СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 01.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Народное предание о происхождении осетин

Нажмите, чтобы узнать подробности

Народное предание о происхождении осетин

В Осетии, как Северной, так и Южной, было распрост­ранено следующее предание о происхождении осетин. Родоначальником осетин является Ос-Багатар. У него было пять сыновей: Сидамон, Царазон, Кусагон, Агуз и Цахил. От них произошли роды Сидамоновых, Царазоновых, Кусагоновых, Агузовых и Цахиловых. Доктор Пфаф сообщает о семи братьях, сыновях Ос-Багатара. Шестого он называет Тетло, а имени седьмого брата он не мог узнать. Однако, общераспространенным следует признать вариант о пяти братьях. По словам того же автора, «каждому из этих сыновей отец перед своею смертью завещал известную вещь, например, Кусагону — кус, т. е. чашу, отчего каждый сын и получил свое название. Каково историческое значение этого предания? В части, касающейся происхождения всех осетин от Ос-Багатара, предание следует считать продуктом свободного творчества первоначального сказителя. Ос-Багатар — титул военного вождя осетин («царя» по грузинской летописи) в средние века. Относить происхож­дение всех осетин к какому-нибудь из «царей» Осетии — представление, явно лишенное логического смысла, ибо осе­тины существовали раньше, чем появился у них вождь под названием «Ос-Багатар». Нетрудно объяснить само происхождение подобного ска­зания. Осетинским аристократическим фамилиям было свойственно производить свое происхождение от какого-ни­будь царя или владельца. Так, тагаурцы производили свое происхождение от армянского царевича — Тагаура, фами­лия Хетагуровых производила себя от родоначальника ка­бардинских князей — Инала, дигорские бадиляты — от вы­ходца из Маджар и т. д. Очевидно, это делалось с расчетом более убедительно об­основать знатность своего происхождения. Но если неправильно производить всех осетин от Ос-Багатара, то не исключается, как это увидим ниже, постанов­ка вопроса о том, не произошла ли от одного из Ос-Багатаров известная часть осетин. Реально историческим в приведенном предании является факт существования древних родов, происшедших от наз­ванных пяти братьев. Хотя эти роды давно распались на многочисленные отдельные роды, но как в Северной Осетии, так и в Южной, до сих пор сохранились живые предания о происхождении этих позднейших родов от более древних ро­дов. Так, в Южной Осетии целый ряд фамилий, проживаю­щих по ущелью Б. Лиахви до с. Сба (Абаевы, Джатиевы, Шавлоховы, Томаевы, Плиевы, Джиджоевы. Гаглоевы, Санакоевы и некоторые другие), составляли ветви древнего рода Агузовых и имели репутацию уазданских, т. е. благо­родных родов. Жители Урстуальского сельсовета, располо­женного выше сел. Сба, Згубир, называли их Агузовыми (Агузата). Разумеется, фамилии из рода Агузата имелись и в других ущельях (напр., в Кударском). Общирный род Ху­буловых (к нему относятся фамилии: Джиоевы, Битиевы, Магкоевы, Гассиевы, Бабаевы, Кокоевы, Карсановы, Остаевы) происходит от рода Кусагоновых. Обширные роды Цхурбаевых (обычно именуются Цховребовыми) и Тедеевых (фамилии — Тедеевы, Биазровы, Лалиевы) причисля­ли себя к роду Сидамоновых. Менее представлен был в Юго-Осетии род Царазоновых (к этому роду относили, в частности, Дзасоховых, Хабаловых). Кое-где сохранились в Южной Осетии до сих пор фа­мильные названия от имен названных древних родоначаль­ников — Сидамонов, Цахилов. Следует отметить, что многие фамилии в Южной Осетии утратили воспоминание о своей связи с этими древними ро­дами. В Северной Осетии районом распространения названных древних родов считается Алагирское ущелье. По сообще­нию д-ра Пфафа жители этого ущелья — аулов Унал, Архон, Лоар, Дей, Дзис и др. причисляли себя к роду Сидамонцев; жители Бад, Мизур, Биз, Нузал и др. большею частью сос­тояли из Царазонцев; жители аулов Дагом, Донисар, Урсдон и др. большею частью принадлежали к роду Кусагонцев. Надо думать, что в настоящее время и в Северной Осе­тии многие ныне существующие фамилии не помнят о своем происхождении от этого или другого из древних родов на­родного предания. Как в Северной Осетии, так и в Южной сохранилась сле­дующая характеристика трех из этих родов: «многочислен­ность Сидамоновых (Сидамони бира); сила, воинственность Агузовых (Агузы ахсар); слава Кусагоновых (Кусагони кад). В Южной Осетии мы слышали «слава Хубуловых», что говорит о том, что род Хубуловых принадлежал Кусагонцам. По одному юго-осетинскому варианту трое из братьев при разделе получили; Сидамон — кусок (целый) золотой ткани (сыгъзгерин тын), Агуз — золотой меч (сыгъзарин кард), Кусаг — золотой мяч (сыгъзарин пурти). Оттого род Сидамона как длинный «тин» распространился по всей стране (т. е. стал многочисленным); роду Агуза достался «ахсар» (отвага, воинственность, сила); роду Кусаг дос­талась в удел слава. Хотя районом расселения древних родов нашего преда­ния считается Алагирское ущелье, а также, как следует из вышеизложенного, и Южная Осетия, но они имеются и в других ущельях. Правда, дигорцы, куртатинцы и тагаурцы не причисляли себя к этим древним родам, но в отношении происхождения куртатинцев и