изучения заносятся в социальный паспорт, содержание которого периодически обновляется в зави­симости от получаемой информации. • Организаторская - организация деятельности в группе, включение в нее каждого студента в качестве активного субъекта.

• Координирующе-посредническая - координация усилий всех работников ОУ, использование всех социально-правовых, юридических, психолого-педагогических меха­низмов для совместно­го решения социальных и профессиональных проблем студентов, преодоления негативных явле­ний, обеспечение защиты прав и для представления интересов студентов на разных уровнях.

• Организационно-коммуникативная - установление деловых и личностных контактов со студентами, их родителями на принципах взаимного уважения и сотрудничества.

• Прогностическая - прогнозирование процесса развития личности студента в период его обучения в ОУ и после его окончания.

• Конфликтно-защитная - предупреждение и разрешение конфликтов в коллективе учебной группы.

• Задача психологической поддержки - оказание помо­щи учащимся в решении проблем личностного характера, в снятии состояния тревожности, различного рода «комплексов» при посредстве всех психокоррекционных методов воздействия.

С учетом выделенных куратором задач профилактическая работа в группе ведётся по следующим направлениям:

1) предупреждение асоциального и криминального развития личности студента.

Работает Совет по профилактике. Ведётся работа по постановке студентов на учёт и снятие с учёта, совместная работа с ПДН, КДН. Ведётся постоянный мониторинг «группы риска» и занятости данных студентов. Индивидуальные беседы, часы куратора.

2) социально-психологическая и педагогическая помощь студентам, имеющим проблемы в обучении, в семье, в социальном окружении.

- Для выявления данной категории студентов составлен социальный паспорт группы, социальный паспорт филиала академии.

- Изучение и анализ индивидуальных особенностей студентов с помощью психолога (как правило, определяется тип личности, темперамент, акцентуация характера), отслеживание динамики их развития индивидуально.

- Педагогическая работа с каждым обучающимся и коллективом в целом с учетом данных психолога, социального работника и личных наблюдений.

- Индивидуальные беседы.

- Укрепление связи с родителями. Индивидуальные встречи с родителями и встречи на родительских собраниях. Посещение семей и проведение совместной работы с субъектами профилактики с этими семьями.

- Привлечение к выполнению постоянных или временных поручений на мероприятиях группы или общих мероприятиях.

3) профилактическая работа по предупреждению опозданий и не посещаемости учебных занятий

- Куратор учебной группы ежедневно определяет отсутствующих на занятиях и опоздавших обучающихся, выясняет причины их отсутствия или опоздания.

- Организация работы с родителями, преподавателями-предметниками, работающими в группе, по ситуации;

- Анализ состояния текущей и промежуточной успеваемости в группе в целом и у отдельных обучающихся;

- Консультации у социального педагога, психолога, медика и отдельных преподавателей;

- Родительские собрания; работа актива группы, беседы, а иногда даже дисциплинарные меры.

4) защита, сохранение и укрепление физического и психического здоровья обучающихся

- сотрудничество с медицинским персоналом, организация информационно-разъяснительной работы с обучающимися, родителями, преподавателями по формированию ЗОЖ;

- участие студентов в спортивных соревнованиях, конкурсах, конференциях, акциях по формированию здорового образа жизни;

- воспитание позитивного отношения к урокам физической культуры и занятиям спортом;

- организация изучения обучающимися правил по охране труда, правил дорожного движения, безопасного поведения в городе, поведения в быту, на воде;

- забота о внешнем виде студентов;

- принятие мер по оказанию первой доврачебной помощи, оперативное извещение администрации о нарушении правил охраны труда и каждом несчастном случае.

Таким образом, характеризуя направления профилактической работы в учебной группе, можно ещё раз убедиться, что решая задачи профессиональной образовательной программы, преподаватель-куратор способен создать эффективную систему профилактической работы в группе, направленную на развитие личности студента, его социальную адаптацию, формирование устойчивой позиции, но свою работу он проводит не в одиночку, а в контакте с другими преподавателями, сотрудниками ОУ и различных организаций.

31.03.2019 15:21


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!