СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 01.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Народное предание о происхождении осетин |
||
В Осетии, как Северной, так и Южной, было распространено следующее предание о происхождении осетин. Родоначальником осетин является Ос-Багатар. У него было пять сыновей: Сидамон, Царазон, Кусагон, Агуз и Цахил. От них произошли роды Сидамоновых, Царазоновых, Кусагоновых, Агузовых и Цахиловых. Доктор Пфаф сообщает о семи братьях, сыновях Ос-Багатара. Шестого он называет Тетло, а имени седьмого брата он не мог узнать. Однако, общераспространенным следует признать вариант о пяти братьях. По словам того же автора, «каждому из этих сыновей отец перед своею смертью завещал известную вещь, например, Кусагону — кус, т. е. чашу, отчего каждый сын и получил свое название. Каково историческое значение этого предания? В части, касающейся происхождения всех осетин от Ос-Багатара, предание следует считать продуктом свободного творчества первоначального сказителя. Ос-Багатар — титул военного вождя осетин («царя» по грузинской летописи) в средние века. Относить происхождение всех осетин к какому-нибудь из «царей» Осетии — представление, явно лишенное логического смысла, ибо осетины существовали раньше, чем появился у них вождь под названием «Ос-Багатар». Нетрудно объяснить само происхождение подобного сказания. Осетинским аристократическим фамилиям было свойственно производить свое происхождение от какого-нибудь царя или владельца. Так, тагаурцы производили свое происхождение от армянского царевича — Тагаура, фамилия Хетагуровых производила себя от родоначальника кабардинских князей — Инала, дигорские бадиляты — от выходца из Маджар и т. д. Очевидно, это делалось с расчетом более убедительно обосновать знатность своего происхождения. Но если неправильно производить всех осетин от Ос-Багатара, то не исключается, как это увидим ниже, постановка вопроса о том, не произошла ли от одного из Ос-Багатаров известная часть осетин. Реально историческим в приведенном предании является факт существования древних родов, происшедших от названных пяти братьев. Хотя эти роды давно распались на многочисленные отдельные роды, но как в Северной Осетии, так и в Южной, до сих пор сохранились живые предания о происхождении этих позднейших родов от более древних родов. Так, в Южной Осетии целый ряд фамилий, проживающих по ущелью Б. Лиахви до с. Сба (Абаевы, Джатиевы, Шавлоховы, Томаевы, Плиевы, Джиджоевы. Гаглоевы, Санакоевы и некоторые другие), составляли ветви древнего рода Агузовых и имели репутацию уазданских, т. е. благородных родов. Жители Урстуальского сельсовета, расположенного выше сел. Сба, Згубир, называли их Агузовыми (Агузата). Разумеется, фамилии из рода Агузата имелись и в других ущельях (напр., в Кударском). Общирный род Хубуловых (к нему относятся фамилии: Джиоевы, Битиевы, Магкоевы, Гассиевы, Бабаевы, Кокоевы, Карсановы, Остаевы) происходит от рода Кусагоновых. Обширные роды Цхурбаевых (обычно именуются Цховребовыми) и Тедеевых (фамилии — Тедеевы, Биазровы, Лалиевы) причисляли себя к роду Сидамоновых. Менее представлен был в Юго-Осетии род Царазоновых (к этому роду относили, в частности, Дзасоховых, Хабаловых). Кое-где сохранились в Южной Осетии до сих пор фамильные названия от имен названных древних родоначальников — Сидамонов, Цахилов. Следует отметить, что многие фамилии в Южной Осетии утратили воспоминание о своей связи с этими древними родами. В Северной Осетии районом распространения названных древних родов считается Алагирское ущелье. По сообщению д-ра Пфафа жители этого ущелья — аулов Унал, Архон, Лоар, Дей, Дзис и др. причисляли себя к роду Сидамонцев; жители Бад, Мизур, Биз, Нузал и др. большею частью состояли из Царазонцев; жители аулов Дагом, Донисар, Урсдон и др. большею частью принадлежали к роду Кусагонцев. Надо думать, что в настоящее время и в Северной Осетии многие ныне существующие фамилии не помнят о своем происхождении от этого или другого из древних родов народного предания. Как в Северной Осетии, так и в Южной сохранилась следующая характеристика трех из этих родов: «многочисленность Сидамоновых (Сидамони бира); сила, воинственность Агузовых (Агузы ахсар); слава Кусагоновых (Кусагони кад). В Южной Осетии мы слышали «слава Хубуловых», что говорит о том, что род Хубуловых принадлежал Кусагонцам. По одному юго-осетинскому варианту трое из братьев при разделе получили; Сидамон — кусок (целый) золотой ткани (сыгъзгерин тын), Агуз — золотой меч (сыгъзарин кард), Кусаг — золотой мяч (сыгъзарин пурти). Оттого род Сидамона как длинный «тин» распространился по всей стране (т. е. стал многочисленным); роду Агуза достался «ахсар» (отвага, воинственность, сила); роду Кусаг досталась в удел слава. Хотя районом расселения древних родов нашего предания считается Алагирское ущелье, а также, как следует из вышеизложенного, и Южная Осетия, но они имеются и в других ущельях. Правда, дигорцы, куртатинцы и тагаурцы не причисляли себя к этим древним родам, но в отношении происхождения куртатинцев и тагаурцев существует