тагаурцев существует другой вариант (более демократический). Два брата Курта и Тага были правнуками Сидамона и переселились из Алагирского ущелья в соседнее Куртатинское ущелье. Впоследствии два брата поссорились, и Курта изгнал Тага из Куртатинского ущелья. Тага поселился в соседнем ущелье. От него прои­зошли тагаурские уазданские фамилии (Тагиата). Таким образом, согласно этому варианту и куртатинцы и тагаурцы имеют общее происхождение с родом названного предания. В связи с этим необходимо отметить, что некоторые южно-осетинские фамилии из рода Агузовых (Гаглоевы, Томаевы) по преданиям переселились на юг из с. Кора, в Куртинском ущелье, что говорит о том, что Агузовы и другие роды, по преданиям распространились кроме Алагирского ущелья и по другим ущельям. Как сообщал еще Клапрот, осетины в районе Дарьялского ущелья (ее. Балта, Ларе, Чми) принадлежали к боль­шому осетинскому племени Сидамоновых. Даже в Дигории имеются фамилии, происходящие от этих родов — выходцы из Алагирского ущелья. Все эти пять родов считались аристократическими. Как известно, осетинские общества в Тагаурии, Дигории и даже в Куртат имели классово-сословное деление. Гос­подствующее сословие составляли уазданские или благород­ные фамилии (алдарские в Тагаурии и Куртат, бадилятские и др. в Дигории). От них находились в разной степени за­висимости фарсаглаги (лично свободные люди), кавдасарды (рожденные от вторых жен) и рабы. Алагирское общество считалось более демократическим. Однако и здесь было то же самое сословное деление, как в предыдущих осетинских обществах с той существенной раз­ницей, что между уазданскими фамилиями и «черными» фа­милиями не было никаких реальных отношений зависимос­ти. Об аристократических родах Алагирского ущелья мы чи­таем в сборнике адатов: «Алагирское общество разделяется на два сословия: уазданлаг и фарсаглаг. Уазданлагское сословие состоит всего из 4 фамилий, а именно, Сидамонте, Дцадардцонте (точ­нее — Царазонта — 3. В.), Акузате (точнее — Агузата — 3. В.) и Кусагонте». В этом сообщении содержатся неточ­ности, а именно: во-первых, аристократических родов в Алагирском обществе было не четыре, а, как мы знаем, пять (пропущен род Цахиловых), а если считать Тетлоевых, то и 6; во-вторых, и в Алагирском обществе кроме фарсаглагов и уазданлагов были и кавдасарды и рабы, хотя эти последние никаких повинностей не отбывали уазданлагам. Но в данном случае важно отметить тот факт, что адат древние роды Сндамоновых, Агузовых и др. считает высшим сословием. Одно сообщение, содержащееся в том же сборнике ада­тов, подтверждает это. Здесь в главе о тагаурцах мы чита­ем; «Около времени переселения тагаурцев па плоскость прибыла в их ущелье из-за кавказских гор осетинская уазданлагская фамилия Дзантиевых из рода Агузовых. Она поселилась не на запятых никем местах, между границами тагаурцев и куртатипцев, а частью перешла потом на плос­кость, где и теперь имеет две деревни (аула). Тагаурские уазданлаги, признавая их одинакового с собою сословия, вступили с ними в родство. По сей причине и по праву иметь кавдасардов фамилия Дзантиевых составляет 11-ую фамилию тагаурских уазданлагов. Таким образом, род Агузовых, а, следовательно, и ос­тальные четыре рода нашего предания по своей знатности признавались равными тагаурским алдарам. В Южной Осетии фамилии из рода Агузовых преимуще­ственно считались аристократическими. Впрочем, здесь в условиях феодальной Грузии осетинское население как «уазданское», так и «черное» составляли одну крестьянскую массу, зависимую от феодалов Грузии, хотя и здесь среди населения традиции знатности сохранились за фамилиями из рода Агузовых и др. Отметим также, что грузинские феодалы-князья Эристави Арагвские по преданию происходили из рода Сидамо­новых. И в настоящее время в Грузии сохранилась фами­лия Сидамон-Эристави. Наше предание и, в частности, аристократизм происхож­дения названных родов нашли отражение и в письменных памятниках. Здесь необходимо прежде всего назвать гру­зинскую поэму «Алгузиани». Автором этой поэмы был из­вестный деятель начала XIX века Иван Ялгузидзе, как это убедительно доказал академик Кекелидзе. Он был по про­исхождению осетин, получил грузинское образование, но сохранил знание осетинского языка, традиций и быта осе­тин. Фамилия Ялгузидзе — грузинизированная форма фами­лии Агузов (Агузата), из которой происходил автор поэмы. Героем поэмы он берет своего предка Алгуза, т. е. Агуза. Б поэме упоминаются и братья последнего — Сидамон, Сарагон (т. е. Царазон), Куртагон (т. е. Кусагон), Джархили (т. е. Цахил), но они находятся в тени. Зато своего предка Агуза (или Алгуза в поэме) наш автор выставляет в роли могущественного даря черкесов и других народов Северного Кавказа во всем его блеске, доблести и величии. Он возво­дит его происхождение к царю и пророку Давиду. Известно, что грузинские багратиды приписывали себе происхождение от царя Давида. Иван Ялгузндзе также сближает происхож­дение своего предка Агуза с династией багратндов, упоми­нает Багатара Сослана, и для вящего возвеличения произ­водит его от царя Давида и от Августа-Кесаря.

11.01.2016 23:31


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!