другой вариант (более демократический). Два брата Курта и Тага были правнуками Сидамона и переселились из Алагирского ущелья в соседнее Куртатинское ущелье. Впоследствии два брата поссорились, и Курта изгнал Тага из Куртатинского ущелья. Тага поселился в соседнем ущелье. От него произошли тагаурские уазданские фамилии (Тагиата). Таким образом, согласно этому варианту и куртатинцы и тагаурцы имеют общее происхождение с родом названного предания. В связи с этим необходимо отметить, что некоторые южно-осетинские фамилии из рода Агузовых (Гаглоевы, Томаевы) по преданиям переселились на юг из с. Кора, в Куртинском ущелье, что говорит о том, что Агузовы и другие роды, по преданиям распространились кроме Алагирского ущелья и по другим ущельям. Как сообщал еще Клапрот, осетины в районе Дарьялского ущелья (ее. Балта, Ларе, Чми) принадлежали к большому осетинскому племени Сидамоновых. Даже в Дигории имеются фамилии, происходящие от этих родов — выходцы из Алагирского ущелья. Все эти пять родов считались аристократическими. Как известно, осетинские общества в Тагаурии, Дигории и даже в Куртат имели классово-сословное деление. Господствующее сословие составляли уазданские или благородные фамилии (алдарские в Тагаурии и Куртат, бадилятские и др. в Дигории). От них находились в разной степени зависимости фарсаглаги (лично свободные люди), кавдасарды (рожденные от вторых жен) и рабы. Алагирское общество считалось более демократическим. Однако и здесь было то же самое сословное деление, как в предыдущих осетинских обществах с той существенной разницей, что между уазданскими фамилиями и «черными» фамилиями не было никаких реальных отношений зависимости. Об аристократических родах Алагирского ущелья мы читаем в сборнике адатов: «Алагирское общество разделяется на два сословия: уазданлаг и фарсаглаг. Уазданлагское сословие состоит всего из 4 фамилий, а именно, Сидамонте, Дцадардцонте (точнее — Царазонта — 3. В.), Акузате (точнее — Агузата — 3. В.) и Кусагонте». В этом сообщении содержатся неточности, а именно: во-первых, аристократических родов в Алагирском обществе было не четыре, а, как мы знаем, пять (пропущен род Цахиловых), а если считать Тетлоевых, то и 6; во-вторых, и в Алагирском обществе кроме фарсаглагов и уазданлагов были и кавдасарды и рабы, хотя эти последние никаких повинностей не отбывали уазданлагам. Но в данном случае важно отметить тот факт, что адат древние роды Сндамоновых, Агузовых и др. считает высшим сословием. Одно сообщение, содержащееся в том же сборнике адатов, подтверждает это. Здесь в главе о тагаурцах мы читаем; «Около времени переселения тагаурцев па плоскость прибыла в их ущелье из-за кавказских гор осетинская уазданлагская фамилия Дзантиевых из рода Агузовых. Она поселилась не на запятых никем местах, между границами тагаурцев и куртатипцев, а частью перешла потом на плоскость, где и теперь имеет две деревни (аула). Тагаурские уазданлаги, признавая их одинакового с собою сословия, вступили с ними в родство. По сей причине и по праву иметь кавдасардов фамилия Дзантиевых составляет 11-ую фамилию тагаурских уазданлагов. Таким образом, род Агузовых, а, следовательно, и остальные четыре рода нашего предания по своей знатности признавались равными тагаурским алдарам. В Южной Осетии фамилии из рода Агузовых преимущественно считались аристократическими. Впрочем, здесь в условиях феодальной Грузии осетинское население как «уазданское», так и «черное» составляли одну крестьянскую массу, зависимую от феодалов Грузии, хотя и здесь среди населения традиции знатности сохранились за фамилиями из рода Агузовых и др. Отметим также, что грузинские феодалы-князья Эристави Арагвские по преданию происходили из рода Сидамоновых. И в настоящее время в Грузии сохранилась фамилия Сидамон-Эристави. Наше предание и, в частности, аристократизм происхождения названных родов нашли отражение и в письменных памятниках. Здесь необходимо прежде всего назвать грузинскую поэму «Алгузиани». Автором этой поэмы был известный деятель начала XIX века Иван Ялгузидзе, как это убедительно доказал академик Кекелидзе. Он был по происхождению осетин, получил грузинское образование, но сохранил знание осетинского языка, традиций и быта осетин. Фамилия Ялгузидзе — грузинизированная форма фамилии Агузов (Агузата), из которой происходил автор поэмы. Героем поэмы он берет своего предка Алгуза, т. е. Агуза. Б поэме упоминаются и братья последнего — Сидамон, Сарагон (т. е. Царазон), Куртагон (т. е. Кусагон), Джархили (т. е. Цахил), но они находятся в тени. Зато своего предка Агуза (или Алгуза в поэме) наш автор выставляет в роли могущественного даря черкесов и других народов Северного Кавказа во всем его блеске, доблести и величии. Он возводит его происхождение к царю и пророку Давиду. Известно, что грузинские багратиды приписывали себе происхождение от царя Давида. Иван Ялгузндзе также сближает происхождение своего предка Агуза с династией багратндов, упоминает Багатара Сослана, и для вящего возвеличения производит его от царя Давида и от Августа-Кесаря. |
© 2016, Арчегова Алла Владимировна 3577